Етоды государственного регулирования регионального развития

Для реализации задач региональной политики могут быть использованы разнообразные формы и методы государственного регулирования как административного, так и экономического воздействия.

В «Основных положениях региональной политики…» в числе методов и форм государственного воздействия выделяются в первую очередь прогнозирование и программирование. При разработке общероссийских прогнозов выделяется региональный аспект, что позволяет субъектам Федерации иметь необходимые ориентиры, определять основные тенденции, примерные количественные параметры социально-экономического развития, место во внутрироссийском разделении труда, корректировать прогнозируемую динамику общероссийского и регионального рынков.

Основными формами прямого участия государства в регулировании регионального развития являются государственные региональные программы, финансируемые за счет федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, отдельных структурообразующих инвестиционных проектов, размещение заказов на поставку продукции, выполнение работ и услуг для общегосударственных нужд через контрактную систему.

В настоящее время количество принятых федеральных региональных программ достаточно велико. Их разработка во многих случаях велась с расчетом на получение значительных федеральных бюджетных средств для их реализации, которыми бюджет не располагает, поэтому необходимо провести инвентаризацию всех уже начатых на территории России программ с пересмотром приоритетов, сроков, источников их ресурсного обеспечения.

В связи с этим на правительственном уровне решено, что такие программы будут разрабатываться только для регионов с особо сложными социально-экономическими и экологическими проблемами и для регионов, способных при государственной поддержке совершить быстрый рывок в своем развитии, ускоряющий общий экономический рост.

Основными источниками функционирования региональных экономических и социальных программ должны стать собственные средства предприятий и организаций, банковские кредиты, средства бюджетов республик, краев и областей. Кроме того, необходимо создать благоприятные условия для привлечения частных отечественных и иностранных инвесторов.

Особое значение в составе методов государственного воздействия на региональное развитие принадлежит косвенным методам финансового и денежного регулирования.

Важную роль должны сыграть налоговые льготы, а также, введение регионально-дифференцированной амортизации, позволяющей предприятиям, расположенным в районах со сложными условиями, финансировать ускоренную модернизацию своего производства.

Регионализация социально-экономической политики предполагает широкое применение методов экономического регулирования регионального развития и размещения производительных сил.

Свою роль в решении региональных проблем должны играть специальные фонды регионального развития (федеральный, республиканские, краевые, областные). Такие фонды должны аккумулировать финансовые ресурсы для решения неординарных задач соответствующих уровней территориальной иерархии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Региональная политика - очень важная составляющая практически любой политики, как на федеральном, так и на местном уровнях. Хотя говорить о региональной политике только как о части какой-либо другой политики неверно. Региональная политика - самостоятельная и необходимая часть политической и правовой основы общества и всего государства.

Будущее России во многом определяется именно проводимой сейчас в нашей стране региональной политикой. Только при разумной, целостной и учитывающей интересы государства, регионов и населения региональной политике можно вообще говорить об этом будущем России как единой и процветающей страны. К сожалению, современная региональная политика Российской Федерации редко отвечает хотя бы одному из этих критериев.

Регионы же не должны ограничиваться только своими сугубо региональными проблемами, но должны играть активную роль в политической и экономической жизни всего государства. Для осуществления задач научного прогнозирования и индикативного планирования необходима подготовка комплексного прогноза развития и размещения производительных сил Российской Федерации, который должен включать научные обоснования рациональной специализации всех регионов России.

Комплексный прогноз должен отражать структурную перестройку в регионах, процессы демонополизации и приватизации, меры по стабилизации социально-экономического развития, преодолению отставаний в уровнях развития отдельных регионов, развитие межрегиональных и внешнеэкономических связей с учетом конъюнктуры внутреннего и мирового рынка.

Россия - особое государство. Нахождение ее на стыке Востока и Запада, а также огромная территория не позволяют применить в полной мере опыт других стран. Поэтому нужно искать не универсальную ''формулу'' выхода из кризиса, а ''формулу'', учитывающую специфику России. Региональная политика должна во многом способствовать этому.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алисов Н.В., Хореев Б.С. Экономическая и социальная география мира / Н. В.Алисов, Б.С.Хореев. – М.: Гардарики, 2009.

2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов / А.Г. Гранберг. – М.: ГУВШЭ, 2007.

3. Гусева В.С. «Регионоведение. Конспект лекций».М.:Эксмо,2007.

4. Конституция Российской Федерации.

5. Мищенко В.В. Экономика регионов. Учебное пособие / В.В.Мищенко. – Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008.

6. Морозова Т.Г., Победина М.П., Поляк Г.Б. и др. «Региональная экономика» Учебник для вузов/Под ред. Проф. Т.Г. Морозовой. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ, 2008.

Наши рекомендации