Муниципальные ассоциации в Украине

Региональная политика стран-членов ЕС

Для характеристики задач региональной политики необходимо разделить 15 стран ЕС на четыре большие группы:

Четыре так называемые «интегрированные» страны (Ирлан­дия, Греция, Португалия и Испания). Перечисленные страны тра­диционно являются наиболее слаборазвитыми странами Европей­ского Союза (в этих государствах расположены самые бедные ре­гионы на территории ЕС);

Данную группу образуют Германия и Италия. Этих страны характеризуются большими внутренними различиями — между севером и югом Италии, а также между «старыми» и «новыми» землями Германии;

Данная группа представлена территориями Финляндии и Швеции. Этим государствам можно дать следующую характери­стику: низкая плотность населения, обусловленная суровым кли­матом и большой удаленностью населенных пунктов друг от друга;

Австрия, Франция, Дания, Бенилюкс и Соединенное Королев­ство. Главные региональные проблемы, возникающие в этих стра­нах, обычно связаны со структурными изменениями экономики, а также с проблемами занятости населения.

В «интегрированных» странах региональная политика прово­дится в условиях слабого развития национальной экономики по сравнению с другими странами-членами ЕС, то есть особое внима­ние уделяется проблемам национального экономического развития, решению же проблем регионального развития отводится второсте­пенная роль. Например, в Ирландии региональная политика не выделяется в качестве самостоятельного направления развития экономики.

Зарубежный опыт региональной политики

Первые шаги в области регулирования развития регионов бы­ли предприняты еще в середине девятнадцатого века. Основу ре­гиональной политики составляло соотношение «центр — перифе­рия». В литературе выделяют несколько этапов развития регио­нального управления в западных странах:

Начальный этап приходится на 30-е гг. XX в. После раз­рушительного кризиса 1929—1933 гг. важность и необходимость изучения проблем регионального развития экономики не оставля­ла сомнений. Программы по развитию регионов получили наи­большее распространение в Великобритании и США.

Второй этап приходится на 40—50-е гг. Данный период характеризуется также спадом производства, в основном в тради­ционных отраслях промышленности, что явилось последствием послевоенного экономического кризиса. Последствия этого кризиса в наибольшей степени проявились в странах Западной Европы (Новая Англия, Эльзас, Лотарингия, Северные районы Франции и др.). Однако спад производства наблюдался в некоторых шта­тах в США, что подтолкнуло правительство к активному освоению слаборазвитых районов: Аляски, северных районов Скандинавии и Канады.

Третий период: 60—70-е гг. Именно в этот период была признана эффективность формирования системы региональной политики, которая получила свое распространение в развитых странах Запада.

Четвертый этап приходится на середину 70-х гг.—1993 г. После кризиса 1974 г. на первый план выходят цели, носящие макроэкономический характер, нежели региональный. Иными словами, программы регионального развития отходят на второй план. В 1993 г. были подписаны Маастрихтские соглашения, что дало основу для осуществления новой «наднациональной» регио­нальной политики в рамках Европейского Союза.

Пятый этап: 1993 г. — по настоящее время. После подпи­сания Маастрихтских соглашений происходит активное развитие интеграционных процессов (в основном на территории ЕС), что характеризует превращение «Европы национальных государств» в «Европу регионов».

Муниципальные ассоциации в Украине

Образование муниципальных ассоциаций (союзов), которые включают в себя на добровольной основе органы местного самоуправления Украины разных уровней, - это проявление их общего правосубъектности и убедительно ве свидетельства их мощного интеграционного потенциала, что является характерной чертой как самих территориальных общин, так и органов местного самоуправления, которые они формуют.

Ассоциации и союзы муниципальных образований подлежат регистрации в порядке, установленном для некоммерческих орга­низаций.

Муниципальные образования объединяются в ассоциации и союзы в лице своих органов местного самоуправления. Однако сле­дует иметь в виду, что ассоциациям и союзам муниципальных об­разований не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления. Таким образом, они не осуществляют непосред­ственно функций местного самоуправления. Но вместе с тем их деятельность способствует более эффективному осуществлению задач и функций местного самоуправления.

Ассоциации и союзы муниципальных образований взаимодей­ствуют с органами государственной власти Украины и ее субъектов, отстаивая и защищая права местного самоуправле­ния, добиваясь учета интересов муниципальных образований, местного самоуправления при проведении государственной поли­тики в различных сферах общественной жизни. Представители ассоциаций и союзов муниципальных образований входят в состав Совета По местному самоуправлению в Украине.

Основными задачами и функциями объединений (ассоциаций) экономического взаимодействия являются координация деятель­ности органов местного самоуправления в целях более эффектив­ного осуществления своих прав и интересов исходя из исторически сложившегося расселения, перспектив социально-экономическо­го развития, демографической ситуации. Объединение (ассоциация) имеет право координировать в пре­делах своей компетенции работы по реализации социально-эконо­мических программ и проектов; создавать в установленном поряд­ке в городах и других населенных пунктах.

Наши рекомендации