Рекомендуемые темы контрольных работ
1. Наука о качестве продукции: предмет, основные направления.
Политика в области качества.
2. История развития качества.
Управление качеством продукции в Швеции.
3. Сущность качества и управление им.
Управление качеством продукции в Германии.
4. Качество как объект управления.
Международная организация ИСО.
5. Управление качеством – как фактор конкурентного преимущества.
Всеобщее управление качеством (TQM), общие подходы и методы работы по качеству на международном уровне.
6. Конкурентоспособность товара, предприятия, отрасли, страны.
Сущность качества. Качество как экономическая категория.
7. Принципы, методы, механизм управления качеством.
Функции управления качеством, качество как объект управления.
8. Тотальное управление качеством (TQM).
Значение правового обеспечения управления качеством продукции, правовое регулирование.
9. Эволюционный подход к менеджменту качества.
Единая система управления качеством продукции.
10. Основные показатели качества продукции. Особенности и практика применения.
Факторы формирования качества.
11. Основные методы управления качеством.
Квалиметрия – наука, ее роль в управлении качеством.
12. Оценка уровня качества продукции.
Принципы обеспечения качества продукции.
13. Методы оценки уровня качество продукции.
Международные стандарты ИСО серии 9000. Характеристика. Особенности применения.
14. Классификация контроля качества продукции, средства и виды контроля.
Международные стандарты QS 9000. Характеристика. Особенности применения.
15. Модель качества и инструменты измерения качества.
Государственная система стандартизации РФ.
16. Разработка программ по управлению качеством на предприятиях.
Мотивация, обучение персонала насущная необходимость в управлении качеством.
17. Отечественный опыт управления качеством продукции.
Международные и национальные организации по стандартизации.
18. Управление качеством продукции в Европе.
Идентификация, классификация и кодирование объектов.
19. Управление качеством продукции в США.
Порядок проведения сертификации.
20. Управление качеством продукции в Японии.
Категории, виды стандартов, требования к ним.
21. Политика в области качества.
Концепция анализа затрат и выгод от управления качеством.
22. Стандартизация как организационно техническая основа управления качеством продукции.
Всеобщее управление качеством (TQM), общие подходы и методы работы по качеству на международном уровне
23. Маркировка продукции.
Квалиметрия – наука, ее роль в управлении качеством.
24. Порядок проведения сертификации.
Международные организации (МОМВ, МБМВ).
25. Экономическая оценка работы по сертификации продукции, услуг и систем качества
Метрология в управлении качеством.
8. Перечень контрольных вопросов для подготовки к зачёту
1. Сущность качества и управление им.
2. Наука о качестве продукции: предмет, основные направления.
3. Менеджмент качества. Концепции менеджмента качества.
4. Понятие качества. Динамика понятия «качество».
5. Возникновение и развитие управления качеством продукции как области знания и предмета практической деятельности.
6. Сущность качества. Качество как экономическая категория.
7. Значение качества в повышении эффективности функционирования предприятия.
8. Системный подход к управлению качеством продукции.
9. Качество как объект управления: принципы, методы, функции.
10. Качество как объект управления: механизм управления качеством.
11. Качество и конкурентоспособность.
12. Тотальное управление качеством. Понятие TQM. Возникновение TQM.
13. Цели и принципы TQM. Составляющие TQM.
14. Отечественный опыт управления качеством продукции.
15. Правовое обеспечение управления качеством продукции.
16. Факторы, влияющие на качество продукции.
17. Единая система управления качеством продукции.
18. Основные методы управления качеством.
19. Классификация показателей качества продукции. Управление качеством услуг.
20. Модель качества. Петля (спираль) качества.
21. Понятие политики в области качества. Разработка и значение политики в области качества.
22. Содержание оценки качества продукции.
23. Методы оценки качества продукции.
24. Статистические методы управления качеством продукции.
25. Показатели качества продукции.
26. Стадии формирования качества. Требования к качеству продукции.
27. Зарубежный опыт управления качеством продукции.
28. Роль технического регулирования и стандартизации в повышении качества продукции.
29. Правовые основы технического регулирования и стандартизации.
30. Категории и виды стандартов. Термины в области стандартизации.
31. Международные и национальные организации по стандартизации.
32. Международные стандарты ISO 14000, QS 9000/
33. Международные организации по стандартизации ISO.
34. Сертификация продукции и систем качества.
35. Правовое обеспечение сертификации. Виды и формы сертификации.
36. Порядок проведения сертификации и схемы сертификации, испытания и органы по сертификации продукции и услуг. Требования.
37. Порядок (процедура) проведения сертификации систем качества и производства.
38. Идентификация, классификация и кодирование объектов.
39. Маркировка продукции. Требования к маркировке продукции..
40. Метрология и её роль в управлении качеством продукции.
41. Правовые основы метрологической деятельности. Закон РФ «Об обеспечении единства измерений».
42. Управление качеством в европейских странах.
43. Управление качеством продукции в США.
44. Управление качеством продукции в Японии.
45. Характеристика стандартов ИСО серии 9000.
9. Рекомендуемый список литературы по курсу:
1. Гражданский кодекс РФ.
2. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. №2300-1, в ред. от 21.12.2004 г. №171-ФЗ, изменения и дополнения №234-ФЗ от 25.10.2007 г.
3. Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 г.
4. Закон РФ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ.
5. Аристов О.В. Управление качеством, Москва, Инфра-М.2004.
6. Жуковец М.В. Товароведение, экспертиза и стандартизация. Учебное пособие. Издательство СыктГУ, 2003.
7. Жуковец М.В. Управление качеством и его роль в стратегической устойчивости организации/Учебное пособие Издательство СыктГУ, 2011.
8. Лифиц И. М. « Стандартизация, метрология и управление качеством товаров», Москва, 2004.
9. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник для бакалавров. 5 издание / под ред. Радкевич Я.М. Москва, «Юрайт», 2011. (заказ)
10. Управление качеством: Учебник для бакалавров / под ред. А.В.Гебенкина. Москва, «Юрайт», 2011. ( заказ)
Дополнительная литература:
Портер М. Конкурентное преимущество, Москва, Альпина Бизнес Букс, 2005.
Овсянко Д.В. Управление качеством, Высшая школа менеджмента СПбГУ. СПбГУ, Высшая школа менеджмента, 2011.
Журналы:
«Стандарты и качество»;
«Вестник технического регулирования»;
«Сертификация».
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
Для обучающихся обеспечен доступ к информационным справочным и поисковым системам «Консультант Плюс», «Гарант».
10. Материально – техническое обеспечение дисциплины
- на занятиях используется мультимедиапроектор;
- компьютерные классы учебно – методического кабинета факультета управления;
- отдел учебной литературы и научный отдел библиотеки (+ доступ в Интернет).