Предпосылки анализа потребительского поведения |
– множественность видов потребления – каждый потребитель стремится иметь множество разнообразных благ; – ненасыщаемость – потребитель стремится приобрести большее количество благ; – тразитивность – постоянство и согласованность вкусов потребителя (если ему безразличен выбор между молоком и кефиром или между кефиром и ряженкой, то ему безразличен и выбор между молоком и ряженкой); – взаимозаменяемость благ – потребитель готов отказаться от какого-то количества благ одного вида, если ему предложат большее количество благ другого вида; – убывающая предельная полезность – с увеличением количества потребляемых благ их предельная полезность снижается |
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ |
– совокупность признаков и показателей, характеризующих действия потребителей, включая их потребительские предпочтения, спрос на товары и услуги, структуру потребления, способы использования доходов; – процесс формирования спроса отдельного потребителя на различные товары и услуги. Потребительский выбор– это выбор, максимизирующий совокупную полезность в условиях ограниченности ресурсов; совпадение желания потребителя с его возможностями |
Факторы, влияющие на поведение потребителей |
1. Разумное поведение.Типичный потребитель стремится получить за свои деньги «всё, что можно», или максимизировать совокупную полезность. Он хочет приобрести максимум товаров и услуг при минимуме расходов. 2. Предпочтения потребителей. Средний потребитель имеет достаточно отчётливую систему предпочтений в отношении товаров и услуг, предлагаемых на рынке. 3. Доход потребителя – бюджетное сдерживание– финансовые ограничения у потребителя на расходование денежных средств из его бюджета, выражаемые в форме предельно допустимых расходов. Спрос потребителя зависит от уровня его доходов (доходы включают в себя зарплату, стипендию, пособия, льготы, подарки и др.). Денежный доход имеет ограниченную величину, поэтому можно купить ограниченное количество товаров. 4. Цены. Поскольку величина дохода ограниченна, а товары имеют заданные цены, потребитель не может купить все те продукты, которые ему хотелось бы. Потребителю приходится подбирать такую комбинацию товаров и услуг, которая максимизировала бы удовлетворение его потребностей. |
ПРИНЦИП РАЦИОНАЛЬНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ |
− допущение о том, что люди полностью используют доступную им информацию, чтобы с ее помощью установить, рассчитать, как наилучшим образом использовать имеющиеся у них ресурсы, средства, чтобы достичь своих целей. Человек-потребитель имеет типовой потребительский бюджет с рационально построенной структурой расходов; – понятие благоразумия. К примеру, благоразумный человек не станет осуществлять инвестиции в сомнительные (спекулятивные) ценные бумаги, проведет диверсификацию вложений для распределения риска и избежание чрезмерных убытков, а также будет поддерживать определенный уровень ликвидности для осуществления платежей и перегруппировки вложений. Первоначально это правило было закреплено в 1830 г. Верховным судом штата Массачусетс по делу «Гарвардский колледж против «Армори» (19 Pick, (Mass.) 446). Ныне оно широко используется по делам, связанным с доверительным (трастовым) управлением и налоговым законодательством применительно к активам по плану пенсионных выплат. Экономическая теория не оценивает общественную значимость, моральность или аморальность того или иного выбора. Экономисты полагают, что рациональный потребитель старается организовать свои покупки так, чтобы максимизировать совокупное потребление (полезность), которое может принести ему его денежный доход |
ПОЛЕЗНОСТЬ (англ. utility) |
– это субъективное удовлетворение, или удовольствие, получаемое потребителем от потребления набора товаров и услуг. Термин «полезность» может не совпадать с понятием «польза». Полезность, заключённая в товарах с услугах, связана с качествами и характеристиками, позволяющими удовлетворять те или иные желания людей. К таким качествам могут быть отнесены: здоровье, эстетическая красота или дизайн, легкость использования, аромат и вкус, долговечность, удобство, роскошь, комфорт, чувство индивидуальности, престиж, статус, безопасность, сила и т.д. Наличие в полезности как объективных, так и субъективных качеств делает её понятие относительным и субъективным. Полезность товара может меняться в зависимости от времени и места |
СОВОКУПНАЯ (ОБЩАЯ) ПОЛЕЗНОСТЬ (англ. total utility) |
– это совокупная полезность от потребления всех наличных единиц блага, она получается путем суммирования показателей предельной полезности |
ПРАВИЛО МАКСИМИЗАЦИИ ПОЛЕЗНОСТИ |
– предельная полезность, получаемая в расчете на рубль, потраченный на один товар, была бы равной предельной полезности, получаемой на рубль, потраченный на другой товар; – потребитель старается максимально выгодно использовать имеющиеся ресурсы, приобрести качественный товар по оптимальной цене; – ситуация, в которой потребитель не может увеличить общую полезность, получаемую исходя из данного бюджета, расходуя меньше денег на покупку одного блага и больше на покупку другого блага; – один из постулатов неоклассической экономической теории, согласно которому каждая отдельная личность или компания, организация, опираясь на имеющиеся возможности и информацию, старается извлечь максимальную пользу и прибыль |
ВТОРОЙ ЗАКОН ГОССЕНА или УСЛОВИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОПТИМУМА для двух и более товаров |
– для максимизации полезности потребитель должен таким образом распределить свой ограниченный бюджет, чтобы предельные полезности на один рубль, затраченный на последнюю единицу каждого товара, равнялись бы между собой, а сумма всех затрат потребителя не товары и услуги плюс сбережения соответствовала его денежному доходу. Если эти предельные потребности не равны, то совокупное удовлетворение может быть увеличено путём уменьшения расходов на товары с меньшей степенью полезности и увеличения затрат на товары с большей степенью полезности. – рост цены блага при неизменности цен на все прочие блага и том же доходе вызывает снижение соотношения предельной полезность от его потребления и цены |
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ИЗЛИШЕК |
– разница между максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за единицу товара, и его реальной стоимостью |
Наши рекомендации