Требования к уровню освоения дисциплины

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Кафедра менеджмента и мировой экономики

Требования к уровню освоения дисциплины - student2.ru

МЕНЕДЖМЕНТ

Учебно-методический комплекс дисциплины

Специальности 080301 «Коммерция (торговое дело)», 080111 «Маркетинг»

Челябинск, 2008

УДК 65.01

ББК 33.05

М 86

Мохова, Л.Н. Менеджмент [Текст]: учеб.- метод. комплекс дисциплины / Л.Н. Мохова; Челябинский институт (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ».- Челябинск, 2008.- 43 с.

Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Менеджмент» предназначен для студентов специальностей: 080301 «Коммерция (торговое дело)», 080111 «Маркетинг» всех форм обучения.

УМК-Д включает рабочую учебную программу дисциплины, где представлены цели, задачи и предмет дисциплины; требования к уровню освоения дисциплины; объем дисциплины и виды учебной работы; содержание дисциплины; темы семинарских и практических занятий; задания по самостоятельной работе студентов; вопросы для подготовки к экзамену; учебно-методическое обеспечение.

© Челябинский институт (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ», 2008

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Аннотация 4 Инновационные технологии, используемые в преподавании курса 5 Рабочая учебная программа дисциплины 6 1. Цели, задачи и предмет дисциплины 6 2. Требования к уровню освоения дисциплины 7 3. Объем дисциплины 8 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы 8 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы 9 4. Содержание дисциплины 11 5. Темы практических и /или семинарских занятий, тематических дискуссий и деловых игр 16 6. Лабораторные работы (лабораторный практикум) 19 7. Задания для самостоятельной работы студентов 21 8. Тематика контрольных работ 20 9. Вопросы для подготовки к экзамену 21 10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 24 10.1. Литература 24 10.2. Методическое обеспечение дисциплины 25 10.2.1. Сценарии деловых игр 25 10.2.2. Проверочный тест 28 10.3. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины 31    

Аннотация

Учебно-методический комплекс дисциплины «Менеджмент» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образо-вания и является основной образовательной программой по специальностям 080301 «Коммерция (торговое дело)», 080111 «Маркетинг».

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепро-фессиональных дисциплин и является обязательной для изучения.

В учебно-методическом комплексе раскрываются цели и задачи изучения дисциплины, объём дисциплины, содержание курса и требования к уровню освоения содержания дисциплины. Приводятся темы практических и семинарских занятий, задания для самостоятельной работы, темы контрольных работ, вопросы для подготовки к экзамену и учебно-методическое обеспечение дисциплины.

Составитель: Мохова Л.Н., кандидат педагогических наук, доцент.

Утвержден на заседании Учебно-методического совета Челябинского института (филиала) ГОУ ВПО «РГТЭУ» «____»__________ 2008 г.,

протокол №___.

Согласовано:

Зав. библиотекой:

Инновационные технологии, применяемые в преподавании курса «Менеджмент»

Деловая игра – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений в учебно-практической деятельности; обучение приобретает совместный, коллективный характер в результате соблюдения норм компетентных предметных действий и норм социальных отношений коллектива. Диалогическая основа игровой деятельности представлена проблемным содержанием имитационной модели воссоздающей условия и динамику производства. (Тема 15).

Круглый стол – один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога. ( Тема 2, 8).

Проблемные ситуации – обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. При данном методе обучения студент самостоятельно формирует и предлагает гипотезу решения ситуации и ее обосновывает. (Тема 10, 16).

Презентация – способ наглядного представления информации, как правило, с использованием аудиовизуальных средств. (Тема 3,12).

Тестирование – метод использования стандартизированной системы заданий, содержащая варианты ответов, позволяющих определить уровень усвоения теоретического материала. (Тема 11).

Тренинг – вид социально-психологического тренинга, направленный на приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для успешного общения в условиях профессиональной деятельности. Так развиваются умения вести переговоры, выступать перед большой аудиторией, проводить совещания, адекватно вести себя в конфликтных ситуациях, преодолевать стрессовые состояния и управлять ими. ( Тема 6,14).

Рабочая учебная программа дисциплины

1.1. Цель и задачи дисциплины:

Цель учебной дисциплины – активизация образовательного процесса по освоению теории и практики менеджмента, формирование организаторских и коммуникативных способностей студентов. Задачи дисциплины:

- ознакомить студентов с основными тенденциями развития менеджмента в современных условиях; функциями менеджмента;

- обучить системному подходу к решению проблем организации и принятию управленческих решений;

- содействовать активному проявлению логичности и самостоятельности мышления, творческого подхода при анализе и оценке конкретных практических ситуаций в различных областях деятельности организации.

1.2. Основные знания и умения, приобретаемые студентами при изучении дисциплины:

В результате освоения дисциплины «Менеджмент» будущие специалисты должны знать:

§ основы планирования, организации, координации, мотивации, контроля и анализа деятельности структуры,

§ эффективные управленческие решения в профессиональной деятельности;

§ основы целеполагания и прогнозирования управленческой деятельности;

§ иметь представление о проектировании организационных структур, организационной культуре;

§ профессиональные качества менеджера;

приобретение практических навыков: организационно-методического и системного подхода в деятельности менеджера, в области постановки целей организации, проектировании ее организационной структуры и прогнозировании деятельности, выработке альтернатив, принятии управленческих решений, в применении наиболее эффективных методов мотивации трудовой деятельности, преодолении конфликтных ситуаций, навыки эффективной коммуникации и организации деятельности персонала, а также оценке эффективности управления.

Требования к уровню освоения дисциплины

Государственный образовательный стандарт устанавливает следующие требования к образовательному минимуму по дисциплине «Менеджмент» для специальностей:

080301 «Коммерция (торговое дело)»

ОПД.Ф.06 Менеджмент Понятие, сущность, закономерности, принципы и основные категории менеджмента. Эволюция концепций менеджмента. История и особенности российского менеджмента. Организация как система управления; жизненный цикл и типы организации; стратегическое управление организацией. Формальные и неформальные группы в организации. Функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль), их взаимосвязь и динамика. Виды организационных структур управления, принципы проектирования структуры управления организацией. Методы менеджмента: экономические, организационно-распорядительные, социально-психологические. Решения в менеджменте: требования к решениям, этапы принятия, оценка эффективности. Принципы проектирования оптимальных систем мотивации труда. Формы власти и влияния, основные теории лидерства, органические функции руководителя. Самоменеджмент. Адаптация стилей руководства к деловым ситуациям. Управление конфликтами, стрессами и изменениями. Оценка эффективности управления.

080111 «Маркетинг»

ОПД.Ф.06 Менеджмент Понятие, сущность, закономерности, принципы и основные категории менеджмента. Эволюция концепций менеджмента. Особенности российского менеджмента. Организация как система управления; жизненный цикл и типы организации; стратегическое управление организацией. Формальные и неформальные группы в организации. Функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль), их взаимосвязь и динамизм. Виды организационных структур управления, принципы проектирования структуры управления организацией. Методы менеджмента: экономические, организационно-распорядительные, социально-психологические. Решения в менеджменте: требования к решениям, этапы принятия, оценка эффективности. Принципы управления персоналом, особенности подбора и оценки профпригодности специалистов-маркетологов. Принципы проектирования оптимальных систем мотивации труда. Формы власти и влияния, основные теории лидерства, органические функции руководителя. Самоменеджмент. Адаптация стилей руководства к деловым ситуациям. Управление конфликтами, стрессами и изменениями. Оценка эффективности управления.

Наши рекомендации