Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО
Федеральное государственное бюджетное образовательное
Учреждение высшего образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Южно-Российский институт управления-филиал
Факультет управления
Кафедра менеджмента
УТВЕРЖДЕНА решением кафедры менеджмента Протокол от «___» ________201_ г. №______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.Б.20 «Менеджмент»
направление подготовки
38.03.01 "Экономика"
профиль "Финансы и кредит" _
бакалавр
(квалификация)
_заочная (ускоренное обучение на базе СПО)
Ростов-на-Дону, 2016 г.
Автор–составитель:
к.э.н., доцент кафедры
менеджмента ____________ А.А.Горбачева
Заведующий кафедрой
менеджмента
_________________В.В.Некрасова
СОДЕРЖАНИЕ
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы.. 4
2. Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО.. 5
3. Содержание и структура дисциплины.. 5
4. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине. 7
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 13
6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине 17
7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы.. 19
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы
1.1. Дисциплина «Менеджмент» обеспечивает овладение следующими компетенциями:
ОПК-4 (способностью находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность)
УК ОС-6 (способность выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни)
1.2. В результате освоения дисциплины у студентов должны быть:
– сформированы знания: о роли и месте менеджмента в общей системе деятельности фирмы в условиях рынка; об основных концепциях формирования и функционирования менеджмента на различных исторических этапах в разных странах; общих и специфических проблемах менеджмента; о тактике и стратегии развития и совершенствования менеджмента в конкретных условиях функционирования организации; о содержании и тенденциях развития и оценки основных законов и направлений менеджмента; о методах принятия организационных решений, основанных на саморазвитии, получении знаний; о видах и критериях управленческой информации;
– сформированы умения: работать с подходами, методами и принципами менеджмента; разбираться в особенностях и тенденциях развития и оценки управления в рамках развития экономических систем; находить, анализировать и обрабатывать аналитические и статистические материалов по изучаемой дисциплине.
– сформированы навыки использования совокупности современных методов принятия управленческих решений, количественно и качественно интерпретировать полученные результаты; осуществлять экономическое обоснование альтернативных вариантов;
1.3 Студенты также должны овладеть навыками самостоятельного анализа и оценки управленческих ситуаций (принятие решения, мотивация, контроль, планирование, стиль управления, власть руководителя и т.д.); навыками разработки наиболее оптимальных вариантов решения.
Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО
Учебная дисциплина Б1.Б.20 «Менеджмент» относится к обязательным дисциплинам вариативной части учебного плана подготовки студентов по направлению 38.03.01 «Экономика» профиль «Финансы и кредит».
Дисциплина изучается на 2 курсе в 4 семестре.
Для изучения дисциплины предусмотрено 5 зачетных единицы (180 часов).
Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена.
Содержание и структура дисциплины
Таблица 1.
№ п/п | Наименование тем (разделов), | Объем дисциплины, час. | Форма текущего контроля успеваемости**, промежуточной аттестации | |||||
Всего | Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий | СР | ||||||
Л/ЭО, ДОТ* | ЛР/ ЭО, ДОТ* | ПЗ/ ЭО, ДОТ* | КСР | |||||
заочная форма (ускоренное обучение на базе СПО) | ||||||||
Тема 1 | Теоретические основы менеджмента | Д,Р | ||||||
Тема 2 | Инфраструктура менеджмента | Д,Т, Р | ||||||
Тема 3 | Коммуникации в управлении | Д, О, Э | ||||||
Тема 4 | Организационные структуры управления | КР,Р,ПЗ | ||||||
Тема 5 | Управление конфликтами | Д,Т, П | ||||||
Тема 6 | Функция планирования в менеджменте | Д,КР,Р | ||||||
Тема 7 | Процесс принятия управленческих решений | Т, Деловая игра | ||||||
Тема 8 | Мотивация деятельности в менеджменте | Р, Деловая игра | ||||||
Тема 9 | Власть и лидерство | Д,Р,КР | ||||||
Тема 10 | Взаимодействие человека и группы | Д,Р,Т | ||||||
Тема 11 | Регулирование и контроль в управлении | Д,Р,ПЗ | ||||||
Тема 12 | Эффективность персонала | Р,КР | ||||||
Промежуточная аттестация | экзамен | |||||||
Всего: |
Примечание:
формы текущего контроля успеваемости: опрос (О), тестирование (Т), контрольная работа (КР), эссе (Э), реферат (Р), дискуссия (Д), презентация (П)
Содержание дисциплины
Тема 1 Теоретические основы менеджмента
Сущность, виды и задачи управления. Содержание понятия менеджмент. Задачи, виды менеджмента. Уровни управления организаций. Наука и практика управления. Менеджмент как организация управления фирмой. Менеджмент как процесс принятия управленческих решений. Характерные черты и стадии менеджмента. Содержание экономического аспекта управления. Социально-психологические и правовые аспекты менеджмента. Стратегическое и оперативное управление. Основные принципы и функции менеджмента. Общие и специфические законы управления. Сущность структуры системы управления. Методы менеджмента: организационные, экономические, социально-психологические.
Тема 2 Инфраструктура менеджмента
Содержание инфраструктуры менеджмента организации. Элементы внутренней среды организации. Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Цель, задачи организации. Влияние технологии производства на управление. Классификация технологий управления. Элементы внешней среды организации. Среда прямого воздействия. Среда косвенного воздействия. Понятие сложности, подвижности и неопределенности внешней среды.
Тема 3 Коммуникации в управлении
Сущность информации. Управленческая информация: информационный массив, поток информации, объем информации, информационные технологии. Качество информации. Вербальная и невербальная информация. Система коммуникаций. Классификация коммуникаций. Функции коммуникаций. Эффективность коммуникаций. Коммуникационный процесс: элементы, этапы. Коммуникационная сеть: понятие, виды.
Тема 4 Организационные структуры управления
Организационная система управления. Элементы структуры управления. Принципы формирования ОСУ. Линейно-функциональные структуры. Продуктовая структура управления. Методы структуризации предприятий по территориальному принципу, региональная организационная структура управления. Дивизиональная структура управления. Проектные и матричные структуры управления. Сравнительная характеристика организационных структур.
Тема 5 Управление конфликтами
Сущность, природа и причины конфликтов в организации. Типы конфликтов и их характеристика. Формы производственных конфликтов. Конфликт как процесс. Управление конфликтной ситуацией; стратегии преодоления конфликта. Структурные методы. Межличностные стили разрешения конфликтов. Виды и функции переговоров. Сущность организационных изменений и их необходимость. Управление изменениями. Сущность стресса и его природа. Классификация причин стресса. Управление стрессами. Организационные факторы. Личностные факторы.
Тема 6 Функция планирования в менеджменте
Понятие планирования. Виды планов. Содержание внутрифирменного планирования. Принципы планирования. Процесс планирования. Формы планирования. Бизнес-план. Перспективное внутрифирменное планирование. Эффективность и результативность планирования. Ресурсные ограничения планирования. Методы планирования: методы экстраполяции, нормативный подход, экспертные оценки, бюджетный и балансовый методы разработки планов. Нормативный метод планирования. Графические методы планирования. Математические методы планирования.
Тема 7 Процесс принятия управленческих решений
Сущность и классификация управленческого решения. Процесс принятия и реализация управленческого решения: стадии, критерии оценки, управление рисками. Показатели качества управленческого решения. Общая характеристика методов принятия управленческих решений, их классификация.
Тема 8 Мотивация деятельности в менеджменте
Потребности. Вознаграждение: понятие и классификация. Мотивация как процесс. Стимулирование. Общая модель мотивации деятельности работника. Содержательные теории мотивации: теория иерархии потребностей А.Маслоу, двухфакторная теория мотивации Ф.Герцберга, теория потребностей Д.Мак-Клелланда, теория Х и У Д.Мак-Грегора. Процессуальные теории мотивации: теория ожиданий В.Врумма, теория справедливости Д.Адамса, комплексная процессуальная теория Л.Портера и Э.Лоулера. Методы индивидуальной и трудовой мотивации. Делегирование полномочий в менеджменте: механизм и принципы.
Тема 9 Власть и лидерство
Понятие власти, влияния. Основа и форма власти. Убеждение и участие. Основные подходы к проблеме эффективности лидерства. Теории поведенческого характера: теория Д. Мак Грегори, теория Р. Лайкерта. Ситуационные подходы к эффективному лидерству. Теория Фидлера, теория Митчела и Хауса, теория жизненного цикла, модель Врума – Йеттона. Адаптивное руководство. Лидерство в практике российского менеджмента.
Тема 10 Взаимодействие человека и группы
Групповой коллектив: понятие, виды, полномочия, формирование и диагностика. Эффективность деятельности групп. Формальные и неформальные группы. Структура группы и характеристика ее компонентов. Развитие неформальных организаций и их характеристика. Стадии формирования неформальных коллективов. Управление неформальной организацией. Факторы, влияющие на повышение эффективности работы группы.
Тема 11 Регулирование и контроль в управлении
Понятие, принципы и функции контроля. Виды управленческого контроля: традиционный контроль, опережающий контроль, предпринимательский контроль, предварительный контроль, стратегический контроль, оперативный (административный) контроль. Этапы процесса контроля. Внешний и внутренний контроль. Контроль и оперативное управление. Характеристики эффективного контроля.
Тема 12 Эффективность персонала
Оценка эффективности персонала: задачи, виды. Показатели деловой оценки. показатели результативности труда, показатели профессионального поведения, показатели личностных качеств. Методы оценки эффективности персонала. Критерии и показатели эффективности менеджмента. Факторы, влияющие на эффективность. Подходы к оценке и показатели экономической эффективности менеджмента. Экономическая эффективность менеджмента. Эффективность управленческого персонала. Социальная эффективность менеджмента. Показатели, характеризующие условия труда работников организации.