Описание фирмы и ее продукции
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
Самарский государственный технический университет
Экономика ПРЕДПРИЯТИЯ
(ОРГАНИЗАЦИИ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
для студентов
всех форм обучения
специальности 38.05.01
«Экономическая безопасность»
и бакалавров, по направлениям подготовки
38.03.01 «Экономика»
Самара 2016
ББК 65.5
Составитель: И.В. Косякова
Экономика предприятия (организации): Метод. указ. по выполнению курсового проекта для студентов всех форм обучения специальности 38.05.01 «Экономическая безопасность» и бакалавров, по направлениям подготовки 38.03.01 «Экономика» / ФГБОУ ВО Самар. гос. техн. ун-т; Сост.: И.В. Косякова Самара, 2016. 28 с.
Предназначены для студентов, выполняющих курсовой проект по дисциплине «Экономика предприятия (организации)», всех форм обучения специальности 38.05.01 «Экономическая безопасность» и бакалавров, по направлениям подготовки 38.03.01 «Экономика». Содержат исходную информацию и задания на курсовой проект, определяют методы анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Библиогр. 32 назв.
Печатается по решению редакционно-издательского совета ИЭФ СамГТУ.
ВВЕДЕНИЕ
Работа в условиях рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоление бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т.п.
Важная роль в реализации этой задачи отводится экономическому анализу деятельности фирмы. Его цель заключается в выработке стратегии и тактики развития предприятия, обосновании планов и управленческих решений, осуществление контроля над их выполнением, выявить резервы повышения эффективности производства, оценке результатов деятельности предприятия, его подразделений и работников.
Принятие экономических решений всегда опирается на обширную информацию, которая может быть получена, в первую очередь, аналитическим путем. Поэтому одной из главных составляющих курсового проекта является анализ результатов деятельности предприятия по его финансовым документам. Отправным моментом служит составление отчета по прибыли и баланса за два года по разрозненным экономическим показателям.
Анализ осуществляется по широко используемой в мире методике ключевых индикаторов и в соответствии с "Методическими положениями по оценке финансового состояния предприятия и установлению неудовлетворительной структуры баланса", разработанными Федеральным управлением по делам несостоятельности (банкротства). Такой подход позволяет сделать выводы о рентабельности предприятия, доходности, платежеспособности и ликвидности его активов, а также оценить степень отдаленности его экономического состояния от критической черты - банкротства. Кроме того, сравнение рассчитанных показателей дает возможность увидеть направленность изменений и дать рекомендации по улучшению положения.
Работа должна завершаться выводами, отражающими результаты комплексного анализа как внутренней, так и внешней среды предприятия и содержащими конкретные предложения, которые могут вызвать позитивные изменения.
В теоретическом разделе методических указаний использовались материалы ученых Савицкой Г.В., Карлик А.Е., Шеремета А.Д., Бочарова В.В., Ковалева В.В., Найденова Р.И., Стоянова Е.С., Косяковой И.В.
Целью курсового проектаявляется: формирование у будущих экономистов общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для реализации аналитической, научно-исследовательской, расчетно-экономической и огранизационно-управленческой деятельности
Задачами курсового проекта выступают приобретение в рамках освоения теоретического и практического материала по изучаемой дисциплине знаний, умений и навыков, характеризующих определенный уровень сформированности целевых компетенций, в частности: задачи дисциплины состоят в формировании у будущих специалистов знаний об управлении современной фирмой; навыков проведения основных технико-экономических расчетов, характеризующих деятельность фирмы; составление общего анализа финансового состояния фирмы; умение проводить экономический анализ основных факторов производства фирмы.
Работа в условиях рыночной экономике требует от фирм повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоление бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т.п.
Успешное ведение экономики фирмы во многом зависит от форм его ресурсного обеспечения и характера использования основного и оборотного капитала, рабочей силы. Рациональность использования ресурсов сказывается на результатах деятельности предприятия. В связи с этим возникает необходимость подготовки бакалавров высокого уровня, обдающих научной эрудицией и профессиональными практическими навыками, хорошо разбирающихся в комплексе проблем и задач, связанных с вопросами проблем регионального развития и управления.
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВОЙ ПРОЕК
Переписывается студентом и включается в пояснительную записку к курсовому проекту после титульного листа.
Курсовой проект состоит из теоретического и практического разделов.
Теоретический раздел предполагает описание предприятия, практический – расчет основных показателей, характеризующих его финансовое состояние.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ
КУРСОВОГО ПРОЕКТА
Описание фирмы и ее продукции
1.1. Изучите экономическую информацию о Вашем предприятии, выберите вид его деятельности, дайте ему имя (название), опишите выпускаемую продукцию (оказываемые услуги).
1.2. Обоснуйте выбор организационно-правовой формы, раскройте ее особенности и отличительные черты.
1.3. Опишите внутреннюю среду предприятия, основные используемые факторы производства. Дайте характеристику выпускаемой продукции и опишите способы ее сбыта.
1.4. Опишите внешнюю среду предприятия (макро- и микросреду), покажите влияние на спрос ее основных факторов.
1.5. Опишите стратегию развития предприятия.
1.6. Дайте характеристику основных конкурентов Вашего предприятия