Условия, необходимые для развития рыночного хозяйства
Условия возникновения рынка.
· общественное разделение труда;
· экономическая обособленность производителей;
· самостоятельность производителя.
3. Основные признаки рынка:
· нерегулируемое предложение – производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить;
· нерегулируемый спрос – потребитель сам определяет, что, где, как и сколько покупать;
· нерегулируемая цена – цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения.
Главные функции рынка
· посредническая – соединение производителей товаров и их потребителей;
· ценообразования – установление равновесной цены, при которой спрос равен предложению товара;
· информационная – предоставление информации об объемах производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары;
· регулирующая – «перетекание» капиталов из менее выгодных в более прибыльные отрасли;
· санирующая (оздоровительная) – предотвращение неэффективной хозяйственной деятельности путем банкротств нерентабельных предприятий и процветания эффективных производств.
5. Положительные и отрицательные черты рынка как системы хозяйствования.
Положительные:
· способствует более эффективному использованию ресурсов;
· вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям производства;
· создает условия по оптимальному использованию НТП при создании новых товаров, внедрении новых технологий, методов организации и управления производством;
· обеспечивает свободу выбора действий потребителей и производителей;
· нацеливает производителей на удовлетворение потребностей и повышение качества товаров и услуг.
Отрицательные:
· не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;
· отрицательно сказывается на защите окружающей среды;
· не обеспечивает развития производства товаров и услуг коллективного пользования (общественный транспорт, дамбы, мосты);
· не создает условий для развития фундаментальной науки, системы образования;
· не гарантирует прав на труд, отдых, доход;
· не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости;
· не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен.
6. В современной экономике существует не один рынок, а целая система рынков.
С точки зрения действующего законодательства: легальный (законный) и нелегальный (теневой);
По товарам и услугам:
· потребительских товаров (товарные биржи, ярмарки, аукционы и т. д.) и услуг;
· средств производства;
· рабочей силы;
· инвестиций, т.е. долгосрочных вложений;
· иностранных валют;
· ценных бумаг (фондовые биржи);
· научно-технических разработок и инноваций;
· информации.
По пространственному признаку: мировой, региональный, национальный, местный
По типу конкуренции:
· чистой (свободной) конкуренции
· несовершенной конкуренции: чистой монополии; монополистической конкуренции; олигополии
Условия, необходимые для развития рыночного хозяйства
· конкурентная среда: свободное ценообразование, многообразие форм собственности, отсутствие монополизации рынка, действие законов, охраняющих права частной собственности;
· наличие резервов роста экономики (свободные капиталы, запас трудовых и природных ресурсов);
· функционирование инфраструктуры рынка (обеспечение движения товарных, денежных, трудовых и информационных потоков).
8. Монополия – исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности, предоставляемое определенному лицу, группе лиц или государству.
- Естественные монополии: право на владение целыми отраслями инфраструктуры (например, железные дороги), либо на не воспроизводимые элементы производства (например, редкие полезные ископаемые)
- Объединение нескольких предприятий, создаваемых для получения сверхприбыли.
Конкуренция – соревнование между производителями (продавцами) товаров за лучшие результаты, в общем случае – между любыми экономическими субъектами, борьба за рынки сбыта, товаров с целью получения более высоких доходов.
Можно выделить типы конкуренций, основанные на частной собственности:
- простых товаропроизводителей
- единичных капиталов
- монополий
- национальных капиталов
- интернациональных капиталов