Понятие информационного ресурса и информатизация.
Тема 1. Информационные процессы в экономике и необходимость их оптимизации.
Понятие информационного ресурса и информатизация.
Современное общество является информационным. Это обусловлено тем, что его значительная часть занята производством, хранением, переработкой и реализацией информации, а также высшей ее формой, т.е. знанием.
Особенностью данного общества является непрерывный обмен информации. При этом деятельность каждого человека в большей степени зависит от его информированности и способности эффективно использовать всю имеющуюся информацию.
Перед принятием любого управленческого решения необходимо провести работу по сбору и переработки информации, а также ее анализу. При этом поиск наиболее оптимального решения в любой сфере требует обработки таких объемов информации, которая невозможна без привлечения специализированных технических средств.
Одной из важнейших разновидностей информации является экономическая информация. Она непосредственно связана с управлением коллективом людей, производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ. Экономическая информация включает в себя сведения о составе трудовых, материальных, денежных ресурсов, а также состояния объектов управления на определенный момент времени. В настоящее время информация приобретает черты экономического блага и обращается в экономике как ресурс используемый в процессе хозяйственной деятельности, а также как товар в виде информационных товаров и услуг.
Информационный ресурс-это совокупность наколенной информации, зафиксированный на материальном носителе в любой форме, обеспечивающий ее передачу во времени и пространстве для решения научных, производственных, управленческих и других задач. ИР характеризуются:
1. тематикой (технические, спортивные, политические и т.д.)
2. формой собственности (госуд., частные и т.д.)
3. доступностью (открытые, закрытые и т.д.)
4. формой представления (тексты, звуки, графика и т.д.)
5. носителем (бумажный, электронный и т.д.)
К информационным продуктам и услугам относятся:
1. база данных
2. программное обеспечение
3. образовательные услуги
4. консультирование
5. результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
Данные продукты и услуги обмениваются на информационном рынке и отличаются многочисленными особенностями как на стадиях разработки и производства, так и на этапе обращения.
управление byajhvfwbjyysvb htcehcfvb? drk.xf.obvb?все более выделяются в отдельную управленческую функцию. это связано с таким процессом в обществе, который называют информатизацией – организационный, социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов гос. власти, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов, данным процесс базируется на применении автоматизированный информационных технологий.
основными задачами информатизации общества являются:
1. модернизация телекоммуникационной инфраструктуры
2. развитие информационных и телекоммуникационных технологий
3. эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов и обеспечение широкого доступа к ним
4. обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых средств массовой информации
5. создание необходимой нормативно-правовой базы построения информационного общества
В зависимости от источников формирования и отношению конкретной организации информационные ресурсы могут быть разделены на внутренние и внешние. К внутренним относится информация которая создается в процессе функционирования организации и формируется специалистами различных ее подразделений. При этом особую роль играет отчетность организации. Внешняя информация может быть получена из различных источников ,в том числе и на информационном рынке.
информационный рынок можно разделить на несколько секторов:
1. деловой информации
2. научной и профессиональной информации
3. социально-политической и правовой информации
4. массовой и потребительской информации
Структура деловой информации
1. макроэкономическая
2. финансовая
3. биржевая
4. коммерческая
2. статистическая
3. деловые новости
Источники внешней деловой информации:
· высшие законодательные и исполнительные органы
· СМИ
· корпоративные форумы
· корпоративные организации
· печатная продукция
· электронная продукция
· партнеры и потенциальные клиенты
Электронная продукция – центральное звено информационных технологий, она является важнейшим средством скоростной транспортировки информации, для нее не существует границ, языковых барьеров, неважны расстояния и другие ограничения присущие ранее индустриальному обществу и постепенно исчезающие в обществе информационном. Использования информационных ресурсов сформированных на основе внешней и внутренней информации поддерживает деятельность организации и направлена на то, чтобы обеспечить:
1. повышение конкурентоспособности на рынке
2. оперативной учет, входной контроль и долговременное хранение наиболее полны данных о деятельности организации, а также ее территориальных подразделений
3. формирование бух и аналитической отчетности для представления во внешние организации, а также для управления деятельностью компании
4. поддержание технологии единого информационного пространства