В период государственного социализма 2 страница
Итоги коллективизации в СССР.В основном коллективизация в Советском Союзе была завершена в 1931 - 1932 гг., хотя в ряде мест она продолжалась и в последующие годы. В годы второй пятилетки ее проводили в национальных районах СССР, накануне Великой Отечественной войны - на территории Молдавии, Западной Украины и Западной Белоруссии, после войны - в Прибалтике. Каковы же результаты этих преобразований? Во-первых, в СССР в аграрном секторе произошла концентрация сельскохозяйственного производства. Вместо миллионов мелких единоличных хозяйств было создано 240 тыс. колхозов и 4 тыс. совхозов, что, несомненно, следует оценивать как положительный факт. Во-вторых, была проведена механизация сельского хозяйства, в результате энерговооруженность труда возросла в 3 - 4 раза. Таким образом, по этим показателям условия для функционирования сельского хозяйства улучшаются.
Однако при этом следует учитывать, что механизация в аграрном секторе была точечной. Механизированы были только отдельные операции, в целом же в сельском хозяйстве преобладал ручной труд. Кроме того, хорошо известно, какими методами в СССР проводили коллективизацию. В ходе ее произошло массовое раскулачивание не только зажиточных крестьян, но и значительной части середняков, т. е. наиболее крепких, опытных и трудолюбивых крестьян. В результате в деревне на смену крепкому хозяину приходит ленивый, расхлябанный, склонный к пьянству и обману колхозник. Так происходило снижение квалификации основной массы работников сельского хозяйства.
Таким образом, можно констатировать, что в сельском хозяйстве, в отличие от промышленности, реконструкция не дала положительных результатов. В результате на протяжении многих лет после «великого перелома» получаемая сельскохозяйственная продукция существенно не превышала тех объемов, что были достигнуты в годы нэпа. Такая тенденция сохраняется и в 50-х и даже в 60-х гг. Застой сельскохозяйственного производства в условиях высокого прироста численности населения вел к неизбежному нарастанию продовольственных трудностей в СССР в последующие годы. Следовательно, коллективизация не повысила эффективность сельского хозяйства.
Однако при этом она гарантировала мгновенное, по масштабам истории, создание условий для индустриализации. Во-первых, в результате коллективизации и механизации сельского хозяйства в деревне освободилось примерно 20 млн. человек. Почти все они ушли работать в промышленность, тем самым, решив для нее проблему кадров. Во-вторых, коллективизация гарантировала распределение продукции в строгом соответствии с директивами центра. Это позволило обеспечить более или менее регулярное снабжение городов продовольствием. Поэтому если рассматривать коллективизацию только в этом аспекте, то она завершилась весьма успешно.
Примерные уставы сельхозартели.Итоги коллективизации были законодательно закреплены в двух актах - «Примерных уставах сельскохозяйственной артели» 1930 и 1935 гг. В уставе 1930 г. отмечалось, что полевые наделы колхозников обобществляются, и создается единый земельный массив. Обобществляется также рабочий и продуктивный скот, семенные и кормовые запасы, хозяйственные постройки. В личном пользовании оставались приусадебные участки, а в личной собственности - постройки, молочный скот, мелкий инвентарь и т. д. Прием в члены артели производился правлением, решение которого утверждалось общим собранием. Кулаки и лица, лишенные избирательных прав, в артель не принимались. За колхозами были закреплены имеющиеся у них земли, переделы земель были запрещены. В 1933 г. были установлены примерные нормы выработки и расценки в трудоднях для колхозников. В соответствии с положением примерного устава сельхозартели 1935 г., прием в колхоз стало осуществлять не правление, а общее собрание, исключение из колхоза можно было обжаловать в райисполкоме. В качестве основной формы организации труда Устав закрепил бригаду, в качестве оплаты труда - трудодень и сдельную оплату. Трудодень - это форма контроля и учета затрат труда и распределения доходов среди колхозников, применяемая в колхозах в 1930-х - первой половине 1960-х гг. Однако, как натуральный, так и денежный фонды колхозов распределялся по остаточному принципу.
Правовое регулирование в сфере промышленного производства.В 1930-х. гг. в Советском Союзе осуществлялся ряд мер, направленных на усиление плановых начал в народном хозяйстве. Тяжелые условия труда в условиях слабой механизации на новостройках и промышленных предприятиях привели к росту миграционной подвижности рабочей силы. В связи с этим государство провело ряд мероприятий, направленных на ограничение свободного передвижения населения. В конце 1932 г. в СССР была введена система внутренних паспортов и прописки. Наркомтруд получил право переводить квалифицированных рабочих и специалистов на работу в любое место и на любое предприятие без их согласия. В эти же годы был принят ряд законов, направленных на укрепление трудовой дисциплины. Директора предприятий получили право увольнять рабочих без согласования с профсоюзами. За прогул, т. е. за отсутствие на работе в течение рабочего дня без уважительной причины, рабочего могли уволить или отдать под суд.
7 августа 1932 г. в СССР был издан закон «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной социалистической собственности». В соответствии с этим законом, в качестве судебной репрессии применялась высшая мера наказания - расстрел с конфискацией всего имущества. При смягчающих обстоятельствах расстрел мог заменяться лишением свободы сроком не менее 10 лет с конфискацией имущества. Действие закона распространялось на широкий круг преступлений, в том числе хищение, спекуляцию, мошенничество и др. Ярким примером государственного регулирования жизни граждан была установление в 1929 г. так называемой непрерывки. При этом семидневная неделя упразднялась, а вместо нее устанавливалась «пятидневка» - четыре дня рабочих, а пятый - выходной, который приходился на любой день недели. Данная система оказалась очень неудобной и была отменена в 1940 г., когда днем отдыха снова стало воскресенье.
В декабре 1939 г. были установлены дифференцированные нормы страхового обеспечения, зависящие от стажа работы на данном предприятии (учреждении). Одновременно правительство вводило на производстве трудовые книжки, в которых фиксировалась занимаемая должность, поощрения и взыскания, налагаемые на работника. Принятый 26 июня 1940 г. Указ Президиума Верховного Совета СССР предусматривал поистине драконовские меры по укреплению дисциплины, близкие к закрепощению рабочих. Самовольное увольнение с работы запрещалось, прогулы карались исправительно-трудовыми работами на рабочем месте с удержанием 25% заработка. В стране была повышена обязательная мера труда: вместо существовавших шести - и семичасового рабочего дня устанавливался восьмичасовой; вместо пятидневной рабочей недели - шестидневная.
В октябре 1940 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР наркоматам было предоставлено право переводить рабочих и служащих с одного предприятия на другое (независимо от их территориального расположения) в принудительном порядке. В то же время принимается Указ «О государственных трудовых резервах», на основании которого в стране была развернута сеть ремесленных училищ и фабрично-заводских школ для подготовки кадров квалифицированных рабочих. Государственные резервы рабочей силы должны были находиться в непосредственном распоряжении правительства.
Обязательный минимум трудодней.Переход на рубеже 1920 - 1930-х гг. к методам «командной экономики» сопровождался усилением мер внеэкономического принуждения в народном хозяйстве. Мизерная оплата труда, отчуждение крестьянина от земли и его фактическое закрепощение отнюдь не способствовали укреплению дисциплины труда. Трудовая дисциплина являлась «больным» вопросом колхозной жизни, поэтому майский (1939 г.) Пленум ЦК ВКП (б) наметил меры по ее укреплению в колхозах. Для каждого трудоспособного колхозника в зависимости от зоны устанавливался обязательный минимум трудодней.
Реконструкция народного хозяйства и кадры.Начавшаяся в стране индустриализация потребовала обновления технических кадров. Развернувшиеся с конца 20-х гг. политические репрессии в СССР коснулись вначале старых специалистов еще с дореволюционным стажем. В апреле 1928 г. было объявлено о саботаже старой технической интеллигенции («шахтинское дело»). С этого времени началось массовое изгнание обвиненных в «правом уклоне» или «чуждом социальном происхождении» сотрудников Госплана, ВСНХ, ЦУНХа, Наркомзема, Наркомфина и других народно-хозяйственных наркоматов. В 1930 - 1931 гг. в стране прошли многочисленные судебные процессы над «саботажниками» из среды «буржуазных специалистов» (процессы «Промпартии», «Крестьянской трудовой партии», над специалистами ВСНХ и др.). Массовое избиение руководящих и инженерно - технических кадров при их нехватке в условиях реконструкции народного хозяйства и широкое выдвижение на руководящие посты рабочих - членов партии негативно сказывалось на развитии производства. Летом 1931 г. была предпринята попытка остановить этот процесс. Были осуждены уравниловка в оплате труда, гонения на старых специалистов («спецеедство»), слишком быстрое выдвижение неквалифицированных людей. Одновременно по отношению к старым кадрам отменялись некоторые дискриминационные меры.
«Принудительный труд» в СССР.К концу 1930-х гг. советская экономика все более стала приобретать «лагерный» характер. В результате массовых репрессий значительная часть населения оказалась в тюрьмах, лагерях и на спецпоселении. По различным оценкам, в системе ГУЛАГа в разное время работало от 10 до 15 млн. человек. Труд заключенных стал включаться в показатели пятилетних планов, а внутри ГУЛАГа, ставшего крупнейшим народно-хозяйственным наркоматом. В годы довоенных пятилеток система ГУЛАГа среди всех наркоматов занимала первое место по объему выпускаемой продукции, заключенные также производили примерно 20% общего объема строительных работ. Силами заключенных и спецпереселенцев были построены такие города, как Ангарск, Магадан, Магнитогорск, Новоуральск, Норильск, Озерск и многие другие.
Финансовая политика.Во второй половине 20-х гг. постепенно происходит расстройство денежной системы, созданной при Наркомфине Г.Я.Сокольникове в 1922 -1924 гг. Инфляция стала заметна уже к концу 1925 г., когда денежная масса в обращении возросла в СССР наполовину. Это привело к быстрому росту цен, в результате в 1926 г. в СССР был приостановлен свободный обмен червонцев на золото и введен запрет на вывоз советской валюты за рубеж. В 1928 г. был запрещен ввоз иностранной валюты в Советский Союз и ликвидирован частный валютный рынок. Денежная эмиссия Госбанка обесценила советский рубль и уже в конце 20-х гг. положила конец его конвертируемости на мировом денежном рынке. В результате широкомасштабной эмиссии быстро возросли цены на внутреннем рынке; с 1928-го по 1932 г. они увеличились почти в 8 раз. В условиях «галопирующей» инфляции правительство пыталось удержать цены в оптовой и розничной торговле, однако это привело к острому товарному дефициту. В этой ситуации в январе 1929 г. в СССР в условиях мирного времени вводится карточная система распределения.
Карточная система.Вначале карточки (заборные книжки) на хлеб были введены в Ленинграде, затем, с марта 1929 г., в Москве и других городах. Со второго квартала 1929 г. карточная система была распространена на сахар, а вскоре и на другие продукты питания - крупу, масло растительное и животное, мясо, рыбу, сахар, чай, яйца. В ряде городов была введена нормированная продажа населению некоторых промышленных товаров по членским книжкам и специальным ордерам. Заборные книжки выдавались только лицам, занятым общественно-полезным трудом и имевшим источником своего существования трудовые доходы. В основу карточной системы был положен классово-производственный принцип. В начале 1931 г. все трудящееся городское население было разделено на три группы. В первую группу входили рабочие, которые в свою очередь, делились на индустриальных и прочих. К индустриальным рабочим, помимо занятых на фабрично-заводских предприятиях, а также рабочих транспорта и связи, был отнесен инженерно-технический персонал на производстве, комполитсостав Красной армии и Флота, войск ОГПУ, строевой состав милиции, ученики и преподаватели школ ФЗУ. К прочим рабочим, кроме не занятых в промышленном производстве, относились кустари, учащиеся и преподаватели индустриальных вузов и техникумов. Вторую группу снабжения составляли служащие, а также члены семей рабочих и служащих, лица свободных профессий. В третью группу входили дети до 14 лет.
Одновременно в стране создавалась сеть закрытых распределителей, обслуживающих работников определенных предприятий и организаций. Кроме того, при крупнейших предприятиях создавались самостоятельные закрытые рабочие кооперативы. Большинство их было создано в основных отраслях тяжелой промышленности (угольной, металлургической, нефтяной, машиностроительной). Кроме того, в системе потребительской кооперации были образованы специальные потребительские общества по обслуживанию железнодорожников, водников, рабочих совхозов, лесной и рыбной промышленности.
Мобилизация средств населения.Проведение индустриализации без кредитов и займов извне привело к широкому использованию разнообразных способов выкачивания средств у населения. Главным орудием этой мобилизации стали налоги. Была усилена классовая дифференциация подоходного налога, проведена реформа промыслового сельскохозяйственного налогов. В 1931 г. в СССР были введены единовременные сборы на нужды хозяйственного и культурного строительства в городах и сельских местностях и единовременный сбор на нужды жилищного строительства в городах. На следующий год эти сборы были повторены, а затем, начиная с 1933 г., сделались постоянной частью системы налоговых платежей населения в форме единого сбора на нужды жилищного и культурно-бытового строительства.
Существенную роль в мобилизации средств населения сыграло развитие сберегательного дела. Были приняты меры по расширению сети сберегательных касс, в результате за период с 1926 по 1933 г. число вкладчиков увеличилось в 20 раз. С конца 1920-х гг. составной частью внутренней политики стали внутренние займы, именовавшимися «займами индустриализации». Были выпущены первый, второй, третий займы «индустриализации». В 1930 г. займовые операции государства у населения были унифицированы путем обмена облигаций ранее выпущенных массовых займов на облигации займа «Пятилетка в четыре года». Все эти займы были принудительными, обязательными для всего населения.
Социальное развитие.В условиях реконструкции народного хозяйства происходят изменения в социальной политике государства. Стремительный рост промышленности привел к столь же быстрому росту городского населения и урбанизации. Численность рабочего класса за годы довоенных пятилеток выросла в 2,5 раза. Пополнение это пришло из деревни, что породило ряд негативных явлений. Увеличились число поломок техники, выпуск брака, усилилась текучесть рабочей силы, стало намного больше прогулов. Выросли травматизм, пьянство, хулиганство. Обострился и жилищный вопрос. На исходе 30-х гг. на одного горожанина в СССР стало приходиться меньше жилплощади, чем до революции. Большинство горожан обитало в коммунальных квартирах, бараках, подвалах и землянках.
Что касается крестьянства, то оно было превращено в колхозное и, фактически, закрепощено. По сути, общинные структуры были заменены колхозными. С одной стороны, колхозники фактически бесплатно работали в колхозах, с другой - постоянно выполняли различные государственные повинности, такие, как строительство дорог, лесозаготовки и другие. В 1932 году в стране ввели паспорта, но колхозники их не получили. Это означало, что они теряли право свободного передвижения по стране. Юридически, колхозник мало чем отличался от крепостного, и все эти ограничения распространялись на членов его семьи. Еще одна тенденция социального развития - это появление значительных социально неполноправных слоев населения. К ним можно отнести крестьянство в целом и зажиточное в особенности, а также огромный массив лиц непролетарского происхождения. Третья тенденция социального развития Советского Союза в 30-х гг. - это консервация низкого уровня жизни.
Развитие советского государственного аппарата.Грандиозное хозяйственное строительство обусловило необходимость совершенствования государственного аппарата, приспособления его к решению новых задач. В целом система внешних органов власти не претерпела заметных изменений. Но для данного периода характерно возрастание роли союзных органов, решающих важнейшие вопросы жизни страны – перспективы развития промышленности и сельского хозяйства, финансовые проблемы, пятилетний план развития народного хозяйства.
В конце 1920-х – начале 30-х годов в силу редкого созыва съезда Советов и удлинения перерыва между сессиями ЦИК СССР, нормотворческая деятельность Президиума ЦИК расширилась. Развитие хозяйственно-организаторской, культурно-воспитательной функций государства объективно привело к тому, что Президиум ЦИК в ряде случаев решал вопросы, отнесенные к компетенции не только ЦИК, но и съезда Советов СССР. Он мог приостанавливать и отменять постановления Совнаркома СССР, приостанавливать постановления съездов Советов союзных республик. Однако, он был полностью ответственен перед ЦИК СССР и все декреты и постановления, определявшие нормы политической и экономической жизни СССР, должен был вносить на утверждение ЦИК СССР.
В связи с огромными масштабами социалистического строительства неуклонно возрастала роль Совнаркома. Усиливалась его законодательная и распорядительная деятельность, он стал представлять на рассмотрение ЦИК СССР и Президиума ЦИК основную массу законопроектов. Так, за первую половину 1927 года 80% законопроектов, рассмотренных Президиумом ЦИК СССР, поступило из Совнаркома. СНК осуществлял всю основную работы по общему руководству управлением, экономическим развитием страны и внешней политики. Деятельность СНК и Президиума ЦИК была взаимосвязанной, о чем свидетельствует издание их совместных постановлений по вопросам советского и хозяйственного строительства.
Уже в 1924-1925 гг. встал вопрос об оживлении Советов, о сближении их, а, соответственно, и всего государственного аппарата, с широкими массами трудящихся, укреплении таким путем советской демократии. Политика оживления Советов выразилась в привлечении к управлению страной лучших представителей рабочего класса и трудящегося крестьянства: через массовые организации, комиссии и комитеты, совещания, делегатские собрания, союзы молодежи, кооперативные и другие, как партийные, так и беспартийные объединения, соединяющие Советы с населением.
В декабре 1925 года ВЦИК утвердил положение о горсоветах. Это положение расширило права городских Советов. Для более широкого вовлечения пролетарских и трудящихся масс города в государственное управление при городских Советах образовались секции: коммунального хозяйства, финансово-бюджетная, народного образования, здравоохранения. В них наряду с членами Советов входили представители профсоюзов, фабзавкомов и других организаций.
Июльский Пленум ЦК ВКП (б) 1926 года подчеркнул необходимость скорейшего проведения этого положения в жизнь. Городские Советы были организованы во всех городах и рабочих поселках. Помимо секций, предусмотренных Положением 1925 года, учреждалась секция Рабоче-крестьянской инспекции. Было предусмотрено образование отделов: коммунального, финансового, труда и других. 21 марта 1927 года ВЦИК и СНК СССР приняли Положение о постоянных комитетах (секциях) при районных и волостных исполнительных комитетах и сельских советах. Секции заслушивали отчеты по соответствующим отраслям и имели право обследовать учреждения и предприятия по поручению исполкома или сельсовета. Работа секций проходила в тесной связи с местными Советами и их исполкомами.
В целях приближения партийного, советского и хозяйственно-кооперативного аппарата к району и селу было проведено районирование. Старое административно-хозяйственное деление (губерния, уезд, волость), не учитывавшее экономических и национальных особенностей отдельных частей страны, заменялось новым административным делением, которое отражало не только экономические особенности и перспективы страны, но и особенности быта, национального состава населения. Последнее обуславливало образование новых советских автономных республик, областей, округов.
Районирование означало укрупнение волостей и преобразование их в районы, а бывших уездов и губерний – в округа, которые объединялись в области (края) или ставились в непосредственное подчинение верховным органам союзных республик. В основном районирование было закончено к маю 1929 года.
В связи с осуществлением районирования изменилось Положение о Советах. Первое типовое положение о местных Советах, разработанное с учетом нового административно-территориального деления, было принято сессией ВЦИК в 1928 году. Оно касалось краевых (областных), окружных и районных Советов и их исполнительных комитетов.
Огромную роль в деле оживления Советов сыграла борьба с бюрократизмом в государственном аппарате. В этой связи существенно повысилась роль РКИ. Специальным постановлением ЦИК и СНК СССР от 4 мая 1927 года были расширены права РКИ, которая могла теперь давать обязательные для всех ведомств указания по вопросам упрощения и сокращения, учета и отчетности, ликвидации отдельных органов, сокращения излишних штатов, изменения организационного строения отдельных частей учреждений и предприятий. Деятельность ЦКК и РКИ проходила в тесной связи с участием рабочих масс. Это было достигнуто путем создания различных массовых организаций, работавших под руководством ЦКК-РКИ: временных контрольных комиссий в учреждениях, бюро жалоб, комсомольской «легкой кавалерии», внештатных инспекторов и других.
Одним из способов улучшения государственного аппарата было очищение его от чуждых и бюрократических элементов. Постановлением ЦИК и СНК от 1 июня 1929 года органам РКИ было предоставлено право издавать обязательные для всех учреждений, предприятий и организаций постановления о запрещении отдельным лицам занимать любые должности или какую-либо определенную должность в системе того или иного ведомства, либо в определенной местности, либо в определенном учреждении. В 1929-1931 гг. были осуществлены всеобщая проверка и чистка личного состава государственных учреждений. К середине 1931 года было отстранено от работы 164 тысячи человек. В результате чистки в государственный аппарат влились тысячи выдвиженцев, удельный вес работы увеличился.
Земельное и колхозное право. Важную роль в подготовке массовой коллективизации сыграла земельная политика советского государства, проводимая после XV съезда. Наиболее яркое воплощение она получила в законе «Общие начала землепользования и землеустройства», утвержденном 15 декабря 1928 года. По этому закону преимущественное право на получение земли в трудовое пользование имели, прежде всего, сельскохозяйственные коллективы, а также бедняцкое и середняцкое безземельное и малоземельное население. Лица, лишенные избирательных прав, могли получить землю в трудовое пользование в последнюю очередь. Закон предусматривал внеочередное землеустройство колхозов. Причем землеустройство колхозов, бедняцких и маломощных середняцких хозяйств проводилось за счет государства. Выделение на хутора кулацких и зажиточных хозяйств не допускалось. Новый закон запретил сдачу земли в аренду кулакам.
Закон от 15 декабря 1923 года внес существенные изменения в положение о земельных обществах: члены земельного общества, лишенные избирательных прав в Советы, были лишены права решающего голоса на сходах земельных обществ и права быть избранными в выборные органы земельных обществ. Охрана батраков от кулацкой эксплуатации обеспечивалось также путем распространения действия кодекса законов о труде на наемных работников в кулацких хозяйствах.
Большое значение придавалось организации МТС. 5 июня 1929 года было издано постановление СТО «Об организации машинно-тракторных станций», положившее начало широкому строительству МТС. Все эти мероприятия создавали условия для перехода к политике сплошной коллективизации сельского хозяйства и ликвидации кулачества как класса.
Развитие уголовного права. Издание основных начал уголовного законодательства СССР и союзных республик в 1924 году вызвало необходимость в приспособлении республиканских уголовных кодексов к общесоюзному законодательству. Нужно было их пересмотреть под углом зрения тех принципов, которые были зафиксированы в общесоюзном уголовном законодательстве. В связи с этим и был издан в ноябре 1926 года новый Уголовный кодекс РСФСР. Он был введен в действие с 1 января 1927 года, действовал в течение 34 лет (до 1 января 1961 года, когда был введен в действие новый кодекс).
Уголовный кодекс РСФСР стал новым важным звеном в развитии уголовного законодательства. Многие положения этого кодекса были затем учтены и отражены в уголовных кодексах других союзных республик, изданных в 1927-1935 годах. Кодекс не внес серьезных изменений в основные положения и принципы советского уголовного права, сложившиеся к тому времени. Вместе с тем он был более полным, давал более подробный перечень составов преступлений, хотя исчерпывающего перечня он не содержал, предусматривая применение закона по аналогии. УК РСФСР опирался на обобщенный опыт работы советских судебных и исправительно-трудовых учреждений, накопившийся в период 1917-1936 годов.
Кроме Основных начал в этот период были изданы и другие общесоюзные уголовные законы: Положение о преступлениях государственных (постановление ЦИК СССР от 25 февраля 1927 года) и Положение о воинских преступлениях (постановление ЦИК и СНК СССР от 27 июля 1927 года). Под государственными понимались контрреволюционные преступления и особо опасные для СССР преступления против порядка управления. Основной признак этих последних преступлений (бандитизм, подделка документов и др.), определяющий их принадлежность к числу государственных, тот, что они «… колеблют основы государственного управления и хозяйственной мощи Союза ССР и союзных республик». Основной признак, отличающий эти преступления от контрреволюционных, – отсутствие контрреволюционной цели при совершении деяния.
Большое значение приобретает также борьба с организацией и деятельностью лжекооперативов как в городе, так и в деревне. Они создавались под видом кооперации для получения льгот и преимуществ. Постановлением СНК СССР от 28 декабря 1928 года «О мерах борьбы с лжекооперативами» виновные в их организации приговаривались в лишению свободы сроком до 5 лет с конфискацией всего или части имущества. Манифестом юбилейной сессии ЦИК СССР от 15 октября 1927 года было значительно ограничено применение смертной казни. К смертной казни приговаривались только лица, виновные в государственных, воинских преступлениях и вооруженном разбое.
Семейное право. Принятый ВЦИК в октябре 1918 года Кодекс законов об актах гражданского состояния, семейном и опекунском праве формально действовал без существенных изменений до 1927 года. Он широко применялся в судебной и административной практике и в значительной мере снизил влияние церкви на брачно-семейные отношения. А это и составляло одну из важных задач советского брачного законодательства. Как отмечал нарком юстиции РСФСР Д.И.Курский, к 1925 году регистрация браков по советскому закону «стала бытовым фактом… обычным способом оформления брачных отношений и получила полное признание на территории РСФСР».
Признание Кодексом 1918 года только браков, зарегистрированных в органах записи актов гражданского состояния, однако, лишало правовой защиты незарегистрированный фактический брак. Так, перепись 1923 года отметила около 100 тысяч незарегистрированных браков, причем свыше 30% их продолжалось длительное время, в семьях росли дети. Следовательно, получалось, что действующий закон оставил без правовой защиты сотни тысяч женщин. В связи с этим обстоятельством Наркомюст приступил к разработке нового кодекса. В октябре 1925 года проект нового кодекса был внесен на рассмотрение ВЦИК. Проект широко обсуждался в печати, на собраниях рабочих, служащих, крестьян. 19 ноября 1926 года Кодекс о браке, семье и опеке был принят и введен в действие с 1 января 1927 года. Действовал он до 1969 года.
Кодекс 1926 года узаконил фактический брак, но вместе с тем, не ставил знака равенства между зарегистрированным браком и фактическими брачными отношениями. Напротив, Кодекс подчеркивал, что регистрация брака устанавливается как в государственных, так и в собственных интересах, что она имеет целью облегчить охрану личных и имущественных прав и интересов супругов и детей. Наконец, закон установил в качестве условия для признания фактического брака совместное проживание, ведение общего хозяйства и выявление супружеских отношений перед третьими лицами, в переписке и других документах, в материальной поддержке, совместном воспитании детей. Новый кодекс уравнивал фактический брак с зарегистрированным лишь в вопросах получения алиментов на воспитание детей и раздела совместно нажитого имущества. Но судебная практика фактически распространила закон на все права и обязанности супругов. Кодекс 1926 года установил единый минимальный брачный возраст в 18 лет, но в исключительных случаях постановлением ВЦИК и СНК местные исполкомы могли снижать возраст вступающей в брак женщины, но не более чем на один год.
Кодексом 1926 года было подтверждено действовавшее положение об абсолютном праве развода. Докладывая сессии ВЦИК проект нового кодекса, Д.И.Курский высказался за необходимость «во всей неприкосновенности сохранить положение, провозглашенное Октябрьской революцией еще в 1918 году, абсолютное право развода», которое он характеризовал как одно из основных завоеваний, полученных советской женщиной в результате революции.