Раздел 3. основы микроэкономического анализа
ТЕМА 6. ПРЕДПРИЯТИЕ (ФИРМА) – ОСНОВНОЕ ЗВЕНО
РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.Экономическое содержание и специфические особенности предпринимательской деятельности
2.Сущность и классификация предприятий.
3.Организационно-правовые формы предприятий.
4.Кругооборот и оборот предпринимательского капитала.
5.Понятие и классификация издержек производства
6.Прибыль предприятия и ее виды
Экономическое содержание и специфические особенности предпринимательской деятельности
Предпринимательство -хозяйственная деятельность с использованием новизны, риска, изобретательства с целью получения доходов.
Предпринимательство предполагает:
- экономическую и юридическую самостоятельность хозяйствующих субъектов;
- свободу выбора хозяйственниками вида хозяйственной деятельности и агентов экономических отношений;
- признание права существования различных форм собственности, в том числе частной.
Оно характеризуется следующими чертами:
1) свобода в выборе хозяйственной деятельности и ее методов, не только самостоятельность, но и новаторство;
2) ответственность за принимаемые решения и их последствия и сопряженный с этим риск;
3) ориентация на достижение экономического и морального успеха.
Предпринимательство выполняет особую функцию - обеспечение развития и совершенствования экономики, ее постоянное обновление, создание инновационной среды.
Наиболее распространены сегодня такие формы предпринимательства, как:
- индивидуальное;
- совместное (совместные предприятия - СП);
- рисковое (венчурное), т. е. инновационные фирмы - проводники и разведчики НТП.
Предпринимательство - одна из форм бизнеса. Бизнес чаще всего характеризуется как любой вид деятельности, приносящий доход или личную выгоду (афера - это тоже бизнес). Это система ведения дел или система, которую мы создали для удовлетворения наших желаний.
С учетом сферы приложения капитала можно говорить о бизнесе в промышленности, торговле, образовании, агросфере и т. д. По степени интернационализации капитала можно выделить национальный и международный бизнес (транснациональные корпорации) и др. На основе развития организационных форм бизнеса выделяются простая кооперация, мануфактура, фабрика, акционерное общество, монополии, международные концерны. По правовому (юридическому) положению можно выделить индивидуальные фирмы, полное товарищество, коммандитное, или товарищество по вере, кооперативы, смешанное общество и т. д.
Коммерция - это торговая деятельность людей, направленная на получение торговой прибыли. Это деятельность в сфере обращения по непосредственной реализации продукции, заключению торговых сделок как составнойчасти любого бизнеса. Основная цель современной коммерции - всестороннее обслуживание непосредственно производства и рационализации сферы обращения.
Менеджмент- совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных и применяемых в развитых странах с целью повышения эффективности, экономичности и увеличения прибыли. Менеджмент является также наукой об управлении человеческими отношениями в процессе производства и взаимосвязей потребителей и производителей. Здесь исследуются способы и методы воздействия на сам процесс производства и на людей, участвующих в нем, с целью достижения наилучших результатов.
Под маркетингом понимают такую комплексную систему организации производства и сбыта продукции, которая построена на основе исследования рынка, предварительном изучении и формировании потребительского спроса.
Осуществление предпринимательства в его любом виде связано с риском, который принято называть хозяйственным, или предпринимательским.
Предпринимательский риск - это угроза того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов сверх предусмотренных прогнозом, программой его действий либо получит доходы, ниже тех, на которые он рассчитывал.
В абсолютном выражении риск может определяться величиной возможных потерь в материально-вещественном (физическом) или стоимостном (денежном) выражении, если только ущерб поддается такому измерению.
В относительном выражении риск определяется как величина возможных потерь, отнесенная к некоторой базе, в виде которой наиболее удобно принимать либо имущественное состояние предпринимателя, либо общие затраты ресурсов на данный вид предпринимательской деятельности, либо ожидаемый доход (прибыль) от предпринимательства.
Потери, которые могут быть в предпринимательской деятельности, целесообразно разделять на материальные, трудовые, финансовые, потери времени, специальные виды потерь.