Основные маркетинговые концепции.
Тема 1. Методологические основы курса.
Основные термины и понятия.
Понятие и сущность маркетинга.
Принципы маркетинга.
Функции.
Основные маркетинговые концепции.
Виды маркетинга.
Общая схема маркетинговой деятельности фирм.
Основные термины и понятия.
Нужда – ощущение человека, которому не хватает чего-либо.
Потребность - нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с уровнем развития личности и традициями, существующими в обществе.
Рынок –совокупность потенциальных и реальных потребителей товаров.
Товар –всё, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается на рынке.
Понятие и сущность маркетинга.
Marketing – англ.слово – деятельность в сфере рынка. Маркетинг как целостная система возник в конце XIX века в США во время кризиса перепроизводства. Американский бизнесмен Маккормик впервые применил такие инструменты как сервисное и гарантийное обслуживание, система скидок, в том числе и накопительные, учет отзывов потребителей и на основе его анализа, внедрение усовершенствований в производимую продукцию.
Маркетинг связан с такими дисциплинами как психология, микро экономика, макроэкономика, менеджмент, экономический анализ, ЭММ и др.
В настоящее время насчитывается более 2000 определений маркетинга. Маркетинг(по Котлеру) – вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей при помощи обмена.
В основе маркетинга лежит изучение потребностей потребителей и обеспечение их желаемой удовлетворенности более эффективным, чем у конкурентов способом. Девиз маркетинга – производить не то что производится, а то, что, безусловно, будет продано. Предмет маркетинга – отношения, возникающие по поводу обмена.
Методы маркетинга:
1) диалектический материализм – рассмотрение явлений в их полной взаимосвязи и взаимозависимости;
2) прагматизм – главенство здравого смысла.
Принципы маркетинга.
Существуют следующие принципы маркетинга:
· приоритет потребностей потребителей;
· комплексный системный подход к рынку и его элементам;
· приспособляемость к требованиям рынка и воздействие на него;
· научность;
· научно – практическая исследовательская работа;
· сегментирование – разбивка рынка на четкие группы потребителей с одинаковыми характеристиками;
· гибкое реагирование производства и сбыта на требования спроса;
· инновация – постоянное расширение ассортимента за счет новых товаров;
· планирование.
Функции.
Функции маркетинга следующие:
- комплексное исследование рынка;
- анализ производственно – сбытовых возможностей предприятия;
- разработка маркетинговой стратегии и программ;
- осуществление товарной политики;
- осуществление ценовой политики;
- осуществление сбытовой политики;
- осуществление коммуникационной политики.
Основные маркетинговые концепции.
Под маркетинговой концепцией понимают подход, на основании которого фирма осуществляет свою производственно – хозяйственную деятельность.
I. Концепция совершенствования производства - ее последователи утверждают, что потребители будут более благосклонны к тем товарам, которые широко распространены и доступны по цене, и соответственно фирме необходимо сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения. Условия:
- уменьшение себестоимости (возможно по мере увеличения объема производства и сбыта);
- спрос должен быть больше, чем предложение.
II. Концепция совершенствования товара – потребители будут более благосклонны к товарам с качественными наивысшими характеристиками. Поэтому фирме необходимо сосредоточить свои усилия на совершенствовании потребительских свойств товаров и повышении его качественных характеристик (Ролекс, Паркер);
III. Интенсификация коммерческих усилий – потребители будут более благосклонны к товарам, с которыми они хорошо знакомы, а фирма в отношении товаров должна предпринимать значительные усилия в сфере сбыта и стимулирования.(реклама, скидки, льготы);
IV. Концепция классического маркетинга – определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение их желаемой удовлетворенности более эффективным, чем у конкурентов, способом;
V. Концепция социально – этического маркетинга – определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение их желаемой удовлетворенности более эффективным, чем у конкурентов, способом, с одновременным сохранением благополучия, как общества, так и отдельного его члена.(NESTLE).
Виды маркетинга.
Виды маркетинга в зависимости от состояния спроса.
Состояние спроса | Вид маркетинга | Решаемые задачи |
1. Негативный спрос (услуги стоматолога) | Конверсионный | Преодоление негативного спроса |
2. Отсутствующий спрос (гостиницы для собак) | Стимулирующий | Формирование спроса и его стимулирование |
3. Формирующийся спрос (видеомагнитофон с дисками) | Развивающий | Развитие спроса |
4. Падающий спрос (сухие напитки) | Ремаркетинг | Стабилизация спроса |
5. Колеблющийся спрос (сезонные товары) | Синхромаркетинг | Синхронизация спроса и выравнивание колебания |
6. Оптимальный спрос | Поддерживающий | Поддержание спроса |
7. Чрезвычайный спрос | Демаркетинг | Снижение спроса |
8. Иррациональный (сигареты, алкоголь) | Противодействующий | Противодействие и снижение спроса |
В зависимости от объекта продаж:
- маркетинг товаров;
- маркетинг услуг;
- маркетинг мест;
- политический маркетинг;
В зависимости от страны происхождения товаров:
- маркетинг импортных товаров;
- маркетинг экспортных товаров.