Формирование инвестиционной политики государства в условиях развития рыночных отношений в России
Ижевск 2016 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………….......................3
1. Формирование инвестиционной политики государства в условиях развития рыночных отношений в России…………………………………………………….6
2. Механизм инвестиционной политики в регионе как объект исследования…………………………………………………...…………………….9
3. Концептуальные основы совершенствования механизма инвестиционной политики…………………………………………………………………………….11
Заключение……………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………..
Введение
Актуальность исследования темы определяется необходимостью формирования эффективного механизма инвестиционной политики на региональном уровне. Это обусловлено тем, что существующий в настоящее время механизм в инвестиционной сфере подвергается обоснованной критике, так как объемы инвестиций практически не растут, а отдача капитальных вложений низка независимо от источников финансирования. Хотя необходимость активизации инвестиционного процесса постоянно декларируется в документах и законодательных актах, принимаемых на федеральном и региональном уровнях, реальных результатов добиться, тем не менее, не удается.
Решение проблем преодоления инвестиционного кризиса должно осуществляться при всестороннем исследовании процесса функционирования региональной экономики в период ее трансформации. Несмотря на признаки роста, сохраняется и, более того, углубляется неравномерность регионального развития, отсутствуют действенные регуляторы концентрации и распределения инвестиционных ресурсов. В результате не только депрессивные, но и относительно благополучные субъекты РФ нуждаются как в привлечении широкомасштабных инвестиций, так и в эффективных механизмах управления инвестиционными процессами, учитывающими местные условия хозяйствования и имеющийся в регионе потенциал.
В настоящее время основными проблемами регионов в инвестиционной сфере являются острый недостаток источников финансирования, отсутствие стратегических приоритетов государственной инвестиционной политики, недооценка региональных аспектов, Федеральной инвестиционной программы.
Анализ инвестиционной сферы российской экономики за годы рыночных реформ свидетельствуют о том, что на деле не произошло улучшения инвестиционного климата в регионах; не создан реальные предпосылки для обновления их производственного потенциала; не сформирована действенная система управления инвестиционными процессами со стороны региональных органов управления.
Используемые методы исследования в этой области не обеспечивают необходимого качества решения обозначенных проблем и связанных с ними задач. Региональные органы власти недостаточно эффективно воздействуют на этот процесс; не отлажена система взаимоотношений властных структур и участников инвестиционных процессов в регионе. Особое значение приобретает научно – методическая и практическая разработка проблем эффективной и качественной деятельности региональных органов управления по ряду основных направлений: поиску, обоснованию, реализации и контролю предлагаемых инвестиционных решений.
Все это обусловило выбрать тему и определить ряд проблем.
Степень изученности проблемы в литературе.В основе исследования проблемы совершенствования механизма инвестиционной политики в регионе лежит теория, методология и практика регионального воспроизводства, работы таких ученых как А. И. Алисов, Ю.П. Алексеев, В. А. Николаев и др.
Вопросы управления формированием и реализацией региональной инвестиционной политики с точки зрения новых инструментов и механизмов в трудах В.И. Бочарова, Е.Ф. Борисова, В.П. Жданова и др.
Анализ проблем инноваций и инвестиций содержится в работах зарубежных авторов.
Однако существующие теоретические разработки в области инвестиций и региональной политики не рассматривают проблемы управления развитием инвестиционных процессов с позиции современных подходов. На уровне региона в качестве одного из таких подходов можно выделить маркетинговый подход к формированию благоприятного инвестиционного климата. Концепция регионального маркетинга в современных условиях представляется наиболее перспективной, так как, эффективно реализует соответствующие управленческие действия, направленные на привлечение инвестиций в регион.
Общая цель исследования состоит в поиске путей решения важной задачи – разработки концептуальных основ совершенствования механизма инвестиционной политики в регионе.
Практическая значимость исследованиясостоит в том, что оно доведено до конкретных рекомендаций по совершенствованию механизма инвестиционной политики в регионе на примере УР.
Основные положения и выводы работы могут быть использованы для дальнейшего научного анализа и развития практики управления инвестиционным процессом в современной экономике регионов России.
Объектом исследованиявыступает процесс совершенствования механизма инвестиционной политики на территории субъекта РФ, направленный на ускорение экономического роста в регионах.
Предметом исследованияявляются институциональные, управленческие и экономические отношения, связанные с совершенствованием механизма инвестиционной политики в регионе.
Теоретическая основа и методы исследования.Теоретической основой явились исследования отечественных и зарубежных ученых по проблемам регионального экономического развития и инвестиционного процесса. Использованы методы и приемы системного и логического анализа, синтеза управленческих решений и подходов, методы научной классификации предметов и явлений, статистических группировок.
Использовались также законодательные акты, нормативно – правовые акты субъектов РФ, регулирующие инвестиционную деятельность в регионах.
Формирование инвестиционной политики государства в условиях развития рыночных отношений в России
Становление новой модели инвестиционной деятельности, адекватной рыночной системе хозяйствования, предполагало замену централизованного распределения инвестиционных ресурсов рыночными формами инвестирования. Это в свою очередь, обуславливало необходимость разработки новой инвестиционной политики, отвечавшей изменившимся экономическим условиям. Инвестиционную политику в условиях развития рыночных отношений в России можно разделить на два этапа: