СМИ в системе креативных индустрии.
Таблица 9 Потребление медиапродукции (часов на человека в год, США)
|
* Информация за 2003 г. дается по предварительным расчетам Veronis Suhler Stevenson. ** Скобки указывают на отрицательную динамику. Так, на просмотр TV люди стали тратить на 0,6% времени меньше (786 часов в 2002 г. против 778 в 2003 г.). |
Источник: Долгий А.Экономика символического обмена. М.: Инфра-М., 2006. С. 108.
пространяемый по растущему числу каналов, которые стимулируются прогрессом цифровой революции, все глубже внедряется в досуг, стиль Жизни людей. И речь прежде всего идет не о материалах политических или деловых журналистов, не о серьезных аналитических материалах, Но о содержании СМИ, которое характеризуется как произведения массой или популярной культуры.
6-5586
Можно констатировать, что сегодня конкуренция за свободное время, отводимое потреблению различных продуктов культурных индустрии, резко обострилась. Для медиаиндустрии эта конкуренция имеет особое значение, поскольку рекламодатели вынуждены тщательно анализировать время и внимание, которые их потенциальные потребители уделяют рекламным сообщениям СМИ. Время перестало быть единственным критерием оценки на рынке свободного времени, поскольку потребление аудиовизуальных СМИ — доминант современных медиасистем — все чаще сопровождается и другими занятиями аудитории. Только временем невозможно сегодня измерить уровень потребления медиаконтента. В условиях информационного изобилия, избыточного предложения СМ И растет конкуренция за внимание аудитории, и потому растет важность «качества» содержания, которое больше и больше определяется через уровень его творческой инновационности, креативности.
Креативные (творческие) индустрии. В последние десятилетия большое распространение получил термин «креативные индустрии», хотя очевидно, что он во многом пересекается с классическим понятием «индустрия культуры» Адорно и Хоркхаймера. Правда, в отличие от их подхода, современному пониманию креативных индустрий присуще гораздо менее критичное отношение к процессу индустриализации в сфере культуры и творчества. Это связано с тем, что в современной экономике, изменяющейся под воздействием информационной революции, существенно выросла роль работников творческого — креативного — труда. Многие исследователи подчеркивают, что принципиального различия между определениями «культурные» (cultural) и «креативные» (creative) индустрии нет. Эти термины часто употребляются как синонимичные, хотя в некоторых исследованиях культурные индустрии выделяются в отдельный сектор креативных (творческих) индустрий. Последнее понятие является более широким и универсальным. В российской академической литературе креативные индустрии часто переводятся как «творческие индустрии», что отражает стремление найти этому понятию адекватный русский перевод. В данной работе мы придерживаемся термина «креативные индустрии», поскольку до настоящего времени большинство книг и статей используют именно его.
Широкую известность концепция креативного класса как основы креативной экономики, креативных индустрий приобрела благодаря книгам Д. Хоукинса «Креативная экономика» (2001) и Р. Флориды «Креативный класс: люди, которые меняют будущее» (2002). Для Хоукинса «креативная экономика» возвестила наступление новой эпохи, в которой информация и знания работают только при условии применения