Предмет, концептуальные основы и методология микроэкономики.
ПРЕДМЕТ МИКРОЭКОНОМИКИ. Микроэкономика - составная часть экономической теории, изучающая экономические взаимоотношения между людьми и определяющая общие закономерности их хозяйственной деятельности.
Микроэкономика — это наука о принятии решений, изучающая поведение отдельных экономических субъектов. Ее основными проблемами являются:
• цены и объемы выпуска и потребления конкретных благ;
• состояние отдельных рынков;
• распределение ресурсов между альтернативными целями.
Микроэкономика изучает относительные цены, т. е. соотношения цен отдельных благ, в то время как абсолютный уровень цен изучает макроэкономика.
Непосредственным предметом микроэкономики являются: экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов; принятие решений отдельными субъектами экономики в условиях экономического выбора.
В микроэкономике особое значение имеет изучение следующих вопросов:
• экономическое поведение людей, которое закрепляется в адекватных институтах и общественных структурах. В качестве ключевых институтов выступают рынок, собственность и государство;
• принятие экономическими субъектами решений и реализация ими соответствующих экономических действий; -
• проблема выбора одного из альтернативных вариантов; она ставит вопрос о редкости благ и их ограниченности.
Микроэкономика исходит из следующих предпосылок:
а) экономического атомизма, означающего, что микроэкономика сосредоточивает свое внимание на поведении эко номических субъектов, которые принимают и реализуют свои решения в процессе экономической деятельности; б) экономического рационализма, сущность которого состоит в допущении оценки экономическими агентами своих выгод и затрат, сравнение которых в процессе принятия экономических решений дает возможность установить наиболее эффективные действия конкретного экономического агента, обеспечивающие извлечение максимального дохода.
Главная задача экономических субъектов микроэкономики заключается в том, чтобы осуществить экономический выбор, обусловленный ограниченностью ресурсов. В любом обществе ограниченность ресурсов вынуждает делать выбор с целью решения следующих вопросов:
• что производить и в каком объеме;
• каким образом производить избранные виды благ;
• кто получает то, что произведено;
• какой объем ресурсов использовать для текущего потребления и какой — для будущего.
Современная микроэкономика изучает, как решаются вышеназванные четыре основных вопроса.
Современная микроэкономика состоит из четырех частей.Первая часть посвящена анализу закономерностей образования потребительского спроса. В этой части микроэкономики развиваются теории предельной полезности. Во второй части микроэкономики анализируется предложение в первую очередь с точки зрения изучения поведения отдельной фирмы и формирования ее издержек в конкретных рыночных условиях. Третья часть посвящена анализу соотношения спроса и предложения в зависимости от различных форм рынков (рынков совершенной или несовершенной конкуренции). В четвертой части — теории распределения — анализируются рынки и проблемы ценообразования факторов производства.
Микроэкономика дает представление о движении индивидуальных цен и имеет дело со сложной системой связей, именуемой рыночным механизмом. Она рассматривает проблемы затрат, результатов, полезности, стоимости и цены в
том виде, в каком они формируются в непосредственном процессе производства, в актах обмена на рынке.
Основы микроэкономики создавались австрийской школой, основными представителями которой были К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бем-Баверк. Значительный вклад в развитие микроэкономики внесли английские экономисты А. Маршалл, А. Пигу, Дж. Хикс.
ОБЪЕКТ МИКРОЭКОНОМИКИ - это экономическая деятельность людей и возникающие в ее ходе общие экономические проблемы, разрешаемые в соответствии с существующими институтами. Объектами микроэкономики являются: отдельные индивиды, домохозяйства, фирмы, собственники первичных производственных ресурсов, крупнейшие корпорации, связанные с другими фирмами внутри страны и за ее пределами, и даже целые отрасли экономики.
МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ. В зависимости от подхода к объяснению поведения отдельных экономических субъектов микроэкономическая теория подразделяется на позитивнуюи нормативную.
Позитивная микроэкономикаизучает факты и зависимости между этими фактами и отвечает на вопрос: что есть или может быть. Нормативная микроэкономикапредлагает рецепты действий, определяет, какие условия экономики желательны или нежелательны, и отвечает на вопрос: что должно быть.
Разграничение микроэкономики на позитивную и нормативную является исходным пунктом в методологиимикроэкономической теории.
Основные методыизучения реальной действительности позитивноймикроэкономической теории следующие.
1.Предельный анализ,или маржинализм, суть которого состоит в том, что экономические явления анализируются не только в законченном (изучение общих, средних величин), но и в постоянно изменяющемся виде.
2.Функциональный анализ,предполагающий следующую последовательность исследования: вначале выявляется типичное качество явления, затем устанавливаются факторы, влияющие на это качество. И наконец, определяетсяспособ взаимосвязи факторов с ранее установленным качеством — функция.Считается, что величина является переменной, если она
3.Равновесный подходозначает, что микроэкономика изучает состояние относительной стабильности, т. е. когда отсутствуют внутренние тенденции к изменению такого состояния. Если при незначительном изменении внешних условий экономическое положение изменяется существенно, такое равновесие называется неустойчивым. Если же при внешних изменениях в самой системе имеются силы, которые возобновляют в системе прежнее положение, то такое равновесие называется устойчивым.
4Метод верифицируемости(проверяемости) теории, согласно которому теория должна получить частичное или косвенное подтверждение на практике. В том случае, когда теория не согласуется с фактами, то теорию или улучшают, или отвергают и создают новую. Позитивисты считают — нужно объяснять, что и как происходит в экономике, однако давать субъективных оценок не следует.
Приверженцы нормативного подходашироко используют моделирование экономических явлений и процессов, т. е. исследование объектов познания осуществляется не непосредственно, а косвенно, путем моделей.
В микроэкономике применяются модели двух видов— оптимизационные и равновесные.
Оптимизационные моделииспользуются при изучении поведения отдельных экономических субъектов. В этих моделях основными рабочими категориями являются предельная полезность, предельный продукт, предельные затраты, предельная выручка и т. п.
Равновесные моделиприменяются при изучении взаимоотношений между экономическими субъектами. Эти модели вы ступают частным случаем более общего класса моделей взаимодействия экономических субъектов. Посредством равновесных моделей изучаются и равновесное, и неравновесное положение экономической системы. В микроэкономической теории модели рыночного равновесия имеют особое значение потому, что экономические субъекты могут эффективно осуществлять свою хозяйственную деятельность только при условии, что они имеют достоверную информацию обо всех ценах и на потребляемые ими ресурсы, и на предлагаемые им блага. Поскольку каждый отдельный экономический субъект не может иметь такую информацию, то оптимальным способом изучения ценообразующих факторов может стать допущение о равновесном положении и незначительных изменениях одной конкретной цены.
Микроэкономическая теория лежит в основе разработки микроэкономической политики.
2.Понятие полезности благ, общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности блага ПОЛЕЗНОСТЬ-мера удовлетворения, которую получает субъект от потребления блага. Полезность зависит от потребительских свойств благ и от самого процесса потребления, от того, кто и как удовлетворяет свои потребности. Полезность не имеет свойства количественной соизмеримости. Различают общую и предельную полезности. Общая полезность – удовлетворение, которое получают потребители от потребления конкретного набора благ. Предельная полезность – приращение степени удовлетворения при потреблении или использовании дополнительной единицы блага за определенный период времени. Пред.полез. равна приращению, увеличению общей полезности вследствие покупки доп.единицы блага. Количественный подход к анализу полезности не исходит из объективного измерения полезности блага в ютилах, поскольку одно и то же благо для одного потребителя представляет большую ценность, а для другого не представляет никакой ценности. Эта теория нацеливала экономическую теорию на изучение поведения потребителей, доказывая, что предельная полезность как общественная равнодействующая субъективных оценок независимых субъектов выступает определяющим фактором, воздействующим на спрос.Кардиналистская (количественная) теория исходит из возможности потребителя дать количественную оценку в ютилах полезности любого потребляемого им блага, набора благ, которая может быть выражена в виде функции общей полезности: ТU = F(Q:А,Qв,...,Qz), где ТU - общая полезность данного набора благ; QА, Qв,..., Qz - объемы потребления благ А, В, ..., Z в единицу времени.
Используя кардиналистскую (количественную) теорию полезности, можно охарактеризовать не только общую полезность, но и предельную полезность как дополнительное увеличение данного уровня благосостояния, получаемое при потреблении дополнительного количества блага данного вида и неизменных количествах потребляемых благ всех остальных видов.
Общая и предельная полезность изображены на графиках (рис.1, 2).
рис1 Общая полезность з-н пред.полез-т
Полезность, выраженная в денежных единицах, называется ценностьюданного блага. Ценности различных благ, в отличие от полезности, количественно сравнимы, ибо выражаются в одних и тех же денежных единицах. Предельная ценность равна общей ценности данного количества блага. Стоимость данного блага — это рыночная цена одной единицы блага, умноженная на количество единиц данного блага. Ценность (выгода) больше стоимости, так как потребитель был бы готов отдать за предыдущие единицы блага более высокую цену, нежели та, которую он действительно платит во время купли. Максимальное превышение общей ценности над суммарными издержками достигается в точке, где предельная ценность равна цене. Большинство благ обладают свойством убывающей предельной полезности, согласно которому чем больше потребление некоторого блага, тем меньше приращение полезности получаемой от единичного приращения потребления данного блага. Это объясняет, почему кривая спроса на эти блага имеет отрицательный наклон. На рис. 2 показано, что для голодного человека полезность первого потребляемого им ломтя хлеба очень высока (Qa), однако по мере насыщения его аппетита каждый последующий ломоть хлеба приносит все меньшее и меньше удовлетворение: пятый ломоть хлеба доставит лишь Qв дополнительной полезности. Закон убывающей полезности нередко называют 1законом Госсена. Закон убывающей предельной полезности заключается в том, что по мере потребления новых порций одного и того же блага его общая полезность возрастает замедленно. Следует отметить, что закон убывающей предельной полезности не универсален, поскольку в ряде случаев предельная полезность последующих единиц блага вначале возрастает, достигает максимума и только потом начинает понижаться. Подобная зависимость существует для небольших порций делимых благ. Второй закон Госсена заключается в утверждении, что полезность, получаемая из последнейденежной единицы, израсходованной на приобретение какого-либо блага, одинакова независимо от того, на какое именно благо она затрачена.
3.Потребительский выбор. Кривая безразличия и бюджетная линия ОРДИНАЛИСТСКАЯ (ПОРЯДКОВАЯ) ПОЛЕЗНОСТЬЮ субъективная полезность, или удовлетворение, которую потребитель получает из потребляемого им блага, измеренная по порядковой шкале.полезности. Эту теорию полезности предложили английский экономист и статистик Ф. Эджуорт.Согласно этой теории, предельную полезность измерить невозможно; потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Измеримости поддается только порядок предпочтения наборов благ. Критерий ординалистской (порядковой) теории полезности предполагает упорядочение потребителем своих предпочтений относительно благ. Потребитель систематизирует выбор набора благ по уровни удовлетворения. Например, 1-й набор благ доставляет ему наибольшее удовлетворение, 2-й набор — меньшее удовлетворение, 3-й набор — еще меньшее удовлетворение и т. д. Следовательно, подобная систематизация дает представление о предпочтениях потребителей в отношении набора благ. Однако она не дает представления о различиях удовлетворение данными наборами благ., потребитель может сказать, какой набор он предпочитает другому, но не может определить, насколько один на бор лучше другого.
Ординалистская (порядковая) теория полезности основана на нескольких аксиомах.
1.Аксиома полной (совершенной) упорядоченности предпочтений потребителя. Потребитель, совершающий покупку, всегда может или назвать, какой из двух наборов благ лучше другого, или признать их равноценными. Так, для наборов А и Б или а> Б, или Б < А, или А ~ Б, где знак « > » выражает отношение предпочтения, а знак « ~ » — отношение равноценности или безразличия
.2 Аксиома транзитивности предпочтенийпотребителя означает, что для принятия определенного решения и его осуществления потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие. Так, если А > Б, а Б > В, то всегда А >- В, а если А ~ Б и Б ~ В, то всегда А ~ В. Из представленного ранжирования следует, что А доставляет большее удовлетворение, чем Б, а Б — большее, чем В.
3. Аксиома о ненасыщаемости потребностейгласит, что потребители всегда предпочитают большее количество любого блага меньшему. Под эту аксиому не подходят антиблага, обладающие отрицательной полезностью, поскольку понижают уровень благосостояния данного потребителя. Так, загрязнение воздуха, шум снижают уровень полезности потребителей. В ординалистской теории полезности используются кривые и карта безразличия. Графически система предпочтений потребителя иллюстрируется посредством кривых безразличия, впервые использованных Ф. Эджуортом. Кривая безразличия изображает совокупность наборов,
между которыми потребитель не делает различий. Любой набор на кривой обеспечит один и тот же уровень удовлетворения. Кривая безразличия изображает альтернативные наборы благ, которые доставляют одинаковый уровень полезности (рис. 8.1). кривая безразличия бюджетная линия
Кривые безразличия обладают следующими свойствами.
1.Кривая безразличия, расположенная справа и выше другой кривой, является более предпочтительной для потребителя.2.Кривые безразличия всегда имеют отрицательный наклон ибо рационально действующие потребители будут предпочитать большее количество любого набора меньшему.3.Кривые безразличия имеют вогнутую форму, обусловленную уменьшающимися предельными нормами замещения.4.Кривые безразличия никогда не пересекаются и обычно показывают уменьшающиеся предельные нормы замещения одного блага на другое.5.Наборы благ на кривых, более удаленных от начала координат, предпочтительнее наборам благ, расположенным на менее удаленных от координат кривых.
Бюджетное ограничение показывает все комбинации благ, которые могут быть куплены потребителем при данном доходе и данных ценах. Бюджетное ограничение указывает, что общий расход должен быть равен доходу. Увеличение или уменьшение дохода вызывает сдвиг бюджетной линии. Бюджетная линия (линия бюджетного ограничения) — это прямая, точки которой показывают наборы благ, при покупке которых выделенный доход тратится полностью. Бюджетная линия пересекает оси координат в точках, показывающих максимально возможные количества благ, которые можно приобрести на данный доход при определенных ценах. Для каждой бюджетной линии можно построить кривую безразличия которая будет иметь с бюджетной линией точку касания.