Медиасистема как часть социальной структуры. Медиаиндустрия как часть индустрии свободного времени, креативных индустрий.

Медиасистема как часть социальной структуры. Медиаиндустрия как часть индустрии свободного времени, креативных индустрий. - student2.ru

Медиасистема как часть социальной структуры. Медиаиндустрия как часть индустрии свободного времени, креативных индустрий. - student2.ru

Медиасистема как часть социальной структуры. Медиаиндустрия как часть индустрии свободного времени, креативных индустрий. - student2.ru
Медиасистема как часть социальной структуры. Медиаиндустрия как часть индустрии свободного времени, креативных индустрий. - student2.ru

Медиасистема как часть социальной структуры. Медиаиндустрия как часть индустрии свободного времени, креативных индустрий. - student2.ru

Медиасистема как часть социальной структуры. Медиаиндустрия как часть индустрии свободного времени, креативных индустрий. - student2.ru

Медиасистема как часть социальной структуры. Медиаиндустрия как часть индустрии свободного времени, креативных индустрий. - student2.ru

Медиасистема как часть социальной структуры. Медиаиндустрия как часть индустрии свободного времени, креативных индустрий. - student2.ru

11. Типология СМИ и моделирование СМИ

Типология (от греч. týpos — отпечаток, форма, образец и... логия),

1) метод научного познания, в основе которого расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщённой, идеализированной модели или типа (единицы расчленения изучаемой реальности).

2) Результат типологического описания и сопоставления. Типология опирается на выявление сходства и различия изучаемых объектов.

Типологические характеристики СМИ

1. Территория вещания, распространения (всероссийское радио, городская газета).

2. Регулярность выхода или вещания (круглосуточное телевидение, ежедневная газета).

3. Тираж (для печатных СМИ), объем аудитории (для электронных СМИ).

4. Собственность на издание или телерадиокомпанию. СМИ может принадлежать государству, ведомству, корпорации, частному лицу.

5. Формат выхода (размер полосы газет / стилистика вещания)

6. Тематическая направленность (деловая, развлекательная, политическая).

7. Регион распространения: транснациональные (Космополитен, Интернет); общенациональные (для нашей страны - общероссийские, федеральные: Российская газета); региональные (Кубанские новости); местные, муниципальные (Краснодарские известия)

8. Учредитель: согласно рос. законодат-ву, учредителями (основателями) СМИ могут стать любой гражданин РФ, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, гос. орган

9. Аудитория: в самом широком плане сущ-ет деление на СМИ для всех и обо всем и специализированные (для части аудитории и по более или менее узкой тематике)

10. Легитимность: легитимные; квазилегитимные (не запрещенные и не разрешенные законом); нелегитимные (не имеющие права на существование)

11. Качественная и массовая пресса: пресса мнений (качественная, элитарная); пресса новостей (массовая, популярная). В последнее время спец-ты начали использовать понятие смешанного типа периодики как специфического для нашей страны (в одном издании сочетаются и полезная, развивающая аудиторию инф-я, и развлекательные компоненты содержания)

12. Издательские характеристики: периодичность, формат, объемы, техника производств.

С чего начинается моделирование СМИ

Знание типологических признаков СМИ позволяет сделать 1 шаг в проектировании СМИ, либо его части (рубрики, раздела; отдельного приложения / программы).

1) Смысловая или содержательная модель, она же концепция СМИ. Обычно это текст, описывающий ряд таких важных параметров как:

– тип СМИ (газета, журнал, радиоканал, вещающий в режиме УКВ или FM и т.д.);

– целевая аудитория (молодежь, бизнесмены, пенсионеры и т.д.) и желательно, чтобы это был максимально точный социо-демографический портрет;

– география распространения (для печатных СМИ также тираж);

– периодичность (это касается не только печатных изданий и отдельных программ, но и каналов, например, многие радиостанции, вещающие на зарубежные страны, выходят в эфир всего несколько часов в сутки или в неделю);

– список основных тем, которым редакция предполагает уделять внимание и характер материалов (благодаря этому часто можно сделать заключение о том, является ли СМИ массовым или специализированным, например, журналом моды);

– название основных раздело и рубрик, периодичность их выхода и объем, который они занимают внутри программы или издания;

–$ характер структуры текста: как предъявляется факт, ситуация, сравниваются ли они и комментируются, по какому принципу отбираются тексты, насколько насыщен ими текст;

– стилистика подачи материалов, для газет – язык, роль иллюстраций: это позволяет точнее ориентировать медиапродукты на потребности и нужды аудитории (ведь если малограмотные люди с невысокими доходами часто предпочитают яркие фотографии, минимум текста в газетах и увлекательные программы, то деловая аудитория нуждается в спокойном и вдумчивом анализе произошедшего);

– отношение к аудитории: учет обратных связей, отношение и формы взаимодействия с авторами, их отбор;

– социальная, политическая позиция СМИ (лояльная власти, контролирующая, оппонирующая, полемизирующая).

2) Поняв ЧТО редакция хочет создавать (КОНЦЕПЦИЯ), можно переходить к пониманию того, КАК делать СМИ (МОДЕЛИРОВАНИЕ)

В широком смысле слово «модель» обозначает образ, аналог (мысленный или условный в виде изображения, описания, схемы, чертежа, графика и т.д.) некоего объекта, процесса или явления. Модели позволяют: 1) воспроизводить их для изучения, 2) позволяют создавать схожие образцы.

В СМИ моделирование позволяет задать определенные эталоны программ или выпусков изданий, стандартизировать процесс их производства и упростить организацию работы редакции. Это важно потому, что в отличие от произведений искусства, шедевров литературы, на создание которых творцу могут понадобиться годы, журналистские произведения создаются регулярно.

Виды моделей СМИ

А. Композиционно-графическая модель отображает визуальный образ издания и специфику распределения в нем рубрик, материалов, иллюстраций, рекламных макетов.

Значение: 1) Обеспечивает газете или журналу индивидуальный облик, который позволяет читателям отличить его от других.

2) Создает удобную для читателя форму расположения материала.

3) Упрощает работу редакции по организации выпуска.

Б. Структура вещания позволяет распределить эфирное время и связать воедино разножанровый материал.

В. Модель структуры редакции – это чертеж или организационная схема, воспроизводящая все подразделения редакции, их взаимосвязи и субординацию.

Моделирование печатного медиа

Композиция – это упорядочение всех частей картины, скульптуры, здания, а если речь идет о печатном издании, то это упорядочение заголовков, подзаголовков, иллюстраций и колонок текста.

Функции композиции:

1. Механическая: композиция служит своеобразным техническим чертежом.

2. Психологическая или символическая, ведь композиция влияет на восприятие предмета

Элементы композиционно-графической модели

1.Сетевой график: расписание основных тематических разделов и рубрик по номерам (дням недели, неделям - для еженедельника) и полосам, их ориентировочный объем.

2.Размерные стереотипы фиксируют формат и объем издания, ширину колонок, основной и дополнительный формат набора, количество колонок и пробелы между ними

3.Стандартные операции набора закрепляют основной и дополнительные шрифты и кегли набора текста и заголовков, и пр.

4.Макеты-стандарты. Представляют собой принципиальные схемы верстки полос издания. Они как бы подводят итог предшествующим этапам построения модели.

5.Приемы верстки издания. Все дизайнерские приемы должны быть направлены на то, чтобы облегчить читателю восприятие информации

Форматы телеканалов и радиостанций

Формат станции – это концепция станции, включающая в себя содержание, ритм вещания, эстетические нормы программирования, манеру работы ведущих и другие специфические особенности организации передач, а также структурирование программных элементов в соответствии с потребностями целевой аудитории

в Советском союзе существовали три направления:

1) информационное вещание (новости, спорт),

2) общественно-политическое (включавшее пропаганду, отраслевые программы для сельского хозяйства, промышленности и т.д., санитарно-провсетительские, научно-популярные программы), а также

3) художественное вещание (сюда входили программы для детей, молодежи, литературно-драматические программы вроде «Театра у микроФона», музыкальные программы).

Появление в 1990-е годы увеличение числа станций привело к усилению конкуренции между ними и фрагментации аудитории. Если раньше, например, было достаточно просто создавать программы для молодежи, то теперь могли учитываться не только социо-демографические параметры (в частности, возраст), но и вкусовые предпочтения.

Однако если на радио важным фактором, отличающим одну станцию от другой, давно стали даже такие вещи, как музыкальное направление, которому отдается предпочтение при подборе песен (поп, рок, шансон и т.д.), то телевидение еще ожидает подобная узкая сегментация при переходе к цифровому вещанию. Хотя в ряде стран подобное уже происходит. Так, в США на некоторых локальные телестанциях существуют кулинарные шоу для ВИЧ-положительных людей: они рассказывают зрителям, как правильно питаться, чтобы тормозить развитие вируса

Медиасистема как часть социальной структуры. Медиаиндустрия как часть индустрии свободного времени, креативных индустрий. - student2.ru

На формат телеканала будет влиять гораздо большее число факторов.

Что преобладает в вещании: - информационная составляющая или развлекательные шоу?

- Собственное производство или заказная продукция?

- Какова доля кинопоказа – игрового или документального?

От ответов на эти вопросы зависят принципы окупаемости вещательного канала и его доходности, построение вещательной организации в целом.

Медиасистема как часть социальной структуры. Медиаиндустрия как часть индустрии свободного времени, креативных индустрий. - student2.ru

Наши рекомендации