Методы проведения общего аудита
Согласно ФЗ «Об А.д-ти» аудюфирмы сам-но выбирают методы проверки.
1. методы организации аудита:
-сплошной-если число эл-тов, подлежащих проверке мало. Также метод выборочной проверки менее эффективен. Ауд.выборка- перчень определенным образом отобранных элементов в определенной совокупности. 2 метода отбора документов: статистический(соответственно теории вероятности), нестатистический( аудитор сам определяет объем выборки). При этом д. выполняться требование репрезентативности(представительности): 1. случайный отбор(исп-ся таблица случайных чисел),2. системный отбор- элементы отбираются ч-з определенный интервал. 3. комбинированный отбор- комбинация 1+2. чем ниже величина допустимой ошибки тем выше объем выборки.. Методы получения ауд док: 1) Тестирование сис внутреннего контроля и бух уч (позв-т выявить к.о. организован внутренний контроль и б/у на п/п); 2) Проверка по существу. Для нее применяются след ауд процедуры: Инспектирование – проверка записей, док, материальных активов: Наблюдение – отслеживание аудитором процессов, выполняемого др лицами; Запрос – поиск инфо у осведомленных лиц, как в пределах п/п клиента или за пределами; Подтверждение – ответ на запрос об инфо, содержащиеся в бух записях; Пересчет – проверка правильности арифметических расчетов, как в первичных док, так и в бух записях. Аналитические процедуры – ан и оценка инфо, полученной аудитором инфо. Регламентир-ся ФПСАД №20. Исп-ся след виды аналитич процедур: 1) сравнение фактич пок-й фин отч с пл, сметными; 2) сравнение фактич пок-й бух отч с прогнозными; 3) срав-е пок бух отч и связанными с ним относит-х коэф-в с нормативными знач-ми; 4) ан изм-й относит-х коэф-в и показ-й бух отч; 5) срав-е показ-й бух отч со среднеотраслевыми
2.Аудиторские доказательства и методы их получения. Это инф-я, полученная аудитором при проведении проверки, свидет-я о достоверности или недостоверности фин отч. Сбор ауд-х док-в регламентируется ФПСАД №5. Ауд док делятся на: 1) -внутренние – полученные непосредственно на п/п клиента; -внешние – полученные от 3х лиц; - смешанные – полученные от клиентов и подтвержденные 3ми лицами. 2) – прямые – непосредственно подтверждают истинность сделанного предположения; -обратные – подтвержадют истинность путем опровержения противоположного предположения. 3) –личные – объяснения, разъяснения, справки; -вещественные – наличие док, подстверждающих факт наличия. 4) устные и письменные. Источниками получения лок яв: 1. первичные док; 2. учетные регистры; 3. рез-ты АХД клиента; 4. устные высказывания сотрудников и 3х лиц; 5. сопоставление одних док с др док клиента и с док 3х лиц; 6. рез-ты инвентаризации; 7. бух отчетность. Требования к ауд док: 1. достоверность (опр-ся при проверке предварительной сис внутреннего контроля и расчете ауд-го риска); 2. ауд док д.б. достаточными для кач-го заключения; 3. ауд док д.б. надлежащего хар-ра, т.е. соот-ть задачами представления фин.отчетности. Методы получения ауд док: 1) Тестирование сис внутреннего контроля и бух уч (позв-т выявить к.о. организован внутренний контроль и б/у на п/п); 2) Проверка по существу. Для нее применяются след ауд процедуры: Инспектирование – проверка записей, док, материальных активов: Наблюдение – отслеживание аудитором процессов, выполняемого др лицами; Запрос – поиск инфо у осведомленных лиц, как в пределах п/п клиента или за пределами; Подтверждение – ответ на запрос об инфо, содержащиеся в бух записях; Пересчет – проверка правильности арифметических расчетов, как в первичных док, так и в бух записях. Аналитические процедуры – ан и оценка инфо, полученной аудитором инфо. Регламентир-ся ФПСАД №20. Исп-ся след виды аналитич процедур: 1) сравнение фактич пок-й фин отч с пл, сметными; 2) сравнение фактич пок-й бух отч с прогнозными; 3) срав-е пок бух отч и связанными с ним относит-х коэф-в с нормативными знач-ми; 4) ан изм-й относит-х коэф-в и показ-й бух отч; 5) срав-е показ-й бух отч со среднеотраслевыми данными.
3. Аудит расчетов с подотчетными лицами Нормативная база: ГК РФ, НК РФ; Приказ МинФина РФ об изменении норм возмещений командировочных расходов на территории РФ; Положение о порядки покупки и выдаче иностранной валюты для оплаты командировочных расходов, Приказ ЦБ РФ. Источники информации: Первичные документы: авансовые отчеты, журнал регистраций авансовых отчетов, командировочные удостоверения, приказ о направлении сотрудника в командировку, сметы представительских расходов, приказ об утверждении смет представительских расходов; Учетные регистры сч. 71 и счетов корреспондирующих с ним; Главная книга. Типичные ошибки, которые допускают бухгалтеры при расчетах с подотчетными лицами: 1) нарушение порядка выдачи подотчетных сумм; 2) нарушения при оформлении командировочных расходов; 3) нарушение порядка налогообложения при оформлении командировочных расходов; 4) нарушения при приобретении материальных ценностей, оплате работ, услуг подотчетными лицами; 5) нарушение порядка учета представительских расходов; 6) нарушение порядка ведения синтетического учета расчетов с подотчетными лицами. Аудитору при проверке авансовых отчетов подотчетных лиц необходимо обратить внимание на следующее: - наличие приказов (распоряжений) о направлении работников в командировку; - правильность возмещения командировочных расходов (суточные, квартирные, стоимость проезда); - имеется ли командировочное удостоверение с отметками в месте пребывания во время командировки; - правильность и своевременность составления авансовых отчетов; - правильность возмещения затрат на хозяйственные нужды; - наличие оправдательных документов; - полнота и своевременность сдачи в кассу остатка подотчетных сумм; - правильность возмещения затрат при краткосрочных загранкомандировках (при этом следует помнить, что пересчет расходов по загранкомандировкам, выраженных в иностранной валюте, производится на момент прибытия работника из командировки); - правильность составления бухгалтерских проводок по операциям с подотчетными лицами; - правильность выведения остатков на конец месяца по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами»; - соответствие записей в авансовых отчетах записям в журнале-ордере № 7 по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и Главной книге (при журнально-ордерной форме учета).
4. Аудит учета затрат включаемых в себестоимостьИсточники информации: карточки (ведомости) по заказам; ведомости распределения ОПР, ОХР, расходов на содержание и эксплуатацию оборудования; справки-расчёты о распределении расходов будущих периодов; акты (ведомости) инвентаризации незавершённого производства; ведомости сводного учёта затрат на производство; Ж/О, ведомости, учетные регистры по сч. 20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 96, 97; Гл. книга; Положение об учётной политике предприятия. По данному участку аудита составляется вопросник: -какой метод учета затрат используется (д.б. отражен в УП); -соответствует ли фактический метод учета затрат особенностям технологического процесса; -соотв-т ли выбранный метод учета затрат указанному в УП; -правильно ли осущ-ся деление з-т на постоянные и переменные и т.д.; -осуществляется ли деление з-т по элементам и статьям калькуляции; -составляется ли и как контролируются сметы ОПР и ОХР; -организован ли учет потерь от брака; -организован ли сводный учет затрат. На основании вопросники составляется программа ауд-й проверки: 1) анализ выбранного метода учета затрат; 2) проверка данных учетных регистров по з-м на производство; 3) проверка правильности разграничения затрат по отч Т; 4) проверка данных аналитического уч и сопоставимость с данными синтетического уч; 5) проверка правильности отнесения и списания ОПР и ЛХР; 6) проверка результатов инвентаризации НЗП. В ходе ауд-й проверки аудитор д. помнить, что сущ-т 1 ненормативный и нормативный метод учета з-т. Ненормативный: 1) попередельный (в пр-х, где сырье проходит нес-ко этапов переработки). В данном случае з-ты учит-ся по видам однородных изд-й, статьям калькуляции, переделам (м.б. п/ф и без п/ф ным). 2) позаказный – прим в индивидуальных и мелкосерийных пр-ах. Объектом калькуляции яв-ся отд-й заказ. При этом аналитическом учете з-ты в рамках одного заказа гр-ся по статьям калькуляции. 3) попроцессный – исп в пр-ах с непродолжительным технологическим циклом, обычно здесь отсутствует НЗП. Учет ведется по ст калькуляции, а с/с опр-ся путем деления суммы всех з-т за мес на к-во выпущенной продукции. Нормативный - метод исп-ся технически обоснованные нормы и нормативы расхода раб времени, материалов, денежных ср. Если аудитор выявил, что применяемые методы уч з-т не соответствуют особенностям аудируемой орг-ии, то он м. порекомендовать изм-ть его. При этом рекомендация д. содержать подробное описание предлагаемого метода. Если в ходе проверки выявлено несоответствие м/у применяемым методом и указ-м в УП, то необходимо проанализировать к.о. данное откл-е повлияло на формирование з-т и фин. рез-в. 2 В б/у з-ты делятся на прямые и косвенные. З прям собираются по Д20К10,60,70,69,97. Д20К97-начисление отпускных либо лицензирование относится на с/с. Д20К71-коммандировачные расходы. Косвенные расх собираются по сч 25,26 в теч мес и в конце мес списываются. Д20К25-списаны ОПР на з-ты на пр-во. Внутри сч 20 ОПР распр-ся м/у НЗП и выпущенной продукцией по видам. При этом п/п д. выбрать базу распр-я (МЗ, з/п, Зпрямые). ОХР м. списывать аналогично ОПР либо в полном объеме относить на сч продаж Д90.2 К26. В ходе проверки также необходимо проанализ-ть прав-ть нал.учета з-т: в нал уч делятся на прямые и косвенные, однако косвенные распр-ся м/у НЗП и ГП, а в полном объеме вкл-ся в расх того отч Т, в ктр они возникли. Нек-е з-ты м.б. вкл-ны в с/с в пределах норм, указанных в нал кодексе. Это такие з–ты как представительские, командировочные, на рекламу, НИОКР, исп-е авто в служебных целях.
5. Аудит расчетов с бюджетомИсточники информации: Положение об учётной политике предприятия; бухгалтерский баланс (форма № 1); отчёт о прибылях и убытках (форма № 2); декларации по отдельным налогам и платежам; расчётные ведомости по начислению зарплаты; журналы учёта полученных и выставленных счетов-фактур; книга покупок; книга продаж; учётные регистры (карточки, ведомости, Журналы-ордера, машинограммы) по счету 19, 68, 69, 70, 76, 90, 91, 99; Главная книга. Проверка взаимоотношений с бюджетом является для аудитора объектом особого внимания, так как его заключение, подтверждающее правильность расчетов и реальность задолженности, может быть принято налоговой инспекцией, а может быть и поставлено под сомнение. Налоговая инспекция имеет право перепроверить правильность представленного аудиторами заключения в случаях, если ею будет установлена недоброкачественность аудита, приведшая к ущемлению интересов бюджета. Аудитору необходимо проверить: - правильно ли исчислены налогооблагаемые базы; - правильность исчисления прибыли переходного периода; - правильно ли применены ставки налогов и платежей; - своевременно ли и полностью уплачены платежи в бюджет; - правильно ли и обоснованно применены льготы; - правильно ли ведется аналитический и синтетический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам»; - соответствуют ли записи аналитического и синтетического учета записям в Главной книге и балансе предприятия. Типичные ошибки: неверное исчисление налогооблагаемой базы по отдельным налогам; неправомерное возмещение «входящего» НДС; ненадлежащее ведение учёта (искажение выручки от реализации, издержек); неправильное определение налоговых льгот; несоответствие данных аналитического учёта по отдельным налогам , данным синтетического учёта и показателям отчётности; нарушение сроков платежей по налогам; несоблюдение финансовой дисциплины по налогам.
6. Аудит учета производственных запасов Нормативные документы: ПБУ №1/98, ПБУ №5/01, ГК РФ, НК РФ, План счетов бух. учета. Источники информации: 1) Карточки складского учета; 2) Приходные ордера; 3) Лимитно-заборные карты; 4) Накладная-требование на отпуск товаров; 5) Доверенность; 6) Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке (демонтаже) зданий и сооружений; 7) Регистры по синтетическим счетам 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей», 20 «Основное производство», 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», 23 «Вспомогательное производство» и т.д.; 8) Регистры аналитического учета (ведомости и карточки складского учета, отчеты МОЛ; 9) Бухгалтерская отчетность. Программа аудиторской проверки, которая включает следующие пункты: 1. Аудит операции по поступлению МПЗ: 1.1. Аудит приобретения МПЗ за плату; 1.2. Аудит учета операций по поступлению и передаче товаров в порядке обмена; 1.3. Аудит прочих операций по поступлению МПЗ; 2. Аудит аналитического учета МПЗ: 2.1. Изучение организации хранения МПЗ (наличие весоизмеримых приборов, стеллажей, тары, ведение карточек складского учета и т.д.); 2.2. Изучение организации пропускной системы при ввозе и вывозе материалов; 2.3. Изучение отражения движения материалов в учете, а также проверка правильности их оценки; 2.4. Установление соответствия данных складского учета и данных бухгалтерии; 2.5. Проверка полноты и качества инвентаризации запасов; 3. Аудит учета использования МПЗ: 3.1. Проверка операций по отпуску МПЗ как в производство, так и на строну (по расходу документам); 3.2. Проверка обоснованности списываются отклонения в стоимости материалов на готовую продукции; 3.3. Проверка обоснованности списания хищений, потерь, недостач; 4. Аудит сводного учета МПЗ: 4.1. Проверка синтетического и аналитического учета, их взаимосвязи; 4.2. Сверка данных бухгалтерского регистров и отчетности; 4.3. Сверка оформления результатов инвентаризации (инвентаризационно-сличительная ведомость); 4.4. Аудит результатов переоценки МПЗ; 5. Проведение анализа использования МПЗ: 5.1. Выявление неиспользованных материалов в течении года; 5.2. Выявление неиспользованных материалов свыше 1 года. Типичные ошибки: 1) не заключение дог мат ответственности; 2) неправильно оформ-ся док по приходу и расходу ТМЦ; 3) не ведется аналитич уч движения в бухгалтерии; 4) не регулярно проводится сверка данных по движению ТМЦ в бухгалтерии и на складах; 5) неправильно проводятся списания по видам расх; 6) неверно вед-ся уч НДС по поступившим ТМЦ.
7. Аудит основных средств. Нормативная база: 1) Закон «Об АД»; 2) ГК РФ; 3) НК РФ; 4) Закон «О бух. учете»; 5) ПБУ №6 «Учет основных средств»; 6) ПБУ№1; 7) Методические указания по учету основных средств, по проведению инвентаризации; 8) План счетов; 9) Постановление об утверждении типовых форм. Источники информации: 1) Акт приемки-передачи ОС (форма ОС-1); 2) Акт на списание ОС (форма ОС-4); 3) Инвентарная карточка (форма ОС-6), другие типовые формы; 4) Договоры на передачу и получение основных средств в аренду; 5) Учетные регистры (счета 01, 02, 08, 25, 26, 44, 001 «Арендованные основные средства»), главная книга, баланс, приложение к балансу и др. Выделяют 4 направления аудиторской проверки основных средств: 1) Аудит наличия и сохранности основных средств; 2) Аудит движения основных средств; 3) Аудит амортизационных отчислений по основным средствам; 4) Проверка правильности налогообложения по основным средствам. В программе проведения аудита: 1) Изучение условий хранения и эксплуатации основных средств, их состав и структура; 2) Проверка правильности состояния документации по основных средств, а также правильность отражения основных средств в учете; 3) Проверка правильности исчисления амортизационных отчислений и отражения их в учете; 4) Проверка объема выполненных ремонтных работ и правильности их отражения в учете в зависимости от выбранного метода; 5) Проверка итогов переоценки ОС; 6) Проверка итогов инвентаризации по основным средствам. Аудит поступления основных средств. Поступление основных средств может осуществляться: 1) Как приобретение за плату (ОС-1, договор купли-продажи, счета-фактуры, расчетные ведомости, учетные регистры по счетам 01, 08, 19, 60. 76); 2) Безвозмездно (договор дарения, учетные регистры по счетам 01, 08, 98); 3) В качестве вклада в уставный капитал (учредительные документы); 4) Строительство собственными силами (договоры подряда, счета-фактуры, акты приемки отдельных этапов строительства, учетные регистры по счетам 01, 08, 19, 60. 76, 23). Аудит выбытия основных средств. Выбытие основных средств может происходить: 1) В результате продажи (договор купли-продажи, акт приемки-передачи, счета-фактуры, учетные регистры по счетам 01, 02, 19, 60, , 91 и другие); 2) В результате полного износа или при стихийных бедствиях (акт о списании основных средств, учетные регистры по счетам счетам 01, 02, 76, 91 и другие); 3) Безвозмездная передача (договор дарения, акт приемки-передачи основных средств, учетные регистры по счетам 01. 02, 91). Аудит амортизационных отчислений. проверяется соблюдение законодательства: правильность отнесения амортизационного имущества к определенной амортизационной группе. Если выявлена излишне начисленная или недоначисленная амортизация, то необходимо определить эти суммы, затем установить, как это повлияло на себестоимость продукции и финансовые результаты. Типичные ошибки: 1. Несвоевременное оприходование ОС; 2. Неправильное определение первоначальной стоимости объектов ОС; 3. Начисление износа по полностью амортизированным объектам ОС; 4. Отсутствие дефектных актов и смет на проведение капитального ремонта; 5. Некорректная корреспонденция счетов при отражении операций по выбытию ОС (списании, реализации по цене ниже остаточной стоимости); 6. Неправильное исчисление налогооблагаемой прибыли при реализации объектов ОС; 7. Формальное проведение инвентаризаций ОС; 8. Переоценка объектов ОС без наличия документов, подтверждающих реальность рыночных цен.
8. Аудит нематериальных активов Нормативные документы: 1) ГК РФ; 2) НК РФ; 3) Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров»; 4) Закон РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и базы данных»; 5) Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах»; 6) ПБУ 1/08; 7) ПБУ 14/2000 «Учет НМА». Источники информации для проверки: 1) Инвентарная карточка НМА; 2) Акт приемки НМА; 3) Акт списания НМА; 4) Учет регистры по счетам 04 «НМА», 05 «Амортизация НМА», 08 «Вложения во внеоборотные активы», по затратным счетам; 5) Главная книга; 6) Отчетность, справки-расчеты и т.д. Общий план аудита НМА включает в себя след направления проверки: 1) Проверка операций учета и создания НМА; 2) Проверка амортизации НМА; 3) Проверка учета выбытия НМА; 4) Проверка правильности налогообложения по НМА. Программа проведения аудита НМА включает: 1. Проверка учета поступления и создания НМА: 1.1. Проверка в создании комиссии по приемке НМА (приказы); 1.2. Проверка правильности оформления купли-продажи НМА (договор купли-продажи); 1.3. Проверка правильности протоколов по оформлению договорной цены (протоколы, приказы, соглашения); 1.4. Отражает проверку правильности составления акта о приемке НМА (акт о приемке, накладные и приказы); 1.5. Проверка правильности оценки НМА, вносимых в качестве вклада в уставный капитал (проводится на основе методик оценки, учредительные документы); 1.6. Проверка фактического поступления НМА в качестве вклада в уставный капитал (приказы, акты приемки, регистры бух. учета и бух. отчетности); 1.7. Проверка правильности ведения синтетического и аналитического учета НМА, а именно необходимо изучить, ведется ли аналитический учет по местам эксплуатации и по материально ответственным лицам (методики оценки, отчетность, приказы, акты, документы о материальной ответственности, штатное расписание); 1.8. Проверка отражения в отчетности поступления и создания НМА (формы отчетности); 2. Проверка учета амортизации НМА: 2.1. Проверка правильности ежемесячного начисления амортизации (приказы, учетные регистры, справки-расчеты); 2.2. Проверка отражения в отчетности начисления амортизации (формы отчетности); 3. Проверка учета выбытия НМА: 3.1. Проверка факт выбытия НМА в результате расчетов с учредителями (приказы, учетные регистры, бух баланс, акты по списанию НМА); 3.2. Проверка учета выбытия НМА в результате продажи, внесения в качестве вкладов в уставный капитал других предприятий, в результате окончания срока полезного использования и по другим причинам (протоколы, приказы, акты на списание, отчетность, учетные регистры); 3.3. Проверка отражения в отчетности выбытия; 4. Проверка правильности налогообложения НМА: 4.1. Проверка правильности расчетов по НДС (ставки, расчет, бух баланс, НК РФ); 4.2. Проверка правильности расчетов по налогу на прибыль (ставки, расчеты, отчет о прибылях и убытках; 4.3. Проверка правильности расчета налога на имущество (справки, расчеты, НК РФ); 4.4. Проверка правильности расчетов по платежам (справки, сведения, НК РФ). Типичные ошибки: Неправомерное включение хозяйственных средств в состав нематериальных активов; Неправильное формирование первоначальной стоимости объектов нематериальных активов; Необоснованное определение срока полезного использования нематериальных активов; Неправильное начисление амортизации по отдельным объектам нематериальных активов; 5. Отсутствие первичных документов или оформление их с нарушением установленных требований.
9. Аудит денежных средств на предприятии Нормативная база: 1. ГК РФ; 2. ФЗ « О б/у»; 3НК рФ; 4. Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации; 5. Положение Банка России «О порядке покупки и выдачи странной валюты для оплаты командировочных расходов»; 6. План счетов бухгалтерского уч; 7. Порядок ведения кассовых операций в РФ; 8. «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением»; 9. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность»; 10. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств; 11. Порядок регистрации ККМ; 12. Методические рекомендации по вопросам применения ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением; 13. Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке; 14. Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету налоговых операций. Источники информации для проверки: - кассовая книга; отчеты кассира; ПКО; РКО; журнал (книга) регистрации ПКО; журнал (книга) регистрации РКО; журнал (книга) регистрации выданных доверенностей; журнал (книга) регистрации депонентов; журнал (книга) регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей; оправдательные документы к кассовым документам; авансовые отчеты. При расчетах используются следующие первичные документы-• платежные поручения; • платежные требования-поручения; • объявления на взнос наличными;• чековые книжки;• реестры чеков;• аккредитивы;• кредитные договоры;• выписки банка.- регистры синтетического учета по счетам 50,51,52,55, 57.• Главная книга;• бухгалтерский баланс (ф. № 1, строка 261);• отчет о движении денежных средств (ф. № 4). Аудиторские процедуры по кассе: инвентаризация кассовой наличности; проверка наличия на ПКО и РКО подписи главного бухгалтера или уполномоченного лица; проверки своевременности расчетов сотрудников предприятия по командировочным расходам; проверки соответствия приходных кассовых ордеров записям в журнале регистрации ПКО; проверка журнала (журналов) учета выданных доверенностей; проверка совпадения входящего остатка по кассе на каждый день с конечным остатком по кассе за предыдущий день; проверка совпадения расходных кассовых ордеров с информацией о них, содержащейся в журнале регистрации расходных кассовых ордеров; проверка полноты регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей в журнале регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей; проверка соответствия платежных (расчетно-платежных ведомостей) реестрам депонированных сумм; проверки соответствия данных синтетического и аналитического учета денежных сумм; проверки соблюдения установленного банко млимита остатка кассы; проверки соблюдения предприятием предельных суммрасчетов между юридическими лицами наличными денежными средствами поступающими в кассу; проверки правильности ведения книг кассира-операциониста; проверки своевременности снятия с учета в налоговом органе контрольно-кассовых машин; В Анках аудиторские процедуры по банковским операциям: проверка наличия договоров с банками на открытие расчетных и валютных счетов и уведомлений МНС РФ об их открытии; проверка соответствия суммп о выписке банка по расчетному, валютному счету (счетам) суммам, указанным в приложенных к ним первичных документах; проверка правильности отражения в учете операций по покупке валюты; проверка целевого использования валюты приобретенной на командировочные расходы.
10. Аудит расчетов с контрагентами Источниками информации являются: - Положение об учетной политике; - Первичная документация: договоры на поставку ТМЦ; договоры на оказание услуг; договоры на выполнение работ; накладные; журнал регистрации счетов-фактур поставщиков; журнал регистрации доверенностей на получение ТМЦ; счета-фактуры поставщиков; акты сверки расчетов; протоколы о зачете взаимных требований; акты инвентаризации расчетов; векселя; копии платежных документов; книга покупок; - Учетные регистры по счету 60; -Главная книга; бухгалтерская отчетность. В ходе аудита: 1) проверить правильность оформления первичных документов по приобретению ТМЦ с целью подтверждения обоснованности возникновения кредиторской задолженности; 2) подтвердить своевременность погашения и правильность отражения на счетах бухгалтерского учета кредиторской задолженности; 3) оценить правильность оформления и отражения в учете предъявленных претензий. Приемы для сбора аудиторских доказательств как: - экономико-правовая экспертиза договоров на поставку продукции, оказание услуг, выполнение работ, - проведение инвентаризации финансовых обязательств, - проверка документов, полученных экономическим субъектом от третьих лиц, -приемы фактического и документального контроля, - аналитические процедуры, -устные опросы должностных лиц по отдельным вопросам данного раздела аудиторской программы. Экономико-правовая экспертиза-изучение договоров поставки, полнота и своевременность исполнения сторонами обязательств вне зависимости от срока договора. Выборочное наблюдение - проверяет расчетные операции с поставщиками по данным учетных регистров по счету 60 и расчетно-платежные документы. Следует проверить правильность корреспонденции счетов, указанной в учетных регистрах. Кредитовые записи по счету 60 сверяют с дебетовыми записями по счетам 08, 10, 15, 19, 20, 41. Дебетовые записи по счету 60 сверяют с кредитовыми записями по счетам 50, 51, 52, 55 (или счетам 62, 76 при бартерных сделках). Данные синтетического учета подтверждаются аналитическими данными. Итоговые записи по оборотам и остаток по счету 60 сверяются с данными Главной книги и балансом. Претензия предъявляется поставщикам, если счет поставщика оплачен и акцептован до поступления ТМЦ, а при приемке на склад обнаружилась недостача ТМЦ против отфактурованного количества, либо обнаружились несоответствия принятых ТМЦ (работ, услуг) по ценам, качеству, номенклатуре против оговоренных в договоре величин. При проверке этих операций аудитор должен убедиться, что претензия действительно была предъявлена и что отраженные на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям» суммы соответствуют значениям, указанным в коммерческом акте. Претензия должна быть предъявлена своевременно так как в противном случае суд может отказать в удовлетворении иска. Пакет документов, приложенных к претензии и исковым заявлениям, должен быть доказательным, в частности в нем должны присутствовать, как минимум, претензионный расчет, коммерческий акт об установленном расхождении в количестве и качестве при приемке ТМЦ (в качестве - при приемке выполненных работ, оказанных услуг), претензионное удостоверение о полномочии участников количественной и качественной выбраковки, документы, подтверждающие произведенные расходы, стоимость которых возмещается за счет поставщика. Проверка расчетов с покупателями и заказчиками. В ходе аудита должны быть решены следующие задачи: 1) проверка правильности оформления первичных документов по реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения дебиторской за-долженности; 2) подтверждение своевременности погашения и правильности от-ражения на счетах бухгалтерского учета дебиторской задолженности; 3) оценка правильности оформления и отражения в учете предъявленных претензий. Приемы сбора те же что и сч 60! Аудит учета расчетов с прочими дебиторами и кредиторами (- с транспортными организациями за услуги, оплачиваемые чеками; - по депонированным суммам заработной платы; -по суммам, удержанным из заработной платы работников предприятия в пользу разных организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судебных органов, и др.). Источниками: - Положение об учетной политике предприятия; Первичная документация: договоры выполнения работ, оказания услуг, поставки продукции; акты сверки расчетов; акты инвентаризации расчетов; копии платежных документов;- Учетные регистры по счетам 76, 60, 62, 63, 91 и др.; - Главная книга и бухгалтерская отчетность. В ходе проверки аудитору необходимо установить: - правомерность использования счета 76 для отражения расчетов; - правильность и обоснованность удержания по исполнительным листам в пользу других предприятий и лиц, а также своевременность перечисления удержанных сумм получателю; - правильность расчетов с квартиросъемщиками и лицами, за пользование общежитиями, квартирами, гостиницами и коммунальными услугами; - правильность расчетов за товары, проданные в кредит, наличие договоров, сроки представления поручений-обязательств покупателей, порядок погашения кредита и т.д.;- полноту и правильность расчетов по выданным членам трудового коллектива беспроцентным ссудам; - правильность отражения в учете депонирования заработной платы; - своевременность и полноту поступления взносов родителей за содержание детей в детских дошкольных учреждениях; - правильность составления бухгалтерских проводок по расчетам с дебиторами и кредиторами;- правильность ведения аналитического учета по счетам 73, 76; - соответствие записей аналитического учета по счету 76 записям в Главной книге и балансе.
11. Аудит расчетов по оплате труда Нормативная база: 1. ГК РФ; 2. НК РФ; 3. Инструкция о составе ФЗП и выплат социального характера; 4. ТК РФ; 5. ПБУ 9/99 «Доходы организации»; 6. ПБУ 10/99 «Расходы организации» ПБУ; 7. План счетов бухгалтерского учета; 8. Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты. Источники информации: 1) унифицированные формы первичной документации, разработанные Госкомстатом России - приказ (распоряжение) о приеме на работу (ф. № Т-1), личная карточка (ф. № Т-2), учетная карточка научного работника (ф. № Т-4), приказ (распоряжение) о переводе на другую работу (ф. № Т-5), приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (ф. № Т—6), приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (контракта) (ф. № Т—8); табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. № Т—12), расчетно-платежная ведомость (ф. № Т—49), расчетная ведомость (ф. № Т—53), лицевой счет (ф. № Т—54). 2) первичные документы по учету выработки и сдельной заработной платы: наряды, рапорты, маршрутные листы и другие документы; 3) регистры бухгалтерского учета - сводные ведомости распределения заработной платы (по видам, шифрам затрат и др.), регистры по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в части расчетов по исполнительным листам и депонированной заработной плате, журналы-ордера; 4) Главная книга; 5) баланс (ф. № 1). Вопросник: проверяется ли списочный состав работников; составляется ли штатное расписание на п/п; проверяется ли правильность начислений по опл тр; пров-ся ли прав-ть удержаний; осущ-ся ли выплата з/п продукцией и т.д. Программа: оценка прав-ти оформления и начис-я выплат сотрудникам; проверка прав-ти удержаний из з/п; прверка данных учетных регистров, сверка со счетами б/у; проверка правильности корресп-ии сч по уч расч с персоналом. Методы сбора ауд док: 1) Док-я проверка – для выявления соот-я уч на п/п требов-ям законад-ва; 2) Арифметич-я проверка – для проверки правильности расч отпускных, пособий по нетрудоспособности, пересчет сдельного заработка; 3) Опрос - выясняется в какой форме осущ-ся оплата труда. Типичные ошибки: Отсутствие док, подтверждающих законность выполненных выплат работникам; Неверный расчет НДФЛ; Неверно отраж-е депонированные суммы (хранятся 3г, потом Д76К91).
12. Аудит собственного капитала Нормативная база: ГК РФ; ФЗ «О б/у»; Положение №34Н; Инструкция по применению Плана счетов. Источники информации: Учредительные документы; Приказ об учетной политике организации; Учетные регистры по счетам 80,81,82,83,84,86; Главная книга, отчетность. Проверка. 1) УК: а) состав и структура - виды и количество акций их номинальная стоимость привилегированных акций; б) размер УК - Минимальный размер капитала, установленный законодательно Изменение (или сохранение) величины УК; в) оплата УК – формы и сроки оплаты. 2) ДК: а) Переоценка имущества - Суммы дооценки (уценки) имущества; б) Расчеты с учредителями - Эмиссионный доход Курсовые разницы; в) Инвестиции во внеоборотные активы - Целевые средства, использованные на инвестиционные цели Нераспределенная прибыль, направленная на кап. вложения. 3) Амортизационный капитал: а) Амортизация основных средств - Первоначальная (восстановительная) либо остаточная стоимость объектов Срок полезного использования Годовая сумма амортизации, начисленная в соответствии с избранным методом; б) Амортизация нематериальных активов - Первоначальная либо остаточная стоимость объектов Срок действия (списания) Годовая сумма погашаемой стоимости. 4) Нераспределенная прибыль и резервы из нее: а) Резервный капитал - Размер ежегодные отчисления; б) Прибыль до налогообложения Условный расход по налогу на прибыль, обязательства и платежи по перерасчетам по этому налогу из фактической прибыли, налоговые санкции; в) Нераспределенная прибыль прошлых лет - Результаты деятельности прошлого года, Реализация решений собственников.
13. Аудит расчетов с персоналом по прочим операциям Нормативная база: 1. ГК РФ; 2. НК РФ; 4ТК РФ; 5. ПБУ «Доходы организации»; 6. ПБУ «Расходы организации»; 7. План счетов бухгалтерского уч. Источники информации: Счет 73; Бух отчетность; Главная книга; первичные документы (договора и т.д.) Проверка: 1) Расчеты с работниками за товары, проданные в кредит (действительно ли имеются товары, проданные в кредит, проданы тов по рыночной стоимости или со скидкой, удерживается ли НДФЛ и т.д.); 2) Займы, предоставленные работниками: устанавливается наличие договоров займа, за счет каких источников были выданы ссуды, полностью ли погашена задолженность по ссудам при увольнении работников. Если выданная ссуда частично или полностью погашена п/п, то необходимо проверить правильность начисления НДФЛ по дополнительному доходу работника; 3) Операции по возмещению материального ущерба: рассматривают причины выявленного материального ущерба, объем списания недостач. При проверке счета 73 выявляется правильность организации аналитического учета, правомерность корреспонденций по счету 73, соответствует ли данные аналитического учета данным синтетического учета. Д94 К10,08,20,41…-выявлена недостача; Д73 К50-выдана ссуда; Д50 К73-погашение; Д73 К94-списана недостача на виновника (учетная стоимость); Д73 К98-разница м/у рыночной и учетной стоимостью; Д98 К91-по мере погашения задолженности списание части дох буд Т за отч период.