Объем дисциплины и виды учебной работы. Направление подготовки
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.В.ОД.3 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Направление подготовки
Экономика
Профили «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
«Финансы и кредит»
Уровень высшего образования
БАКАЛАВРИАТ
Мурманск 2015
Рабочая программа дисциплины «Русский язык и культура речи» для студентов направления подготовки «Экономика» – Мурманск: СЗФ МГЭИ, 2015. – 19с.
Рабочая программа дисциплины «Русский язык и культура речи» рассмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в 2015-2016 учебном году на заседании кафедры общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин, протокол № 01 от «30» августа 2015 г
© СЗФ МГЭИ, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с проектируемыми результатами освоения образовательной программы ……………………………………………………………………….. | ||
Место дисциплины в структуре образовательной программы ……………… | ||
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся …………………………………………………………. | ||
Содержание дисциплины, структурированное по темам (модулям) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий, а также форм текущего контроля успеваемости ………… | ||
Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся по дисциплине …………………………………………..……… | ||
Фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине. Критерии оценки результатов обучения по дисциплине при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся …………………. | ||
Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины ……………………………………………………… | ||
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины ………………..……… | ||
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины …….. | ||
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем ……………………………………………………………………………. | ||
Описание учебно-материальной базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине …………………………………... | ||
Лист дополнений (изменений) рабочей программы дисциплины…………... |
1. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СООТНЕСЕННЫХ С ПРОЕКТИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1.1 Цель освоения дисциплины –ознакомить студентов со стилистическими ресурсами русского языка, научить писать и оформлять работы учебно-научных жанров и различного рода документацию; помочь в усвоении нормативных, коммуникативных и этических аспектов устной и письменной речи, в овладении основами риторики и культуры речи.
1.2.Основными задачамиявляются: знакомство с различными нормами литературного языка и его вариантами, с основами ораторского искусства; формирование навыков делового общения; изучение функций языка и речи; воспитание и обогащение индивидуального культурного языкового опыта студентов.
Программа курса включает 8 тем и не предусматривает написание курсовой работы.
В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов. Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме лекций и практических занятий.
В лекциях раскрываются основные темы изучаемого курса, которые входят в рабочую программу: изучение основ функциональной стилистики и культуры речи, становление и развитие русского национального языка, его структурные и коммуникативные свойства, виды стилей, письменная и устная речь, в том числе публичная, нормы русского литературного языка.
На практических занятиях более подробно изучается программный материал в плоскости отработки практических умений и навыков. Таких как: структурные и коммуникативные свойства языка, научный, официально-деловой и публицистический стиль, особенности устной публичной речи и разговорно-обиходного стиля, культура речи и нормы литературного языка, проверяются знания студентов с целью стимулирования сознательного и активного изучения программного материала.
Самостоятельная работа студентов направлена на самостоятельное изучение отдельных разделов и тем рабочей программы, таких как условия функционирования книжной и разговорной речи, норма в терминологии, текстовые нормы делового стиля, уровень их жесткости, соотношение экспрессивности и стереотипности, основы ведения беседы, способы преодоления непродуктивных моделей беседы, условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов, новые слова и трудности их употребления, морфологические нормы литературного языка.
Формой итогового контроля знаний студентов для направления подготовки «Экономика» является экзамен. Один семестровый экзамен выражается 1 зачётной единицей (36 часов): 3 дня подготовки (27 часов) и 1 день на экзамен (9 часов).
1.3. Требования к результатам освоения дисциплины.В результате освоения курса выпускники должны:
иметь представление о правилах речевого этикета, нормах русского литературного языка, жанровой дифференциации и отборе языковых средств;
знать основные этапы становления и развития русского литературного языка, языковые и речевые особенности стилей русского литературного языка на лексико-фразеологическом, морфологическом и синтаксическом уровнях;
уметь различать функциональные разновидности русского языка, четко представлять, какая из разновидностей языка должна выбираться в соответствии с задачами общения.
Настоящий курс способствует формированию навыков не только правильной, но и выразительной речи. Студенты должны приобрести теоретические знания и практические навыки в области подготовки публичной речи, которые помогут им обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.
Процесс изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» направлен на формирование у студентов направления подготовки «Экономика»следующих компетенций (согласно ФГОС ВПО):
- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
- способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
- способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать
средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11).
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Данный курс является дисциплиной вариативной части первого цикла учебного плана по направлению подготовки «Экономика» и читается в 1-м семестре в объеме 4-х зачетных единиц (144 часа)
Освоение русского языка и культуры речи базируется на знаниях, приобретенных в рамках школьного курса русского языка, а также соответствующих дисциплин среднего профессионального образования и предшествует изучению таких дисциплин, как «Деловое общение», «Этика», «Профессиональная этика» и т.п., участвует в формировании профессиональных компетенций.
3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ
НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ
РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 часа). Одна зачётная единица равна 36 часам.
Объем дисциплины и виды учебной работы
а) для студентов очной формы обучения
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры |
Аудиторные занятия (всего), в том числе | ||
Лекции | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Семинары (С) | ||
Лабораторные работы (ЛР) | ||
Самостоятельная работа (всего), в том числе | ||
Курсовой проект (работа) | ||
Расчетно-графические работы | ||
Реферат | ||
Другие виды самостоятельной работы | ||
Работа с учебной литературой | ||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | экзамен | |
Общая трудоемкость, часы Зачетные единицы | ||
б) для студентов заочной формы обучения
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры |
Аудиторные занятия (всего), в том числе | ||
Лекции | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Семинары (С) | ||
Лабораторные работы (ЛР) | ||
Самостоятельная работа (всего), в том числе | ||
Курсовой проект (работа) | ||
Расчетно-графические работы | ||
Реферат | ||
Другие виды самостоятельной работы | ||
Работа с учебной литературой | ||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | экзамен | |
Общая трудоемкость, часы Зачетные единицы | ||
4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (МОДУЛЯМ) С УКАЗАНИЕМ ОТВЕДЁННОГО НА НИХ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, А ТАКЖЕ ФОРМ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ