Сущность центральных банков.

Центральные банки появились не сразу. Повсеместно – в конце XIX века. Немногим раньше центральный банк был создан в Англии – в 1694 г. Но в остальных странах позже. В Австрии – в 1816 г.; в Германии – в 1875 г.; в Италии – в 1893 г. во Франции – в 1800 г.; в Швейцарии – в 1907г. В основном это были акционерные банки. Правда, потом государство стало выкупать акции банков или национализировать их. Но некоторые так и остались акционерными банками с участием не одного только государства. Например, во Франции был создан акционерный банк, который играл роль центрального банка. И даже Бонапарт купил в нем часть акций. Затем этот банк прошел длительную эволюцию, и, в результате, был национализирован. Но, например, в Швейцарии, которая, как известно, является, во всех отношениях, благополучной страной, среди акционеров Центрального банка по состоянию на 1995 год, было 3451 частное лицо.[iv]

Причина создания центральных банков во всех странах, на мой взгляд, состоит в том, что государствам было выгодно уполномочить какой-то один банк или создать его в качестве центрального с тем, чтобы влиять на денежно-кредитную систему, и, тем самым, перераспределять негосударственные финансы в интересах пополнения казны за счет эмиссии наличных денег.[v] Но со временем к этому добавились и другие возможности центральных банков. И этот тонкий инструмент перераспределения финансов стал особенно необходим любому государству во второй половине ХХ века, когда был, во-первых, отменен золотой стандарт в денежных системах, поскольку появились мировые денежные системы. Стали внедряться в практику новые информационные технологии, и, соответственно этому денежные капиталы стали быстро перемещаться из одной страны в другую, а во-вторых, резко усилилось государственное влияние в тех областях, которые раньше без него обходились. Поэтому вмешательство государства в экономику это вторичный фактор. Первичный фактор – глобализация движения денежного и ссудного капиталов. Первым, кто заметил эту глобализацию, был Ленин. Он считал, что в своем высшем развитии, – на стадии империализма, капитализм ломает перегородки между национальными рынками. И для него нет преград.

Теперь, как мы знаем, и эта перегородка, золотой стандарт, которая мешала мировым валютам и мировым фондовым рынкам, тоже была окончательно сломана в 70-е годы XX века. Последний бастион, – золотое обеспечение денег, - пал в России в 1992 году. И она тоже стала частью этих финансовых потоков.

Пока государство играло роль ночного сторожа, необходимость в центральном банке не была столь острой. Но, когда оно, на рубеже ХIХ – ХХ в.в., под влиянием глобализации капиталов, стало активно вмешиваться в экономику, оказывать социальные услуги, с тем, чтобы завоевать симпатии избирателей, то оно стало чаще испытывать потребность в перераспределении негосударственных финансов в своих собственных управленческих интересах. Зачастую, чтобы таким образом компенсировать неэффективность управления делами общества. Пример тому – дефолт в 1998 году. Многие накопившиеся проблемы государства тогда были решены за счет резкого падения стоимости российского рубля и уменьшения его покупательной способности. Но решены они были за счет населения страны, а также и за счет тех коммерческих организаций, включая банки, которые не сумели предвидеть такой поворот событий.

Возникновение центрального банка в России. В 1860 году в России повелением Императора Александра II был создан Государственный банк. Со временем он стал играть значительную роль в проведении экономических реформ.

В конце XIX века, благодаря введению золотого покрытия денег, рубль стал одной из самых устойчивых мировых валют. Но в 1914 году началась первая мировая война, которая для России, как известно, закончилась революцией 1917 года.

Рыночные реформы тоже закончились, и, начиная с 1929 года, с окончанием НЭПа в стране воцарилась плановая экономика.

Госбанк СССР. После революции одно время действовал Народный банк РСФСР, но недолго. Переход от НЭПа к огосударствлению всей экономики стал причиной появления Госбанка СССР.

Госбанк СССР, как институт плановой экономики, по сути, мало, чем отличался от министерства и имел статус органа государственного управления. В стране была также создана система государственных трудовых сберкасс. За рубежом действовали советские заграничные банки.

Возникновение Центрального банка РСФСР и “коммерциализация” государственных банков. В конце 80-х и в начале 90-х годов, когда в СССР началась ломка всего образа жизни и переход к рыночной экономике, было проведено акционирование нескольких крупных государственных банков. Так называемые спецбанки были акционированы Центральным банком РСФСР по решению Верховного Совета РСФСР.

Интересно отметить, что сам Банк России так описывает эту ситуацию (см официальный сайт Банка России): “В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков”.[vi] Но что означает “коммерциализация” спецбанков, которые были ничем иным как государственными банками, сам Банк России об этом умалчивает. Но главное, что эта коммерциализация происходила, как пишет Банк России, под его руководством. Видимо поэтому Банк России стал участвовать в капиталах этих банков. Но не только он, а и другие субъекты. Значит уже изначально, в момент формирования банковской системы не учитывался принцип конкуренции. Создавались предпосылки для того состояния, в котором эта система находится, и по сей день.

В отличие от других стран, в которых присутствуют иностранные банки, в России банковская система иная. Иностранные банки, за редкими исключениями, не рискуют вкладывать свой капитал в уже созданные российские банки. Открывать же филиалы – дело пока затруднительное. Вот почему, одно время, предусмотренная Банком России, для участия иностранного капитала в банковском секторе 12% квота, так и осталась не выбранной. И, видимо, за ненадобностью, он ее потом вообще отменил.

Но стратегия иностранных банков может измениться уже после 1 января 2007 г., когда, как предполагается исходя из анализа нового Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле” наступит полная валютная либерализация. На мой взгляд, скорее всего, иностранные банки не станут покупать российские банки, которые были созданы так, как об этом говорится на сайте Банка России, а откроют здесь свои филиалы.

Возможно, что иностранные банки будут чаще и больше создавать здесь свои дочерние банки и филиалы. Обосновать их присутствие в России не составит никакого труда. В Польше, Венгрии дела идут хорошо. А там как раз больше иностранных банков. Много иностранных банков в Германии. Есть они и во Франции, в других странах Европы. Но есть одно “но”. В этих странах прочны позиции национальных банков. Они достаточно конкурентоспособны. Например, в Австрии и в Германии организованы не только универсальные коммерческие банки, но есть и банки государственные. Там банки делятся на банки коммерческие и так называемые публичные. Существует целая сеть кооперативных банков. Разнообразие этих банков – залог их устойчивости.

Для того чтобы российская банковская система была конкурентоспособной нужно, чтобы Центральный банк России приступил к реальному развитию банковской системы.

На мой взгляд, по крайней мере, более 50 % своих золотовалютных резервов он мог бы инвестировать не в западную, а в российскую экономику. Он должен выдавать целевые кредиты российским банкам. Тогда и крупные промышленные предприятия смогут получить кредиты в российских банках.

Пока этому по всей вероятности препятствует та правовая неопределенность, которая есть и в законодательстве и в практике работы банков. Скажем, у нас до сих пор нет ясности в закреплении правового статуса государственных и муниципальных банков. Поэтому возможен и такой вариант. В банковское законодательство вносятся изменения. Создается четкая классификация разнообразных банков. Среди них выделяются такие типы банков, как коммерческие банки и публичные банки. Нужно детально регламентировать правовой статус сберегательных, инвестиционных, инновационных, кооперативных банков. И затем уже применительно к целям этих банков выдавать им кредиты. Но для того чтобы эти кредиты не пропали, как это уже было не раз в 90-е годы, нужно создать правильную систему банковского надзора. А это уже вопрос правового статуса Центрального банка и правового регулирования его целей и функций. Они должны быть адекватными масштабу решаемых обществом задач. О них и речь.

Наши рекомендации