Глава 1. становление института корпоративных документов в россии
Кафедра теории и истории государства и права
Соглашение об управлении хозяйственным партнерством как корпоративный документ
Реферат
студентки 2 курса магистратуры
дневного отделения
направления «Юриспруденция»
Литовченко Анны Вадимовны
Научный руководитель:
Кандидат философских наук, доцент
Круглов Дмитрий Николаевич
Пермь 2016
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА КОРПОРАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В РОССИИ.. 5
ГЛАВА 2. НАУЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРАВОВУЮ ПРИРОДУ КОРПОРАТИВНОГО ДОГОВОРА.. 10
ГЛАВА 3. НАУЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРАВОВУЮ ПРИРОДУ СОГЛАШЕНИЯ ОБ УПРАВЛЕНИИ ХОЗЯЙСТВЕННЫМ ПАРТНЕРСТВОМ.. 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 20
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА.. 21
ВВЕДЕНИЕ
Соглашение об управлении хозяйственным партнерством появилось в системе корпоративных документов с введением нового вида юридического лица - хозяйственного партнерств, деятельность которого регулируется Федеральным законом "О хозяйственных партнерствах" от 3 декабря 2011 года № 380-ФЗ. Данный правовой институт является новым, в связи с чем, возникает ряд вопрос, касающийся его правовой природы.
Российской правовой науке знакомы такие виды корпоративных документов как акционерное соглашение и договор об осуществлении прав участников в обществе с ограниченной ответственностью, но вопрос о их правовой природе до сих пор является актуальным и обсуждаемым. Так, по мнению Степкина С.П., акционерное соглашение и договор об осуществлении прав участников ООО являются гражданско-правовыми договорами и поэтому нормы Гражданского кодекса применяются к этим корпоративным документам в части, не урегулированной специальными нормативными правовыми актами автоматически. [1] В настоящее время, в соответствии со ст. 67.2 Гражданского кодекса РФ, акционерное соглашение и договор о осуществлении прав участников ООО признаются в качестве корпоративных договоров. Вопрос о правовой природе соглашения об управлении хозяйственным партнерством не урегулирован и является на сегодняшний день актуальным.
Объект исследования данной работы составляют научные идеи, отраженные в работах советских и современных российских правоведов, касающиеся правовой природы корпоративных документов в РФ.
Предметом исследования являются закономерности развития российской юридической науки о корпоративных документах, научные подходы к правовой природе и признакам указанного договора.
Цель исследования - определить исторические предпосылки введения нового вида корпоративного документа - соглашения об управлении хозяйственного партнерства.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
-исследовать научные труды, касающиеся исторического развития корпоративных документах в РФ и в зарубежных странах в период становления российского корпоративного права и в современный период;
-исследовать научные идеи о соглашении об управлении хозяйственным партнерством в современной российской правовой науке.
Работа основана на трудах отечественных авторов специалистов в области гражданского, предпринимательского и международного частного права: Е.А.Суханова, Д.В.Ломакина, Н.В.Козловой, В.А.Белова, И.С.Шиткиной, С.Д.Могилевского, М.Н.Илюшиной, О.В.Гутникова, С.В.Харченко, Ю.Метелевой, Д.И.Степанова и других российских цивилистов.
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА КОРПОРАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В РОССИИ
Прежде чем говорить о появлении первых корпоративных документах в системе российского права следует обратиться к зарубежному опыту становления и развития корпоративных отношений, так как все корпоративные документы, введенные в правовую систему РФ являются аналогами зарубежных правовых институтов.
В 1720 году в Англии был издан закон, который назывался "Bubbles-act" т.е. закон о мыльных пузырях. Указанный закон признавал недействительными все акционерные предприятия, которые пытались каким-либо образов во влечь английских граждан в биржевой рынок, что приводила к многочисленным обманам и к жажде наживы легких денег. Акт просуществовал свыше 100 лет и был отменен лишь в 1825 году. С 1825 года акционерные предприятия, осуществляющие свою деятельность на территории Англии получили полную самостоятельность от контроля со стороны государственных властей в части осуществления своей предпринимательской деятельности. Для упорядочении деятельности акционерных предприятий был введен Закон 1844 года, обязанный своим появлением Роберту Пилю, который устранил неизвестность вопроса о юридической сущности акционерной компании. Так, акционерное предприятие приобретает права корпорации, т.е. юридического лица, не в силу специальной королевской хартии, а путем простой регистрации. На основании указанного закона была организована регистрация акционерных компаний и установлены основы деятельности и внутренней организации возникающих компаний.
Варюшин М.С. пишет о том, что первые упоминания о корпоративных договорах в Англии встречается в решениях судов 40-ых годов 19 века. Корпоративные договоры, как их называли, "shareholder's agreements" (соглашения акционеров) получили широкое распространение, но автор подчеркивает, что соглашения акционеров 1840-х гг. представляли собой учредительные договоры акционерных товариществ, в которых устанавливался размер уставного капитала и ежегодно распределяемых дивидендов, то есть данные соглашения имели больше учредительный характер, нежели регулировали права и обязанности акционеров. Корпоративные соглашения в своем современном понимании появляются в Англии только со второй половины XIX столетия, с принятием таких законов как Limited Liability Act 1855 и Companies Act 1856, которые закрепили разграничения отношений между корпорацией и акционерами с одной стороны, и между акционерами с другой.
В США корпоративные документы стали появляться с 1950-ых годов при формировании соответствующей судебной практики. Судебная практика, которая складывалась в США те года, закрепила ограниченную ответственность акционеров. В 40-60-ые года XX столетия закрытая корпорация была закреплена на законодательном уровне как организационно-правовая форма введения бизнеса, после чего судебная практика стала признавать за акционерами самостоятельные права по распоряжению ими своих акций и суд признал за акционерами право изменения организационно-правовой формы закрытой корпорации под "собственные нужды"[2].
По мнению Степанова В.В. в судебной практике Англии и США того времени отсутствовало единство по вопросу действительности акционерных соглашений. Суды чаще склонялись к ничтожности такого рода сделок. Прошли годы, прежде чем ситуация в судах сменилась от крайне негативной до признания за акционерными соглашениями серьезной роли в регулировании корпоративных отношений на основе общих принципов контрактного права[3].
История становления корпоративного права в России берет свое начало в XVII-XVIIIвв., когда начинается сближение и унификация российского законодательства с европейским правом. В данный период появляются первые формы ведения предпринимательской деятельности, такие как компании, артели, простые товарищества, товарищества на вере. В начале XX века появляются новые формы ведения бизнеса в России и в связи с этим вводятся такие организационно-правовые формы юридических лиц, как тресты, акционерные общества.
До 2007 года вопрос о внутренних отношениях между акционерами компании не был урегулирован на законодательном уровне в России, что приводило к неоднозначной судебной практике при регулировании деятельности акционеров по распоряжению ими своими правами на акции и в деятельности компании.
29 октября 2007 года на заседании Совета по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при Президенте Российской Федерации проект Федерального закона о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный Закон «Об акционерных обществах» (в части регулирования акционерных соглашений) был рассмотрен. В пояснительной записке к законопроекту говорилось, что «целесообразно установление более гибкого законодательного регулирования тех правоотношений, которые могут быть перенесены в сферу договорного регулирования между акционерами»[4].
Закрепление акционерных соглашений как корпоративного документа на законодательном уровне было воспринято не всеми с положительной точки зрения, так Суханов Е.А., писал о том, что данные соглашения изначально направлены на обход закона, и вместо этого стоило бы вводить в акционерное законодательство принцип диспозитивности, а не «легализовывать» отдельное соглашение [5]. Кроме того, как отметил ученый, в акционерных соглашениях нет ничего такого, что позволяло бы выделить данный договор в отдельный вид.
А.С. Комаров, рассуждая о зарубежном праве, заявил, что иностранное законодательство не содержит норм, «которые прямо регламентируют соглашения, которые заключают акционеры», но учитывая положение дел в судебной практике, предложил поддержать идею о необходимости создания законодательства в этой области.
Категоричнее всех выступил В.В. Витрянский, указав, что «эти соглашения как-то дурно попахивали» и самое главное, что «в условиях корпоративных захватов, рейдерства, бесконечного злоупотребления правами» данное соглашение принесет больше вреда, нежели пользы[6].
По мнению А.В. Асоскова, корпоративные договоры «находятся на стыке двух областей частного права, которым свойственны противоположные подходы на уровне международного частного права. Как известно, в сфере договорных обязательств доминирует принцип автономии воли сторон, в соответствии с которым сами стороны имеют возможность выбрать право, применимое к договору (ст. 1210 ГК РФ). Напротив, корпоративное право – это область практически безраздельного и императивного господства личного закона юридического лица, под которым понимается право по месту его государственной регистрации (п. 1 ст. 1202 ГК РФ)»[7].
Таким образом появление корпоративных документов в российском праве это достаточно новое и еще обсуждаемое явление, которое развивается и пытается совершенствоваться. Так, с 1 сентября 2014 года в соответствии с Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой 1 Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» вступили в силу изменения в ГК РФ, в котором предусмотрена ст. 67.2, регламентирующая и закрепляющая положения, касающиеся корпоративного договора[8].