Теоретические основы доходов и расходов бюджета.
Эк. сущность и роль бюджета в экономике.
Бюджет -форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (БК РФ).Государственный бюджет- это федеральный бюджет.Бюджет государства - это федеральный бюджет + бюджеты 83 субъектов РФ. Бюджет гос-ва носит также название консолидированного бюджета РФ (по БК - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории).Функции:1)аккумулирующая (посредством изъятия части ВВП с целью форм-я доходов бюджета) 2)перераспределительная: межтерриториальное (выравнивание бюджетн обеспеченности субъекта-рецепианте), межотраслевое(фин-ние опр отраслей эк-ки с целью их функционир-ния и оказания услуг населению:здрав и образование), перераспределение между слоями граждан(финн-ние слабозащищенных слоев граждан и со статусом). 3)регулирующая (с помощью различ фин механизмов бюджет влияет на эк процессы: налоги) Инструменты пераспредления: бюджет ассигнования (медицина, образование, культура), субсидии (с/х,транспорт), субвенции (машиностроение, газ), бюдж кредиты (банк с-ма).
От состояния бюджета зависит экономическое состояние общества, а в свою очередь от уровня развития экономики зависит состояние бюджета. Роль бюджета в экономике проявляется через долю ВВП которая концентрируется в бюджетной системе.
По эк. созданию бюджет гос-ва – часть созданного ВВП. Б-т форм-ся в процессе распред-я ВВП на разл. фонды, которые полностью или частично могут направляться в Б-т. Гл. элементом эк. стратегии гос-ва явл-ся определение того, какая часть ВВП будет направлена в Б-т. Чем выше уровень централизации в экономике, тем выше удельный вес бюджета в ВВП и тем выше степень государственного регулирования в экономике. ВВП в 2011 - 54585.6 млрд.руб., 22% бюджет в ВВП
Влияние на соц.-эконом. процессы: экономика зависит от мировых цен на нефть.
Бюджетная система РФ.
Бюджетная система РФ – совокупность бюджетов разных уровней и гос. внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ. 1ур: Фед.бюджет, ПФ,ФФОМС,ФСС. 2ур: бюджеты субъектов (областные,краевые,окружные, республиканские, москвы..:всего 83), ТФОМСы. 3ур:местные бюджеты(всего 94 в Свердл)( мун. Районов(5), гор.округов(68),городских и сельских поселений(21)). Мун.образование-городское,сельское поселение,городской округ или мун.район. Каждое МО имеет бюджет.
Принципы бюдж. с/с:1) единство бюдж.с/с,: единство правовой базы и форм бюдж. док-ции на всех уровнях бюдж.с/с;2) принцип гласности: открытость для общ-ва принятых законов о бюдж.;3) принцип адресности означает, что ср-ва выделяются конкретному получателю с указанием цели расходов;4) принцип эфф-ти и экон-ти.: затраты постоянные, а результат стремится к максимуму или результат постоянный, а затраты стремятся к минимуму.5) принцип самост-ти – это право различных уровней власти на сам-ный Б-т и бюдж.процесс.
Бюджетное право – часть фин. права. Конкретно это сов-ть юр. законов, регламент-щих следующее: 1) бюдж. устройство, 2) взаимоот-я м/у звеньями бюд с/с, 3) распред-е доходов и расходов м/у уровнями властей и звеньями бюдж.системы, 4) регламентация бюдж. процесса, т.е. процесса подготовки бюджета, его прохождения, рассмотрения, согласования и утверждения, 5) исполнение бюджета и контроль за ним. Закон о ФБ, согласно Конституции РФ, явл-ся самым важным экон. законом. Конституция уст-ет полномочия
Теоретические основы доходов и расходов бюджета.
Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в распоряжении органов государственной власти РФ.Доходы: 1) налоговые (фед,рег.местн) 2) неналоговые(там.пошлины,доходы от использования гос им-ва, от сдачи в аренду, прибыль унитарн п/п, доходы от платных услуг бюджет учреждений) 3)безвозмезд поступления(межбюджет трансферты:дотации,субсидии,субвенции,добров пожерт-я) Расходы бюджета – денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.Структура расходов определяется след факторами: 1) политика в текущем году (обороноспособность, демография); 2)совокуп. задач, кот д.б. решены на территории на различных этапах развития; 3) уровень соц-эк. развития территории; 4) уровень бюдж. системы.: общефедеральные, региональные, местные, совместно финансируемые.
Виды Расх.: 1)по террит принадл-ти: фед.бюджета, субъектов,местных бюдж. 2) по функциональн назнач: общегос вопросы, нац оборона,без-ть,нац эк-ка, ЖКХ, охрана окр среды, здравоохранение и спорт, образование, культура и СМИ, соц политика, межбюдж трансферты. 3) по эк.содержанию: текущие( содержание бюджет учреждений, предоставление межбюдж трансфертов, трансферты населению, обслуживание гос долга) и капитальные(кап стр-во и ремонт, приобретение активов, предоставление бюдж инвестиций)
Минфин. фин контроль;разработка единой фин. пол-ки; концентрация фин ресурсов на важнейших направлениях; осущ-ние бюдж.процесса на фед уровне; разработка единых форм и методов бюдж. планирования и отч-ти; контроль за целевым исп-ем ср-в ФБ;
Фед. Казначейство. Осущ-ет реализацию общей гос фин пол-ки в области расходов, рег-ет движение фин потоков.
ФНС: формированием ден фондов за счет обязат сборов и платежей.
ФТК. орг-ция взимания тамож пошлин и платежей; проведение тамож пол-ки и разработка ее направлений