Опыт построения и реформирования пенсионных систем в развитых странах
Experience of construction and reforming of pension systems in the developed countries
Аннотация: Статья анализирует понятие и разновидности пенсионных систем в развитых странах. Автор исследует историю пенсионных систем, их проблемы и предлагает пути решения данных проблем.
Annotation: Article analyzes a concept and kinds of pension systems of the developed countries. The author investigates history of pension systems, their problems and offers solutions of these problems.
Ключевые слова:пенсионные системы в развитых странах, опыт построения и реформирования.
Key words: pension systems in the developed countries, experience of construction and reforming.
Актуальность темы определяется тем, что при проведении пенсионных реформ в развитых странах используются различные методы адаптации устаревших пенсионных систем к изменившимся социальным и демографическим условиям. Так по данным статистического управления ЕС, к 2050 году число людей в трудоспособном возрасте от 15 до 64 лет сократится в регионе на 52 миллиона, или на 17 %. При этом за те же 45 лет число пожилых людей в возрасте 65 лет и старше почти удвоится, что составит около трети всего населения ЕС.
В последнее десятилетие возникло широкое понимание важности пенсионных систем для экономической стабильности государств и социального обеспечения их стареющего населения. Устойчивая тенденция сокращения численности трудоспособного населения при росте продолжительности жизни, замедление темпов экономического роста обусловили необходимость реформирования существующих пенсионных систем[1].
История пенсионных систем насчитывает тысячи лет. В далекой древности Ю. Цезарь ввел систему военных пенсий в Риме, назначение которых имело характер награды или привилегии. С развитием системы государственной власти изменялось и назначение пенсий, постепенно приобретая социальный характер. Так в свое время и возникла идея пенсионного обеспечения, которая предполагала обеспечение средствами жизни человека, когда он утрачивает ранее получаемые им доходы от трудовой деятельности[2].
О. В. Воронкова считает, первая в мире государственная система пенсий была введена в Германии в 1889 году, которая была ориентирована на сохранение социального статуса работающего после выхода на пенсию, и финансировалась за счет обязательных взносов работников и их работодателей. Традиционно создателем государственного социального страхования считается Отто фон Бисмарк. Его заслуга заключается в том, что он содействовал объединению существовавших в то время частных пенсионных фондов обеспечения, носивших название "фонды взаимопомощи", в государственную пенсионную систему, основанную на принципах страхования[3].
В 1891 году и в 1898, соответственно, Дания и Новая Зеландия ввели иную систему пенсий, которая была ориентирована на целевую помощь бедным и предполагала поддержание минимального уровня дохода бедного населения. Она финансировалась за счет общих налоговых доходов, использовала проверку нуждаемости в выплатах и гарантировала плоский уровень выплат.
В последующие годы большинство западноевропейских стран сформировали системы пенсионного страхования, ориентированные как на германскую, так и датскую модели. В странах, где пенсионные системы были основаны на страховых взносах, вводились гарантии минимальной пенсии. В странах, ориентировавших пенсионную систему на равные пенсии, финансируемые за счет общих доходов, отменился контроль нуждаемости. Это отразило постепенное сближение пенсионных систем.
В. В. Заболоцкая полагает, следует отметить тот факт, что почти все развитые государства еще в 1980-1990 года предприняли шаги по приспособлению своих пенсионных систем к меняющимся условиям мировой экономики. Преобразование мировой системы пенсионного обеспечения было связано с ухудшающейся демографической ситуацией в мире в целом, и в частности феноменом старения населения, которое оказывает огромное влияние на качественное изменение демографического состава населения, увеличивая в нем долю нетрудоспособного. Так, по прогнозам МВФ, к 2050 году во всех промышленно развитых странах произойдет значительное увеличение доли населения пенсионного возраста (доля пенсионеров увеличится в 2 раза). Больше всего населения пенсионного возраста будет в Японии, Италии и Германии[4].
В развитых странах различают классическую, социально-ориентированную и либерально-демократическую модели пенсионного обеспечения. Согласно классической "модели Бисмарка" (Германия, Испания, Франция), пенсионное обеспечение осуществляется путем перераспределения пенсионных взносов работающих граждан в пользу пенсионеров в зависимости от объема уплаченных взносов участника в пенсионную систему. Особенностью либерально-демократической "модели Бевериджа" (Великобритания, США, Япония) является перераспределение средств от богатых к менее состоятельным гражданам, в частности, путем отчисления на общие налоги обеспечивается минимальная пенсия. Социально-ориентированная модель (Швеция, Норвегия, Дания) гармонично сочетает в себе признаки солидарной и накопительной пенсионной системы[5].
Опубликованный в марте 2011 года доклад о проблемах пенсионных систем и путях их решения, подготовленный органами ОЭСР (международной экономической организацией развитых стран), предлагает три основных пути решения пенсионного вопроса.
1. Более длительный период трудовой жизни. Половина стран ОЭСР увеличила установленный законом пенсионный возраст или намерена сделать это в ближайшее время. Пенсионный возраст для мужчин сегодня в среднем 63 года, женщин – 62. По планам он увеличится примерно до 65 лет к 2050 году для обоих полов.
В качестве альтернативы повышения пенсионного возраста семь стран ввели автоматическую связь между уровнем пенсии и продолжительностью жизни, т.е. размер пособия будет при прочих равных условиях уменьшаться по мере того, как люди станут жить дольше.
2. Концентрация усилий на предоставлении государственных пенсионных пособий наиболее уязвимым слоям населения, т.е. предлагается большее перераспределение внутри государственных пенсионных доходов. Это меняет философию, лежащую в основе распределительных схем, так как ослабляет связь между взносами и пенсионными пособиями. Конкретная практика здесь весьма разнообразна. Финляндия, Франция и Швеция, например, защищают низкодоходные слои от сокращения пособий. Австрия и Великобритания используют часть средств, создаваемых более высоким пенсионным возрастом для повышения уровня пенсий, и это повышение направлено в основном на низкодоходных. В то же время Германия и Япония урезали все пособия, в том числе лицам с низкими заработками, а Венгрия, Италия, Польша и Словакия усилили связь между взносами и пенсиями, элиминируя все или значительную часть перераспределения.
3. Поощрение людей к сбережениям на собственную старость. Тем не менее государственные пособия остаются краеугольным камнем в обеспечении доходов лиц пенсионного возраста ОЭСР, составляя в среднем 60% доходов пенсионеров. Остальные 40% делятся поровну между частными пенсиями и другими видами сбережений, с одной стороны, и доходами от занятости в пенсионном возрасте с другой. Конечно, в любом случае велики страновые различия.
Анализ позволяет выделить несколько общих, присущих практически всем развитым странам тенденций формирования пенсионных систем.
Во-первых, сложная организация пенсионных систем, в которых выделяются такие подсистемы, как обязательное (законодательно установленное и гарантированное государством) и дополнительное пенсионное обслуживание, построенные, как правило, по страховому принципу.
Во-вторых, обязательное пенсионное обеспечение, которое возмещает лишь часть среднего уровня доходов при потере трудоспособности по возрасту или инвалидности (по разным источникам, в развитых странах это от 25 до 30 процентов среднего заработка с учетом инфляции). Более высокий размер пенсии достигается за счет страховых взносов работника в систему дополнительного пенсионного обеспечения. А. В. Скурова уверена, так, "средний" американец получает государственную пенсию в 300–600 долларов и одновременно – 3–4 тыс. долларов из частных фондов[6].
В-третьих, практически все пенсионные системы развитых стран в разное время подвергались и подвергаются сегодня существенной трансформации в сторону повышения роли негосударственной части пенсионного обеспечения.
В-четвертых, практически все страны сталкиваются с проблемой необходимости повышения пенсионного возраста вследствие роста дефицита бюджетов и старения населения.
В-пятых, реформирование пенсионной системы в связи с изменениями в макроэкономической политике и политике в сфере труда. При этом основные усилия направляются на изменение доли занятых в общественном производстве в работоспособном возрасте, увеличение продолжительности жизни и трудовую миграцию.
В настоящее время ни в одном государстве нет ни чисто распределительной, ни чисто накопительной пенсионной системы. Имеет место, скорее, их своеобразное сочетание.
При всем многообразии существующих в мире моделей пенсионного обеспечения большинство стран придерживается системы, состоящей из трех уровней.
Первый, по мнению И. В. Данишевской, предусматривает обеспечение нетрудоспособного населения доходами, сопоставимыми с прожиточным минимумом. Основная задача здесь - противостоять нищете. Очевидно, что при этом не существует различий в зависимости от трудового вклада[7].
Второй уровень пенсионного обеспечения соответствует среднестатистическим доходам населения в значительной мере учитывает в оплате индивидуальный трудовой вклад пенсионера.
Третий уровень связан с персональной, частной инициативой.
Особенностью реформирования пенсионного обеспечения в развитых странах, в отличие от развивающихся, является то, что большинство нововведений на самом деле не являются таковыми, а носят скорее корректирующий характер. Последние пенсионные реформы стали попытками по-новому распределить задачи государственного и частного секторов в пенсионном страховании. При этом доходы пенсионеров во многих развитых странах уже давно складываются из частных и государственных пенсий, в отличие от стран с развивающейся экономикой, где основным видом пенсионных доходов продолжают оставаться государственные выплаты.
Все развитые страны можно поделить на две группы: страны с преобладающим частным пенсионным обеспечением (Австралия, Дания, Финляндия) и с преобладающим государственным пенсионным обеспечением (Бельгия, Германия, Италия и США). В первой группе стран частные пенсии являются обязательными или по закону, или согласно тарифным соглашениям, и, следовательно, глубоко интегрированы в общую пенсионную систему. Во второй – участие в частной пенсионной системе добровольное, поэтому лишь незначительная часть работающих по найму получает частную пенсию.
К настоящему времени сформировалось три направления реформирования государственных пенсионных систем:
1) Поддержание курса на сохранение приоритета классической распределительной системы, использование «параметрического подхода» с применением мер коррекции отдельных параметров системы:
- сокращение расходов пенсионной системы за счет повышения пенсионного возраста и отмены пенсионных льгот;
- увеличение доходов путем повышения ставок пенсионных взносов, расширения базы взимания взносов;
- оптимизация доходов и расходов посредством замены или модификации расчетных формул;
- повышение уровня собираемости пенсионных взносов.
2) Сохранение основ распределительной системы с введением накопительного элемента.
3) Переход на полностью накопительную пенсионную систему с передачей прав распоряжения пенсионными средствами частным пенсионным фондам.
Однако общее направление всех реформ – это постепенный и плавный переход от государственных уравнительных схем к системам индивидуально-накопительным, которые основаны на принципах личной финансовой ответственности за свое материальное обеспечение в старости и на капитализации тех средств, которые он вносит на индивидуальные пенсионные счета. При этом государственные уравнительные схемы продолжают существовать, хотя и в значительно урезанном виде.
М. А. Авдеев считает, что основной проблемой с использованием пенсионных средств является недостаточная емкость финансовых рынков, прежде всего фондовых, и наличия существенных ограничений на использование прочих финансовых инструментов. Так, на фондовых рынках большинства развитых стран более 25 % общего объема инвестиций приходится на пенсионные фонды. Вложения в акции на фондовом рынке как направление использования пенсионных средств, применяется в некоторых странах. За последнее десятилетие доля вложений пенсионных средств в акции на фондовом рынке заметно снизилась. Национальные правительства развитых стран существенно ограничивают вложения пенсионных средств в акции на фондовом рынке[8].
Главным результатом реформ является величина коэффициента замещения пенсией заработной платы. В США и промышленно развитых странах Западной Европы, сохранивших распределительную государственную систему, охватывающую более 90% наемных работников, коэффициент замещения фактически остается на неизменном уровне и достигает 80% от средней заработной платы в таких странах, как Австрия, Италия, Португалия. Высокий уровень (50-60%) сохраняется в Германии и Франции. В США этот показатель равен 40-50%, в Японии – более 30%.
Таким образом, в этом параграфе подробно были рассмотрены история пенсионных систем, характеристика, проблемы и пути их решения, тенденции формирования систем, направления их реформирования.
Все разнообразие реформ пенсионной сферы развитых и развивающихся стран преследует цель повысить уровень финансовой устойчивости пенсионной системы страны[9].
В настоящее время можно выделить ряд тенденций, которые предопределяют необходимость реформирования пенсионных систем в большинстве экономически развитых стран: увеличение продолжительности жизни населения, снижение рождаемости и, как следствие, увеличение демографической нагрузки (снижение численности лиц трудоспособного возраста и увеличение численности лиц старше трудоспособного возраста), что вызвало кризис распределительной пенсионной системы и потребовало введения систем смешанного типа, включающих в себя, помимо распределительного, накопительный компонент (причем данный компонент введен как обязательный или добровольный). Последний позволил снизить финансовую нагрузку с государства по пенсионному обеспечению, переложив ее на работодателей и работников, увеличить размер пенсионных выплат и сделать пенсионную систему более устойчивой и гибкой за счет диверсификации рисков пенсионного обеспечения[10].
Сегодня пенсионная реформа - самый крупный из процессов реформирования в обществе, ибо затрагивает интересы каждого человека. Осуществление пенсионной реформы является одной из важнейших задач, стоящих на данный момент перед нашей страной. Причем от того, как будет решена эта задача, зависит не только решение комплекса социальных проблем. Пенсионная реформа может иметь гораздо более широкое воздействие на жизнь страны[11].
По мнению О. Я. Зубановой, следует иметь в виду, что для перенимания опыта зарубежных стран и воплощения его в российскую правовую действительность необходимо соблюдать близость правовых традиций. Поэтому несомненный интерес для российской науки должна представлять практика функционирования пенсионного фонда в странах романо-германской правовой системы[12].
В данной статье была дана наиболее полная характеристика опыту построения и реформирования пенсионных систем в развитых странах.
Были выполнены задачи работы:
1. Исследована история развития пенсионных систем в развитых странах.
2. Дана общая характеристика пенсионным системам в развитых странах, тенденциям их формирования.
3. Изучены проблемы пенсионных систем, их решение, реформирование.
Таким образом, сегодня реформирование пенсионных систем является крайне важным для развитых стран, для России. Ведь от правильности ее реформирования зависит социальное обеспечение нетрудоспособного населения и наше будущее.
1. Авдеев М. А., Рубинштейн Е. Д. Анализ использования средств пенсионных систем за рубежом // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2013. - № 23.
2. Воронкова О. В. Вопросы развития пенсионной системы России // Перспективы науки. - 2016. - № 5.
3. Данишевская И. В. Модели создания пенсионного капитала за рубежом // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2010. - № 3.
4. Заболоцкая В. В., Шульга Л. В. Зарубежный опыт реформирования пенсионной системы промышленно развитых стран и возможность его применения в России // Финансы и кредит. - 2008. - № 8.
5. Замбрижицкая П. А., Ходас А. К. Построение многоуровневой пенсионной системы - гарантия нашего будущего // Научные стремления. - 2015. - № 2.
6. Зубанова О. Я. Исследование зарубежного опыта правового регулирования функционирования пенсионного фонда как гарантия информационного обеспечения соблюдения прав граждан // Информационная безопасность регионов. - 2014. - № 2.
7. Мамедбекова М. О. Сравнительно-правовой анализ системы пенсионного обеспечения в России и странах с развитой рыночной экономикой // Вопросы структуризации экономики. - 2008. - № 3.
8. Марцонь А. В. Тенденции в реформировании пенсионных систем развитых стран // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: экономика и управление. - 2013. - № 4.
9. Орлова И. Ю. Модели экономического поведения населения в пенсионной системе: зарубежный опыт и возможность его применения в России // Социально-политические науки. - 2015. - № 3.
10. Прудь П. В. Управление пенсионной системой: зарубежный опыт // Современные технологии управления. - 2014. - № 10.
11. Скурова А. В. Трансформация систем пенсионного страхования в ряде развитых стран // Труд и социальные отношения. - 2010. - № 10.
[1] См.: Замбрижицкая П. А., Ходас А. К.Построение многоуровневой пенсионной системы - гарантия нашего будущего // Научные стремления. - 2015. - № 2. - С. 48.
[2] См.: Замбрижицкая П. А., Ходас А. К.Построение многоуровневой пенсионной системы - гарантия нашего будущего // Научные стремления. - 2015. - № 2. - С. 48.
[3] См.: Воронкова О. В.Вопросы развития пенсионной системы России // Перспективы науки. - 2016. - № 5. - С. 29.
[4] См.: Заболоцкая В. В., Шульга Л. В.Зарубежный опыт реформирования пенсионной системы промышленно развитых стран и возможность его применения в России // Финансы и кредит. - 2008. - № 8. - С. 73.
[5] См.: Прудь П. В.Управление пенсионной системой: зарубежный опыт // Современные технологии управления. - 2014. - № 10. - С. 37.
[6] См.: Скурова А. В.Трансформация систем пенсионного страхования в ряде развитых стран // Труд и социальные отношения. - 2010. - № 10. - С. 138.
[7] См.: Данишевская И. В.Модели создания пенсионного капитала за рубежом // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2010. - № 3. - С. 44.
[8] См.: Авдеев М. А., Рубинштейн Е. Д.Анализ использования средств пенсионных систем за рубежом // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2013. - № 23. - С. 201.
[9] См.: Марцонь А. В.Тенденции в реформировании пенсионных систем развитых стран // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: экономика и управление. - 2013. - № 4. - С. 57.
[10] См.: Орлова И. Ю.Модели экономического поведения населения в пенсионной системе: зарубежный опыт и возможность его применения в России // Социально-политические науки. - 2015. - № 3. - С. 58.
[11] См.: Мамедбекова М. О.Сравнительно-правовой анализ системы пенсионного обеспечения в России и странах с развитой рыночной экономикой // Вопросы структуризации экономики. - 2008. - № 3. - С. 92.
[12] См.: Зубанова О. Я.Исследование зарубежного опыта правового регулирования функционирования пенсионного фонда как гарантия информационного обеспечения соблюдения прав граждан // Информационная безопасность регионов. - 2014. - № 2. - С. 81.