Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном периоде. Два метода определения оптимального объема производства.

Равновесие конкурентной фирмы в коротком периоде

В теории рынков выделяются следующие периоды:

Мгновенныйпериод — это столь короткий период, что выпуск каждой фирмы и количество фирм в данной от­расли фиксировано.

Короткийпериод — это период, в течение которого про­изводственные мощности фирмы фиксированы, однако объем выпуска может быть изменен (увеличен, умень­шен) посредством изменения объема использования пе­ременныхфакторов. Общее количество фирм в отрасли сохраняется постоянным.

Длительный (долгий)период — это период, в течение ко­торого производственные мощности могут быть приспо­соблены к условиям спроса и издержек. Количество пред­приятий в отрасли в долгом периоде может изменяться.

В коротком периоде конкурентная фирма не располагает достаточным временем для того, чтобы увеличить объем вы­пуска. Поэтому она должна выбрать оптимальный объем про­даж для максимизации прибыли или минимизации убытков. Эта задача может быть решена двумя путями. Первый путьпредполагает сравнение получаемого валового дохода и вало­вых издержек. Этот путь дает возможность проверить общейприбыльностью оптимальный объем выпуска в коротком пе­риоде. Второй путьозначает сравнение предельного дохода и предельных издержек, позволяющее проверить тот же пара­метр выпуска предельнойприбыльностью.

Равновесие конкурентной фирмы в коротком периоде ил­люстрируется на рис.1.

Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном периоде. Два метода определения оптимального объема производства. - student2.ru

На рис.1 показано, что равновесные цена и объем вы­пуска в коротком периоде равны соответственно Рf и Qf. При данной цене конкурентная фирма достигнет объема выпуска на уровне Qf(Р = МС) и получит сверхприбыль (РfХУ2). Согласно традиционным теории фирмы и теории рынков, мак­симизация прибыли является основной целью фирмы. Поэтому фирма должна выбрать такой объем поставляемой продукции, чтобы достичь максимальной прибыли за каждый период продаж. ПРИБЫЛЬ — это разница между валовым (общим) дохо­дом (ТR) и совокупными (валовыми, общими) издержками производства (ТС) за период продаж:

прибыль = ТR - ТС.

Валовой доход— это цена (Р) проданного товара, умно­женная на объем продаж (Q).

Поскольку на цену не влияет конкурентная фирма, то на свой доход она может повлиять лишь посредством изменения объема продаж. Если валовой доход фирмы больше совокуп­ных издержек, то она получает прибыль. Если совокупные из­держки превышают валовой доход, то фирма несет убытки.

Совокупные издержки— это издержки всех факторов про­изводства, использованных фирмой при производстве данно­го объема продукции.

Максимальная прибыльдостигается в двух случаях:

а) когда валовой доход (ТR) в наибольшей степени пре­вышает совокупные издержки (ТС);

б) когда предельный доход (МR) равен предельным из­держкам (МС).

Предельный доход (МR)— это изменение в валовом дохо­де, получаемое при продаже дополнительной единицы объема выпуска. Для конкурентной фирмы предельный доход всегда равен цене продукта:

МR = Р.

Максимизация предельной .прибыли представляет собой разницу между предельным доходом от продажи дополнитель­ной единицы продукции и предельными издержками:

предельная прибыль = МR - МС.

Предельные издержки— дополнительные издержки, при­водящие к увеличению выпуска на одну единицу блага. Пре­дельные издержки целиком представляют собой переменныеиздержки, ибо постоянные издержки не изменяются вместе с выпуском. Для конкурентной фирмы предельные издержки равны рыночной цене товара:

МС = Р.

Предельным условием максимизации прибыли является такой объем выпуска продукции, при котором цена равняет­ся предельным издержкам.

Определив предел максимизации прибыли фирмы, необ­ходимо установить равновесный выпуск продукции, макси­мизирующий прибыль.

Максимально прибыльное равновесие— это такое поло­жение фирмы, при котором объем предлагаемых благ опреде­ляется равенством рыночной цены предельным издержкам и предельному доходу:

Р = МС = МR.

Точка оптимального выпуска

Максимально прибыльное равновесие в условиях совер­шенной конкуренции иллюстрируется на рис. 2.

Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном периоде. Два метода определения оптимального объема производства. - student2.ru

Объем выпуска

Рис2. Равновесный выпуск продукции конкурентной фирмы

Фирма выбирает такой объем выпуска, который позволяет ей извлекать максимальную прибыль. При этом надо иметь в Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном периоде. Два метода определения оптимального объема производства. - student2.ru Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном периоде. Два метода определения оптимального объема производства. - student2.ru Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном периоде. Два метода определения оптимального объема производства. - student2.ru Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном периоде. Два метода определения оптимального объема производства. - student2.ru Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном периоде. Два метода определения оптимального объема производства. - student2.ru Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном периоде. Два метода определения оптимального объема производства. - student2.ru Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном периоде. Два метода определения оптимального объема производства. - student2.ru Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном периоде. Два метода определения оптимального объема производства. - student2.ru виду, что выпуск, обеспечивающий максимальную прибыль, от­нюдь не означает, что за единицу данной продукции извлекает­ся самая большая прибыль. Отсюда следует, что неправильно использовать прибыль за единицу продукта в качестве крите­рия общей прибыли.

В определении объема выпуска, максимизирующего при­быль, необходимо сравнивать рыночные цены со средними издержками.

Средние издержки (АС)— издержки в расчете на едини­цу произведенной продукции; равны общим издержкам про­изводства определенного количества продукции, деленным на количество произведенной продукции. Различают тривида средних издержек: средние валовые (общие) издержки (АС); средние постоянные издержки (АFС); средние переменные издержки (АVС).

Соотношение рыночной цены и средних издержек произ­водства может иметь несколько вариантов:

• цена больше, чем средние издержки производства, мак­симизирующие прибыль. В этом случае фирма извле­кает экономическую прибыль, т. е. ее доходы превыша­ют все ее издержки (рис. 1);

Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном периоде. Два метода определения оптимального объема производства. - student2.ru
Рис.3. Максимизация прибыли конкурентной фирмой

• цена равна минимальным средним издержкам произ­водства, что обеспечивает фирме самоокупаемость, т. е. фирма только покрывает свои издержки, что дает ей воз­можность получать нормальную прибыль (рис4);

Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном периоде. Два метода определения оптимального объема производства. - student2.ru

О О

Объем выпуска

Рис.4 Самоокупаемая конкурентная фирма

19Равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде. Экономическая эффективность совершенной конкуренции.

Равновесие конкурентной фирмы в долгом периоде

В долгом периоде все производственные ресурсы мобиль­ны, поэтому в отрасль могут вступать новые фирмы, если при­быль в этой отрасли выше в сравнении с другими отраслями. Наоборот, когда фирмы извлекают прибыль ниже нормаль­ной, то они уходят из отрасли. В долгом периоде все виды издержек являются полностью переменными. Фирмы выпуска­ют продукцию лишь в том случае, если цена не ниже долго­срочных среднихиздержек: P Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном периоде. Два метода определения оптимального объема производства. - student2.ru LAC

Фирма — организация, использующая ресурсы для произ­водства товара и услуг с целью извлечения прибыли, владею­щая и управляющая одним или несколькими предприятиями. С точки зрения собственности можно выделить три формы фирм: единоличная, товарищество, корпорация. Единоличная фирма — это такой вид предпринимательства, когда владельцем и менеджером является одно лицо. Товарищество — предпри­нимательство, когда владельцем фирмы выступают два и более лиц. Корпорация — вид предпринимательства, когда многие лица объединяются для совместной деятельности как единое юридическое лицо. Роль мелких и средних фирм в условиях конкуренции сводится к обслуживанию концернов, постав­кам им деталей, к выполнению услуг.

Наши рекомендации