Система национальных счетов
Система национальных счетов (СНС), введенная в1993 году, представляет собой систему взаимосвязанных показателей, применяемых для описания и анализа макроэкономических процессов более чем в 150 странах мира с рыночной экономикой.
Информация полученная и структурированная с помощью СНС необходима:
1. органам государственного управления – для принятия решений по вопросам макроэкономической политики;
2. предпринимателям и бизнесменам – для ориентации в общем макроэкономическом климате, в котором функционируют их предприятия и компании;
3. международным экономическим организациям (ООН, МВФ, Всемирный банк, ОЭСР и др) – для решения различных вопросов, связанных с организацией международного экономического сотрудничества (например, оказание экономической помощи отдельным странам, предоставление кредитов и т.д.)
Особенности учета в СНС 93
Важной особенность СНС 93 является жесткая система классификации и группировки (например, по институциональным секторам, классификации экономических активов и т.д.)
Для использования СНС 93 в российской практике были введены несколько классификаторов. К ним относятся:
- Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКВЭД) ;
- Общероссийский классификатор форм собственности (ОКФС) и др.
Группировка по институциональным секторам.
Особенно интересной является группировка всех хозяйствующих субъектов по институциональным секторам ( см. Приложения).
Институциональная единица–хозяйственная единица (предприятие, организация, домашнее хозяйство, том числе человек), которая ведет полный набор бухгалтерских счетов и может самостоятельно принимать решения, распоряжаться своими материальными и финансовыми ресурсами.
Сектор представляет собой совокупность институциональных единиц, имеющих сходные цели, однородных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования, что обуславливает сходство их экономического поведения.
Классификация трансфертов
Трансферты – передача доходов в денежной или натуральной форме одной единицей другой на безвозмездной основе.
Различают трансферты:
1 Текущие трансферты – операции, которые осуществляются регулярно и связаны с уменьшением /увеличением текущих расходов хозяйствующих единиц:
- текущие налоги на доходы, имущество и т.д.;
- страховые платежи и возмещения;
- отчисления на социальное страхование, социальные пособия;
- добровольные взносы и подарки, не имеющие капитального характера;
- штрафы и др.
2 Капитальные трансферты являются единовременными и значительными по величине операциями, связанными с приобретением или выбытием активов у участников операции:
- налоги на капитал;
- инвестиционные субсидии;
- прочие капитальные субсидии (списание долгов, продажа основных средств по ценам ниже рыночных, безвозмездная передача основных средств и др.)
Классификация налогов в рамках СНС
Текущие налоги
А налоги на производство и импорт
- налоги на продукты и импорт (налоги, размер которых прямо зависит от стоимости произведенной продукции и оказанных услуг: НДС, акцизы, налоги на продажи, налоги на импорт и экспорт, таможенные пошлины и т.д.)
- другие налоги на производство (налоги, связанные с использованием факторов производства (труда, земли, капитала), а также платежи за лицензии и разрешение заниматься какой-либо деятельностью или другие обязательные платежи, уплата которых необходима для деятельности производящей единицы – резидента: налог на имущество предприятий, земельный налог, транспортный налог (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), лицензионные сборы и некоторые другие.)
Б налоги на доходы и имущество (налог на прибыль, подоходный налоги, налоги на имущество, неиспользуемые в производстве)