Требования по оформлению дипломной работы
Методические указания по выполнению
бакалаврских (дипломных) работ/проектов по направлениям подготовки «Менеджмент» и «Экономика»
Общие положения
В соответствии с учебным планом каждый студент, обучающийся по направлению подготовки 080200 Менеджмент: профиль «Менеджмент организации» и/или 080100 Эконокика: профиль «Экономика предприятий и организаций», должен выполнить дипломную работу/проект. Дипломные работы/проекты рассматривается как вид учебной деятельности, и выполняются в пределах часов, отводимых для этой цели в учебном плане.
Дипломная работа/проект должна показывать навыки практического анализа наиболее актуальных проблем хозяйственной деятельности и управления, расчета и разработки комплекса взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения в течение заданного периода и при установленном бюджете поставленных перед организацией задач с четко определенными целями.
По своему содержанию ддипломная работа/проект представляет собой самостоятельное оригинальное научное исследование, освещающее актуальные проблемы в области экономики/менеджмента в рамках данного направления и профиля подготовки. В курсовой работе (проекте) студент:
1. Обосновывает актуальность выбранной для иследования проблематики, степени изученности в современной науке и в ее приложении к практике;
2. Анализируют существующие направления ее развития и практического применения, осуществляет критический обзор этих тенденций и дает им сравнительную оценку.
3. Приводит обоснованные соображения о путях решения проблемы и разрабатывает предложения по существенному улучшению положения дел в конкретной организации и/или области практической деятельности, и выполняет экономическую оценку их эффективности.
При написании дипломной работы/проекта не допускается механическое и дословное переписывание использованной литературы. В работе необходимо оформлять сноски, список используемой литературы (не менее 50-ти источников) в соответствии с правилами библиографии. При этом использованные в дипломной работе/проекте материалы должны свидетельствовать о том, что работа выполнена в текущем учебном году (т.е. дата публикации используемых источников не должна превышать 5-ти лет, исчисляемых от текущего года написания дипломной работы/проекта).
На переплетенную бакалаврскую работу приклеивается этикетка. Этикетка на папку бакалаврской работы представлена в Приложении 1/1.
Рекомендуется следующая структура дипломной работы (проекта):
· справка об оригинальности ВКР в отдельном файле (Приложение 1/2)
· отзыв руководителя в отдельном файле (Приложение 2)
· титульный лист (Приложение 3);
· задание на дипломное проектирование (Приложение 4);
· календарный план выполнения бакалаврской работы (Приложение 5);
· оглавление (содержание) с указанием номеров страниц текста (Приложение 6);
· введение (Приложение 7);
· основная часть, отражающая сущность того или иного вида деятельности (управленческой, производственной финансово-экономической, инвестиционной/инновационной и т.д.), осуществляемой в организации или на предприятии и содержание темы, анализ имеющихся проблем с привлечением конкретных практических материалов; основная часть должна содержать 3 главы:
1. Теоретическая часть (основные теоретические аспекты по теме исследования, понятие и сущность изучаемого процесса, явления, их тенденция и динамика развития).
2. Практическая часть (анализ современного состояния проблемы по предприятию, банку, отрасли, региону).
3. Проектная часть (мероприятия по совершенствованию управления, оптимизации того или иного вида деятельности организации, направленные на улучшение современного состояния и экономическая оценка их эффективности по отдельным показателям и/или проекту).
· заключение (Приложение 8);
· список использованных источников (Приложение 9);
· приложения.
Приведенная структура дипломной работы/проекта носит рекомендательный характер. Возможны и другие подходы при написании дипломных работ/проектов (по согласованию с научным руководителем).
Главное отличие дипломной работы/проекта от контрольной работы, лекционных, практических, семинарских и других аналогичных занятий – это проявление личной инициативы студента в систематизации, раскрытии знаний и практических навыков в решении сложных комплексных экономических и управленческих задач с элементами исследований, а также определении уровня самостоятельной подготовленности к практической работе в соответствии с направлением и профилем подготовки (получаемой специальностью).
Основное отличие дипломного проекта от дипломной работы заключается в наличии экономической оценки эффективности, предложенных мероприятий не только по отдельным аспектам деятельности предприятия, но и в целом по проекту, включая эффективность (уровень доходности) инвестиционных затрат на их практическую реализацию в рамках проекта.
Дипломная работа/проект должна проверяться на антиплагиат. Процент оригинальности работы должен быть на уровне 65 % (± 1%). Написанный текст рекомендуется тщательно проверить (вычитать).
В дополнение к этому, к печатному тесту работы должен быть приложен электронный носитель (СD-диск), содержащий:
а) файл текста работы в формате pdf; наименование файла текста работы необходимо выполнить следующим образом: ХХХХХ.6Х_ИвановИИ_НННН-НН-НН, где:
ХХХХХ.6Х – код направления подготовки,
ИвановИИ – фамилия и инициалы исполнителя,
НННН-НН-НН – номер группы (номер приказа о выпуске);
б) файл-отчет (справку) системы Антиплагиат в формате pdf; наименование файла текста справки системы Антиплагиат необходимо выполнить следующим образом:
Справка ИвановИИ;
в) отзыв научного руководителя в формате pdf (для дипломной работы); наименование файла текста отзыва необходимо выполнить следующим образом:
Отзыв ИвановИИ;
При подборе материалов по тематике дипломной работы/проекта наряду с предложенных в учебных курсах списках литературы целесообразно использовать дополнительные информационные источники. Список использованной литературы должен содержать не менее 45-50 источников для дипломной работы/проекта, изученных автором, и быть оформлен в соответствии с ГОСТом (автор, название источника, место издания, издательство, год издания и количество страниц текста).
Решая задачи, поставленные в курсовой работе, студент должен экономически обосновать способы и средства достижения цели и показать путем последовательного расчета, что реализация их взамен применяемых обеспечивает относительную экономию затрат общественного труда, т.е., что предлагаемые меры, необходимые для совершенствования существующего положения, будут использованы с высокой экономической эффективностью.
Экономическое обоснование дипломной работы/проекта можно считать законченным, если произведено соизмерение требуемых затрат для достижения цели с полученными результатами и дана количественная оценка эффективности предложений.
В некоторых случаях основным критерием эффективности при выборе вариантов управленческого решения может быть принято улучшение социальных условий деятельности организации.
Объем дипломной работы устанавливается в пределах 60-85 стр., выполненного в соотвествии с вышеприведенными требованиями по оформлению дипломной работы/проекта, без учета титульного листа, оглавления, списка литературы и приложений.
Допускается выполнение нескольких связанных друг с другом дипломных работ/проектов по различным видам/аспектам деятельности одного объекта исследования.
К дипломной работе/проекту предъявляется следующие требования:
1. Соответствие содержания основных разделов работы заявленной в ее наименовании тематике исследования;
2. глубокая теоретическая проработка исследуемых проблем на основе анализа экономической литературы;
3. всесторонне использование статистических данных, характеризующих протекающие экономические процессы;
4. умелая систематизация цифровых данных в виде таблиц, графиков с необходимым анализом, обобщением и выявлением тенденций развития экономических явлений;
5. критический подход к изучаемым фактическим материалом в целях поиска резервов повышения эффективности экономической деятельности;
6. аргументированность выводов, обоснованность предложений и рекомендаций, экономическая оценка их эффективности по отдельным показателям и/или эффективности их внедрения в рамках проекта;
7. литературное, логически последовательное и самостоятельное изложение материала;
8. оформление материала в соответствии с установленными требованиями.
Требования по оформлению дипломной работы
Напечатанный текст должен иметь поля следующих размеров: верхнее – 20 мм, правое – 10 мм, левое – 30 мм, нижнее – 20 мм, текст четырнадцатым кеглем шрифтом Times New Roman, выровнен по ширине листа, заголовки четырнадцатым кеглем прописными (заглавными) буквами, выровненные по центру, выделенные жирным шрифтом, между сроками полуторный интервал. Титульный лист должен содержать: наименование образовательного учреждения; наименование направления и профиля; наименование и тему работы; наименование специальности, группы; фамилию, имя, отчество студента; фамилию, имя, отчество преподавателя профильной кафедры. Текст работы (проекта) должен быть написан на одной стороне стандартного листа. Страницы в тексте должны быть пронумерованы сверху по середине листа. Дипломная работа должна быть переплетена.
Грамматические ошибки и сокращения слов недопустимы, также не допускается подчеркивание слов и фраз.
Титульный лист не нумеруется. На странице, где указывается оглавление, ставится цифра 2.
Заголовки разделов пишут симметрично тексту прописными (заглавными) буквами. Заголовки подразделов пишут с абзаца, т.е. с «красной строки», отступ - 1,25. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка раздела не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений,их разделяют точкой.
Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно 15 мм. Подчеркивать заголовки не допускается. Каждую главу курсовой работы следует начинать с нового листа (страницы), даже если предыдущий раздел заканчивается в начале листа. Расстояние между заголовком подраздела и последней строкой предыдущего текста 20мм.
Цифровые данные представляются в таблицах и графиках. Таблицы помещают по ходу изложения, после ссылки на них. Объемные таблицы выносятся в приложения. Не рекомендуется переносить таблицы с одной страницы на другую. Недопустимо разрывать заголовок с таблицей, помещая их на разных страницах.
Каждая таблица должна иметь наименование. Номер таблицы проставляется сквозной нумерацией или соответствует номеру раздела и порядковому номеру количества таблиц в нем. Например: Таблица 2.5, то цифра «2» означает второй раздел, а цифра «5» - порядковый номер таблицы данного раздела, можно использовать сквозную нумерацию таблиц, формул, схем, графиков и рисунков.
Если все параметры, размещенные в таблице, выражены в одной и той же единице - в рублях, то сокращенное обозначение помещают после заголовка над таблицей. Если цифровые данные в графах выражены в различных единицах измерения, то их указывают в заголовке каждой графы.
Цифры в графах таблицы должны проставляться так, чтобы разделы чисел во всей графе были расположены один под другим. В одной графе должна быть соблюдена одинаковая разрядность для всех значений величин.
Таблицы оформляются следующим образом:
Таблица 1.1
Название таблицы
№ п/п | Показатели | Отклонение, (+/-) | Темп роста, % | Прирост, % | |||
1. |
Под иллюстрацией (графиком, диаграммой, схемой) необходимо раскрыть содержание принятых условных обозначений. Ниже дается порядковый номер рисунка и краткое название. Иллюстрации обозначаются словом «Рисунок» и нумеруются последовательно арабскими цифрами или также как и таблицы в пределах раздела, за исключением иллюстраций, приведенных в приложении. Номер иллюстрации должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например: рис.2.3 (третий рисунок второго раздела). Графики, схемы, рисунки оформляются следующим образом:
Рис. 2.3. Функционально-графическая развертка биржевого индекса
Таблицы, иллюстрации, графики могут быть размещены по тексту работы или в виде приложений, если они обширные.
Формулы. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку начинают со слов «где», после чего приводятся пояснения каждого символа. На каждую помещаемую в проект формулу должна быть ссылка в тексте. Формулы, если их больше одной, нумеруют арабскими цифрами по порядку в пределах курсового проекта.
Номер указывают с правой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках, например: (2).
Формулы оформляются следующим образом:
Y=A+C+B, (2)
где Y – ....;
А – ....;
С – ....;
В – ....;
Перечень использованной литературы приводится в следующей последовательности:
• законодательные акты;
• статистические материалы и нормативные документы;
• литературные источники (в алфавитном порядке).
По каждому источнику указывается автор, полное название работы, издательство, место и год издания. При этом города Москва и С.- Петербург как место издания обозначается сокращенно - М, С.-П., названия других городов пишется полностью. Например: Ковалев В.В. Финансовый анализ. - М: Финансы и статистика, 2013.
Для работ из журналов и газетных статей необходимо указать фамилию и инициалы автора, название статьи, а затем наименование источника со всеми элементами титульного листа, после чего указать номер страницы начала статьи. Например: Иванова А. Анализ платежеспособности предприятия / Бухгалтерский учет. - М., 2012, -№ 1. - с.70.
Приложения состоят из форм бухгалтерской отчетности, регистров бухгалтерского учета,схем большого формата. Они располагаются строго в той последовательности, в какой рассматриваются в тексте, и имеют общую с курсовым проектом сквозную нумерацию страниц. Сами приложения также нумеруют последовательно арабскими цифрами, если в работе более одного приложения, например: Приложение 1, Приложение 2 и т.п. Если приложения располагается на нескольких листах, то в правом верхнем углу пишется: «Продолжение Приложения 2».