Обязанности кафедры менеджмента, ответственной за проведение учебно-ознакомительной практики

Учебно–методическое руководство практикой осуществляет кафедра менеджмента.

Руководитель практики от университета:

- осуществляет контроль за соблюдением сроков проведения практики и соответствием ее содержания установленным образовательной программой требованиям к содержанию соответствующего вида практики;

- оказывает методическую помощь обучающимся при выполнении ими индивидуальных заданий;

- оценивает результаты прохождения практики обучающимися.

По усмотрению студента-практиканта и по согласованию с руководителем практики какой-либо раздел тематического плана может быть рассмотрен более углубленно. Желательно заполнение таблицы, выделенной в приложении 2.

На начальном этапе руководитель практики обязан проверить индивидуальный план учебно-ознакомительной практики, где студентом выделены направления и сроки исследования (Приложение 3). Кроме того, студенту-практиканту рекомендуется ознакомиться с литературой, в которой освещается не только отечественный, но и зарубежный опыт деятельности фирм, организаций и предприятий. Необходимо также изучить инструкции, методические указания, нормативные документы, постановления, действующие в настоящее время и регламентирующие работу фирм, организаций и предприятий.

На заключительном этапе практики, как уже отмечалось ранее, студент должен обобщить материал, собранный в период прохождения практики, определить его достаточность и достоверность и оформить отчет по практике.

В обязанности по организации и учебно-методическом руководстве практики кафедры менеджмента также входит:

- выделение в качестве руководителей практики высококвалифицированных и опытных преподавателей;

- обеспечение студентов-практикантов программой практики и всеми необходимыми документами;

- проведение перед началом практики совещания студентов-практикантов;

- осуществление контроля организации и проведения практики, ее содержания и соблюдения установленных сроков.

2.2.2. Права и обязанности студента–практиканта

При прохождении учебно-ознакомительной практики студенты имеют право:

- получать необходимую информацию для выполнения задания на практику;

- пользоваться библиотекой учебного заведения;

- получать компетентную консультацию руководителя по вопросам, предусмотренным заданием на практику.

В период практики студенты обязаны:

- полностью и самостоятельно выполнять задания, предусмотренные программой практики;

- осуществить сбор, систематизацию, обработку и анализ первичной теоретической и экономико-управленческой информации и иллюстративных материалов, предусмотренных программой практики;

- обеспечить необходимое качество и ответственность за выполняемую работу и за ее результаты;

- представить руководителю практики отчет о выполнении всех заданий и защитить его.

К студенту, не выполнившему программу практики и задание в установленный срок, получившему отрицательный отзыв руководителя или неудовлетворительную оценку при защите, применяются санкции как к неуспевающему студенту, вплоть до отчисления из вуза.

Раздел 3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Содержание отчета по учебно-ознакомительной практике

По итогам производственной практики студенты разрабатывают и предоставляют на кафедру отчет по практике, содержащий анализ и основные выводы об исследуемой проблеме.

Отчет по практике составляется в соответствии с утвержденным рабочим календарно-тематическим планом. В отчете по производственной практике должны быть отражены следующие разделы.

-введение;

-эволюция взглядов на исследуемую экономическую категорию;

-сущность и особенности исследуемой экономической категории;

-заключение;

-список использованных литературных источников;

-приложения.

Текст отчета оформляется в соответствии с требованиями методических рекомендаций по выполнению практики. В отчете следует грамотно и содержательно обобщить результаты учебно-ознакомительной практики.

Во «Введении» следует отразить актуальность исследуемой проблематики, цель и задачи практики, методическую основу исследования, информационную базу исследования.

В процессе обоснования актуальности сообщается о степени изученности выбранной темы: приводится краткий обзор литературных источников, на основании которого становится очевидным, что тема остается не раскрытой (или раскрытой частично или не в том аспекте) и потому нуждается в дальнейшей разработке, то есть формулируется основная проблема, подлежащая разработке. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической связи и последовательности. В него должны быть включены наиболее ценные исследования, имеющие непосредственное отношение к теме.

При формулировании цели и задачпрактики необходимо исходить из того, что ими описываются теоретические результаты проведенного исследования. Главная цель характеризует итог практики в целом, вклад, вносимый в разработку теоретического аспекта обозначенной в актуальности проблемы. Задачи конкретизируют содержание цели исследования, характеризуя промежуточные итоги работы.

В соответствии с поставленной целью выделяется три-четыре задачи, которые перечисляются в повелительной форме: систематизировать…, изучить…, описать…, установить…, выявить…, обосновать…, проанализировать…, разработать…, предложить и т.д.

При отражении методической основы исследования необходимо указать совокупность приемов и способов, используемых студентов в рамках практики для достижения ее цели.

Информационная база исследования дает представление о том, какие виды источников информации привлекались в процессе прохождения учебно-ознакомительной практики: законодательные и нормативно-методические материалы федерального, регионального уровня или местного самоуправления; данные органов статистики федерального, регионального или местного уровня; материалы специализированных печатных изданий (научная и публицистическая литература) и т.д.

В разделе «Эволюция взглядов на исследуемую экономическую категорию»представляется литературный обзор, где излагается как первое упоминание об исследуемой проблематике с указанием автора, так и развитие его идеи во временном и сущностном аспекте. Студенту необходимо выделить ряд исследователей, труды которых сформировали современное видение экономической категории. Целесообразно заполнение таблицы, выделенной в приложении 2.

Приступая к литературному обзору, необходимо иметь достаточно полный список литературы, предполагаемой к использованию. Литературный обзор целесообразно проводить следующим способом. Сначала по материалам аннотаций, оглавлений и беглого просмотра произвести тщательную классификацию анализируемых публикаций, не прибегая к подробному чтению и конспектированию работ. Определить логический порядок их изучения. Далее последовательно анализировать отобранные работы, планомерно формируя литературный обзор. После того, как будут изучены все работы, как правило, возникает потребность в корректировке отдельных фрагментов текста, изменении их взаимного расположения.

Существуют общепринятые правила написания литературного обзора, перечисленные ниже.

- В процессе анализа первыми помещаются общие и фундаментальные работы, сначала более новые, затем более старые. После них описываются работы, посвященные отдельным частным вопросам.

- Обзор должен носить критический характер. То есть не допустимо лишь пассивно пересказывать содержание работ, необходимо оценивать и сопоставлять наиболее важные положения, предпринимая попытки выявить общее и различия, присутствующие в разных работах, определить наиболее рациональную точку зрения по исследуемому предмету.

- Обязательно следует включать в обзор труды наиболее уважаемых и авторитетных ученых и специалистов в исследуемой области.

- Важно не допускать излишней детализации, сосредоточения на малозначимых аспектах анализируемых исследований. Следует выдерживать логику и последовательность изложения.

- Необходимо обращаться к первоисточникам, а не делать выводы исключительно на основании обзоров, приводимых в предшествующих исследованиях других авторов.

В процессе подготовки литературного обзора рекомендуется использовать метод развернутого, углубленного структурирования вслед за первичным укрупненным взглядом на проблему, то есть использовать логический прием от общего к частному. В целом студенту следует сформировать примерный перечень вопросов, подлежащих рассмотрению в отчете. В числе вопросов могут присутствовать следующие:

1. Что уже известно из других исследований? Каковы теоретические и методические подходы к решению исследуемой проблемы; содержание основных понятий и категорий, относящихся к предметной области проводимых исследований; условия, факторы, тенденции существования и развития проблемы; структура и причинно-следственные взаимосвязи между отдельными элементами проблемы; мировой и отечественный опыт решения рассматриваемой проблемы?

2. На каком уровне это было исследовано? Что было исследовано в полной мере и потому не нуждается в дальнейшей разработке, а что остается нерешенным и требует последующих исследований?

3. Какова авторская позиция по исследуемому предмету? Какими фактами, сложившимися научными положениями можно обосновать авторскую точку зрения? Каковы возможные возражения, сомнению по поводу приводимых автором положений, как и чем они (возражения) опровергаются?

4. Что следует из авторских положений и подходов, представленных и обоснованных в данном отчете?

Логическим продолжением теоретического исследования послужит рассмотрение сущности и особенностей исследуемой экономической категории. Необходимо помнить, что под сущностью подразумевается совокупность таких свойств предмета, без которых он неспособен существовать и которые определяют все остальные его свойства. Любая экономическая категория, в том числе, категория управленческой науки, — это теоретическое выражение, мысленная форма производственных отношений во взаимодействии с развитием продуктивных сил, экономических явлений и процессов, которые реально существуют.

В экономике, управлении, как и в других сферах жизни общества, проявляются определенные объективные связи, принципы, зависимости и закономерности, которые выявляет экономическая теория. Любая теория (в том числе экономическая) – есть выражение в системе категорий, понятий и законов взаимосвязей и процессов объективного мира. Логическая взаимосвязь экономических категорий дает возможность выяснить существенное, постоянное, прочно остающееся в движении и развитии экономических процессов, явлений. Познавая сущность экономических категорий, экономическая теория приходит к определению экономических законов, изучение которых является задачей науки. Соответственно, в данном разделе требуется как можно более широко раскрыть сущность исследуемой категории, выделить ее особенности, классификации по различным критериям.

В «Заключении» студент должен отметить полноту выполнения программы практики, степень выполнения заданий. Следует также дать авторские определения и заключения.

В разделе «Литература» в соответствии с требованиями действующих стандартов по библиографическому описанию следует привести перечень литературных, законодательных и нормативно-справочных источников, использованных при написании отчета. Список использованных источников группировать в определённой последовательности.

В разделе «Приложения» можно привести таблицы, схемы, графики, отражающие анализ теоретического материала, а также другие сведения, которые автор считает нужным включить в отчет.

Таким образом, отчет по учебно-ознакомительной практике должен представлять собой полную характеристику исследовательской работы студента-практиканта.

Наши рекомендации