Денежно-кредитная политика государства.

ИНФЛЯЦИЯ

Инфляция – это обесценивание денег, снижение их покупательной способности, дисбаланс спроса и предложения, переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными ростом товарной массы. Суть: национальная валюта обесценивается по отношению к товарам, услугам и иностранным валютам, сохраняющим стабильность своей покупательной способности.

Подразделяется на классическую и современную.

Классическая: имела место в 18 – 19 вв, носила временный характер, возникала в чрезвычайных ситуациях (война).

Современная: делится на несколько видов:

- с позиции роста цен:

1) ползучая (умеренная) – невысокие темпы роста цен (до 10% в год). Присуща большинству стран с развитой экономикой, она позволяет эффективно корректировать цены, применительна к изменяющимся условиям производства и спроса;

2) галопирующая (20 – 200%) – серьезное направление для экономики, хотя рост цен еще не сложно предсказать и включить в параметры сделок;

3) денежно-кредитная политика государства. - student2.ru гиперинфляция – астрономический рост количества денег в обращении рост товарных цен, в отдельных случаях появляются параллельные валюты, возрастает роль иностранной валюты, ущерб населению. Рецепт выживания: автономность и самодостаточность, упрощение производства, сокращение внешних связей.

- с точки зрения ожидаемости и предсказуемости:

1) ожидаемая;

2) неожиданная.

Экономисты также различают инфляцию спроса и инфляцию издержек:

Инфляция спроса – слишком много денег охотится за слишком малым количеством товара. Характерна полная занятость и максимально загруженные производственные мощности, стимулируемые высокой ценой.

Инфляция предложения (издержек) – может быть вызвана ростом любых издержек производства (з/п, средства производства и т.п.). Стимулирует косвенные налоги и акцизы.

На практике трудно отличить один тип инфляции от другого, так как они тесно связаны и постоянно взаимодействуют.

Причины инфляции:

1. Диспропорциональность: несбалансированность доходов и расходов – дефицит государственного бюджета.

2. Инфляционно-опасные инвестиции – преимущественно милитаризация экономики. Военные ассигнования ведут к созданию дополнительного платежеспособного спроса и, следовательно, к увеличению денежной массы.

3. Отсутствие чистого свободного рынка и совершенной конкуренции как его части. Современный рынок в значительной степени олигополистичен. Олигополист, стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересован в создании дефицита (сокращение производства и предложения товаров).

4. Импортируемая инфляция. Ее роль возрастает с ростом открытости экономики и вовлечение ее в мирохозяйственные связи той или иной страны.

5. Инфляционные ожидания – возникновение у инфляции самоподдерживающегося характера. Население и хозяйственные субъекты привыкают к постоянному превышению уровня цен. Население требует повышения з/п и запасаются товарами впрок, ожидая их скорое подорожание. Производители же опасаются повышения цен со стороны своих поставщиков, одновременно закладывая в цену своих товаров прогнозируемый ими рост цен на комплектующие, раскачивая тем самым инфляцию.

К негативным последствиям инфляционных процессов относятся:

1) снижение реальных доходов населения;

2) обесценивание сбережений населения (повышение процентов на вклады как правило не компенсирует падение реальных размеров сбережений);

3) потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров;

4) ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в ожидании повышения цен на продовольствие;

5) ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальной группы с твердыми доходами: пенсионеры, служащие, студенты;

6) ослабление позиций властных структур (снижение доверия в намечаемых и проводимых правительством программах).

Управление инфляцией (антиинфляционная политика государства).

Управление инфляцией представляет важную проблему денежно-кредитной и экономической политики государства в целом. Способы управления инфляцией неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. С одной стороны требуется сдерживать раскручивание инфляционной спирали, а с другой – поддерживать стимул производства (создавать условия для насыщения рынка товарами). Управление инфляцией предполагает использование комплексных мер, помогающих в определенной мере сочетать незначительный рост цен со стабилизацией дохода. Инструменты управления процессом инфляции отличаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки страны, спецориентации хозяйственного механизма различных стран. Для антиинфляционного регулирования государством используются 2 типа экономической политики:

1) политика, направленная на сокращение бюджетных дефицитов, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии; применяется также таргетирование – регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах в соответствии с темпом роста ВНП;

2) политика регулирования цен и доходов, целью которой является связать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться в пределах повышения или замораживания з/п, ограничиваться выдачей кредитов и т.д.

Индексация цен – изменение денежных выплат в соответствии с темпами инфляции.

Обычно при определении инфляции учитывают индекс потребительских цен - средневзвешенный индекс, включенный в потребительскую корзину. Например, в России в период галопирующей инфляции, цены возросли: в 1990г – в 1,3 раза; в 1991г – 8,5 раз; в 1992г – в 9,5 раз; в 1993г – в 10 раз; в 1994г – в 3,2 раза; в 1995г – в 3 раза. Общий индекс цен на эти годы составил 1,3·8,5·9,5·10·3,2·3 ≈ 95737,2. Следовательно, инфляция за эти годы составила 10000 · 100% = 1 000 000 %.

Для снижения цен помимо контроля над их ростом используются стимулирование производства повышение его эффективности с одной стороны, и усиление рыночной конкуренции – с другой.

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.

Виды банковской системы.

Составляющими кредитной системы являются:

- совокупность кредитно-расчетных отношений, форм и методов кредитования;

- система кредитно-финансовых институтов.

Система кредитно-финансовых институтов аккумулирует свободные денежные капиталы, доходы и сбережения различных слоев населения и предоставляет их в ссуду фирмам, правительству и частным лицам. Основой кредитной системы являются банки. Кредитно-финансовые институты подразделяются на:

1) центральные банки;

2) коммерческие банки;

3) специализированные кредитно-финансовые институты.

Центральные банки (ЦБ) – это банки, осуществляющие выпуск банкнот и являющиеся центром кредитной системы. Они занимают в ней особое место и являются как правило государственными учреждениями.

Основные функции ЦБ:

1) эмиссионная, сохраняющая свое значение, поскольку наличность по-прежнему необходима для значительной части платежей и обеспечения ликвидности кредитной системы, которая должна иметь средства окончательного погашения долговых обязательств;

2) функция аккумулирования и хранения кассовых центров для коммерческих банков, то есть каждый банк – член национальной кредитной системы – обязан хранить на резервном счете в ЦБ сумму определенной пропорции к размеру его вкладов. Одновременно ЦБ по традиции является хранителем золото-валютных резервов страны;

3) функция кредитования коммерческих банков. Характерно для социалистической экономики при государственной монополии на кредитную деятельность, а также для переходного периода, сопровождающегося нехваткой средств в руках частных финансовых институтов. В развитой рыночной экономике такое кредитование существует преимущественно в периоды финансовых трудностей;

4) предоставление кредитов и выполнение расчетных операций для правительственных органов, так как в бюджетах различного уровня аккумулируется до половины и более ВВП страны. Данные средства накапливаются на счетах ЦБ и расходуются с них. При этом ЦБ ведут счета учреждений и организаций. Кроме того они осуществляют операции с государственными ценными бумагами, представляют государству кредит в форме прямых краткосрочных и долгосрочных ссуд или покупки государственных облигаций. ЦБ также проводит по поручению правительственных органов операции с золотом и иностранной валютой;

5) клиринговая функция или функция проведения безналичных расчетов. ЦБ ведет операции по межнациональному клирингу, выступая посредником между коммерческими банками, расположенными в разных районах страны.

Коммерческие банки – представляют собой частные и государственные банки, осуществляющие универсальные операции по кредитованию промышленных, хозяйственных предприятий, главным образом за счет денежных капиталов, которые они получают в виде вкладов.

Функции коммерческих банков:

1) аккумулирование бессрочных депозитов или ведение текущих счетов, оплата чеков, выписываемых на эти банки;

2) предоставление кредитов предпринимателям;

3) осуществление расчетов в масштабах всего национального хозяйства. На базе их операций возникают кредитные деньги (чеки, банковские векселя).

Специализированные кредитно-финансовые институты включают в себя банковские и небанковские организации, специализирующиеся на определенных видах кредитования.

К системе кредитно-финансовых институтов относятся:

1) инвестиционные банки, занимающиеся эмиссионно-учредительной деятельностью, то есть проводящие операции по выпуску и размещению на фондовом рынке ценных бумаг, получая на этом доход. Они не имеют права принимать депозиты и привлекать капиталы, как правило, путем продажи собственных акций или за счет кредитов коммерческих банков. Свой капитал они используют для долгосрочного кредитования различных отраслей хозяйства;

2) обширные группы сберегательных учреждений, занимающих важное место в кредитной системе, благодаря привлечению личных сбережений и доходов, которые иначе не смогут функционировать как капитал. Существуют различные типы сберегательных учреждений:

а) сбербанки и сберкассы;

б) взаимно-сберегательные банки;

в) доверительно-сберегательные банки;

г) ссудно-сберегательные ассоциации;

д) кредитные кооперативы;

3) страховые компании, для которых характерна специфическая форма привлечения денежных средств – продажа страховых полисов. Полученный доход они вкладывают в облигации и акции других компаний, государственные ценные бумаги;

4) пенсионные фонды, которые различаются по организации, управлению и структуре активов. Имеются застрахованные пенсионные фонды (то есть управляемые страховыми компаниями) и незастрахованные, управляемые предприятиями или по доверенности банками. Бывают фундированные (их средства инвестированы в ценные бумаги) и нефундированные (пенсии выплачиваются из текущих поступлений и доходов) и др.;

5) инвестиционные компании, размещающие среди мелких держателей свои обязательства (акции) и использующие полученные средства для покупки ценных бумаг. Народное хозяйство, мелкие инвесторы охотно получают обязательства инвестиционных компаний, так как из-за значительных диверсификаций (вложений средств в различные предприятия) достигается рассредоточение активов, снижается опасность потери сбережений из-за банкротств фирм, в чьи акции вложен капитал.

Основные направления регулирования денежно-кредитной сферы может осуществляться государством в нескольких взаимосвязанных направлениях:

1. Государственный контроль над банковской системой имеет целью закрепление ликвидности кредитно-финансовых институтов, то есть их способности своевременно покрывать требования вкладчиков. Это производится за счет учетной (дисконтной) политики, а также установления норм обязательных банковских резервов.

2. Управление государственным долгом является направлением государственного регулирования в условиях хронических бюджетных дефицитов, огромного роста государственных задолженностей, когда резко вырастает влияние государственного кредита на рынок ссудных капиталов. Центральным банком используются различные методы управления государственным долгом:

1) покупает или продает государственные обязательства;

2) изменяет цену облигаций;

3) различными способами повышает привлекательность облигаций для частных инвесторов.

3. Регулирование объема кредитных операций и денежная эмиссия применяется прежде всего для воздействия на хозяйственные активы. Это направление тесно связано с первым и вторым.

Инструменты денежно-кредитной политики:

I. Общие – оказывающие влияние на рынок ссудных капиталов в целом:

1. Учетная (дисконтная) политика. Повышая ставку по кредиту (учетная ставка, ставка дисконта), ЦБ побуждает другие кредитные учреждения сокращать заимствования. Это затрудняет пополнение банковских ресурсов, что ведет к повышению процентных ставок и в конечном счете к сокращению кредитных операций. Этот метод также называется рефинансирование коммерческих банков. Термин «рефинансирование» означает получение денежных средств кредитными учреждениями от ЦБ. ЦБ может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (векселя).

2. Операции на открытом рынке. Заключаются в продаже или ЦБ у коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу. В случае покупки ЦБ переводят соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах. ЦБ списывает сумму с этих счетов. Таким образом, указанные операции отражаются на состоянии резервной позиции банковской системы и используются в качестве способа ее регулирования.

3. Установление норм обязательных резервов. Минимальные резервы – это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банка, либо в виде депозитов в ЦБ или в иных высоколиквидных формах, определяемых ЦБ. Норматив резервных требований представляет собой установление в законодательном порядке процентного отношения суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) или активных (кредитные вложения) операций. Минимальные резервы выполняют 2 основные функции:

1) они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов;

2) это инструмент использования ЦБ для регулирования объема денежной массы в стране.

Положительная сторона установления норм обязательных резервов – они способствуют улучшению банковской ликвидности. Отрицательная – эти нормы выступают в качестве прямого ограничения инвестиций.

II. Селективные – предназначенные для регулирования конкретных видов кредитования отдельных операций и кредитных фирм:

1. Контроль по отдельным видам кредитов, часто практикуемым: по кредитам под залог биржевых ценных бумаг, по потребительским ссудам на покупку товаров в рассрочку, по иппотечному кредиту. Регулирование потребительского кредита обычно вводится в периоды напряжения на рынке ссудных капиталов, когда государство стремится перераспределить ссудные капиталы в пользу отдельных отраслей или ограничить объемы потребительского спроса.

2. Регулирование риска и ликвидности банковских операций. Риск банковской деятельности осуществляется не чрез оценку финансового положения должников, а через сумму выданных кредитов с суммой собственных резервов.

Эффективность кредитно-денежной политики.

1. Быстрота и гибкость, то есть по сравнению с фискальной политикой кредитно-денежная политика может быстро меняться.

2. Слабая зависимость от политического давления.

3. Монетаризм, представители которого аргументировано доказывали, что изменения денежного обложения и количество денег в обращении – ключевые факторы определения уровня экономической активности. Фискальная политика не эффективна.

Отрицательные моменты:

1. Циклическая асимметрия. Если проводить политику «дорогих денег», то будет достигнута такая точка, в которой банки вынуждены будут ограничить кредиты. Политика «дешевых денег» может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, однако, она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуды и предложение денег увеличится.

2. Изменение скорости обращения денег. Общие расходы могут рассматриваться как произведение денежного предложения и скорости обращения денег. В связи с этим некоторые экономисты считают, что скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, чем ликвидирует изменение в последнем, вызванные кредитно-денежной политикой. Исходя из этого, во время инфляции скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, скорость обращения денег, вероятно, упадет.

3. Влияние инвестиций, то есть действие кредитно-денежной политики может осложниться и даже временно затормозиться в результате неблагоприятных изменений расположения кривой спроса на инвестиции (политика сужения – уменьшение кредитоспособности банка).

Кредитно-денежная политика должна поднять процентные ставки чрезвычайно высоко; и наоборот, серьезный спад может подорвать доверие к предпринимательству и тем самым свести на нет политику «дешевых денег».

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС (НТП). ЕГО ПЛАНИРОВАНИЕ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ.

Прогнозирование – представляет собой научно-обоснованное предвидение, развитие социально-экономических и научно-технических тенденций.

Научно технический прогноз – обоснованная вероятностная оценка перспектив развития определенных областей науки, техники и технологии, а также требуемых для этого организационных ресурсов.

Прогнозирование НТП – нахождение наиболее вероятных и перспективных путей развития предприятия в технической области.

Объект прогнозирования:

- техника;

- налоги их параметры;

- организация производства и труда;

- управление предприятием;

- новые предприятия, требующие финансов;

- научно-исследовательские работы, подготовка кадров и т.п.

Виды прогнозов:

I. По содержанию:

1. Появление принципиально новых открытий и изобретений.

2. Появление новых областей использования уже сделанных открытий и изобретений.

3. Появление новых конструкций, машин, оборудования, технологий и их распространение в пространстве.

II. По времени:

1. Краткосрочные (до 2 – 3 лет).

2. Среднесрочные (до 5 – 7 лет).

3. Долгосрочные (до 15 – 20 лет).

Методы разработки прогноза.

1. Метод экстраполяции – распространение закономерностей, сложившихся в науке и технике в предпрогнозный период на будущее. Отрицательная сторона – метод не учитывает многих факторов, которые могут появиться в прогнозном периоде и в значительной мере изменить сложившуюся предпрогнозную закономерность (тенденцию), что может существенно повлиять на точность прогноза. Метод наиболее целесообразно применять для прогнозирования направления развития науки и техники, изменяющихся во времени эволюционным путем. При прогнозировании новых направлений развития науки и техники более эффективны методы, учитывающие опережающую информацию о новых технических идеях и принципах.

2. Метод экспертных оценок – основан на статистической обработке прогнозных оценок, полученных путем опроса высококвалифицированных специалистов в соответствующих областях.

3. Методы моделирования:

- логические;

- информационные;

- математико-статистические.

Данные методы на предприятиях не получили широкого распространения. В основном из-за их сложности и отсутствия необходимой информации.

В целом прогнозирование НТП включает в себя:

1) установление объекта прогноза;

2) выбор метода прогнозирования;

3) разработка самого прогноза и его вероятностную оценку.

Планирование.

При разработке планирования научно-технического прогноза необходимо придерживаться следующих принципов:

1. Приоритетность.

Наши рекомендации