Политика экономического роста в россии в xxi в.
Основными задачами государственной политики экономического роста в современной России на ближайшую перспективу являются:
¨ определение приоритетов развития инновационной и научно-технической сфер, оказывающих влияние на повышение эффективностипроизводства и конкурентоспособности продукции;
¨ обеспечение благоприятных правовых, экономических и финансовых условий для активизации инновационной деятельности.
Правительство РФ намерено обеспечить эффективность финансирования фундаментальных исследований, приоритетных научно-технических направлений, реализуемых в форме государственных программ и проектов, а также оказать государственную поддержку развитию системы венчурного инвестирования и страхования инновационных рисков. Одновременно будут проводиться санация и закрытие неэффективно работающих организаций, реструктуризация части отраслевых научно-исследовательских и проектных институтов в инжиниринговые организации с развитой финансово-экономической, маркетинговой и коммерческой структурой.
Особое внимание Правительство РФ уделит защите прав на интеллектуальную собственность, разработке жесткой системы правоохранительных мер в рамках государственной политики защиты авторских прав. Будут закреплены в законодательном порядке механизмы вовлечения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности, в том числе полученных за счет средств федерального бюджета. Предполагается принятие закона о секретных изобретениях и о внесении изменений и дополнений в Патентный закон.
Доказано, что фундаментом экономики является инфраструктура, а темпы экономического роста находятся в прямой зависимости от ее состояния. Так ли это? Рассмотрим этот вопрос подробнее в следующей главе.
Рекомендация:
Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу
ГЛАВА 37. ИНФРАСТРУКТУРА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
Перед изучением данной главы внимательно прослушайте введение к главе. Затем изучите последовательно материалы параграфов главы, обращаясь по мере необходимости к объектам «Видеоматериалы», «Глоссарий», «Персоналии». После изучения каждого параграфа рекомендуется выполнить тренировочные задания.
После изучения всех параграфов прослушайте основные выводы по главе. Затем проверьте свои знания по главе, выполнив контрольные задания и ответив на проблемные вопросы, приведенные ниже.
Проблемные вопросы
1.Что такое инфраструктура?
2. Чем отличаются особенные условия от общих условий производства?
3. Что значит инфраструктура на макро-, медиум- и микроуровнях?
4. Что такое производственная, социально-бытовая, институциональная инфраструктура?
5. Как вы поняли опережающий, синхронный, запаздывающий тип развития инфраструктуры?
6. Назовите специфические признаки инфраструктуры. Какой из названных признаков вы считаете главным?
7. Какова система контроля над развитием инфраструктуры?
8. Какую роль играет государство в создании и развитии инфраструктуры?
37.1. ИНФРАСТРУКТУРА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ
Инфраструктура представляет собой совокупность отраслей, объектов, сооружений, обеспечивающих общие условия производства, необходимые для эффективного развития экономики в целом и повседневного проживания людей на любой территории.
К ней относятся ¾ информатика, электроэнергетика, транспорт, связь, коммунальное обслуживание, а также образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т. д. В основе выделения инфраструктуры как крупной сферы экономики лежит различие между особенными и общими условиями производства. К особенным условиям относятся конкретные формы технологического процесса, присущие в отдельности каждому виду производства, будь оно промышленным или сельскохозяйственным. К общим условиям относятся те, без которых не может эффективно функционировать ни одно производство и нормально проживать население. Они не связаны с конкретными видами производства и как бы создают фундамент для всей экономики.
В зависимости от уровня анализа инфраструктуру можно рассматривать на трех уровнях: микро-, медиум- и макроуровне.
На микроуровне инфрастуктура представляет собой совокупность инженерно-технических сооружений, необходимых для функционирования любой фирмы независимо от индивидуального технологического процесса: будь это шоколадная фабрика или автомобильный завод.
На медиумуровне (нередко говорят: «мезоуровень») инфраструктура представляет собой совокупность объектов или сооружений, обслуживающих определенную территорию: республику, край, область, город, поселок, село. Это местные системы обеспечения электроэнергией, водой, теплом, связью, профессиональным и народным образованием, здравоохранением и т. д.
На макроуровне инфраструктура представляет собой совокупность общих экономических и социальных условий, обеспечивающих эффективное развитие национальной экономики в целом.
Инфраструктура на макроуровне подразделяется на производственную, социально-бытовую и институциональную.
Производственная инфраструктура ¾ это совокупность отраслей, обслуживающих непосредственно производство любого продукта или услуг: информатика, энергетика, транспорт всех видов, связь и т. д.
Социально-бытовая инфраструктура ¾ это совокупность общих условий, связанных с воспроизводствомрабочей силы и повседневной жизнью человека: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т. д.
Институциональная инфраструктура представляет собой совокупность институтов, необходимых для управления экономикой и общественной жизнью. Это организации и учреждения законодательной, судебной и исполнительной власти, обеспечивающие эффективные условия хозяйствования и повседневной жизни.
В зависимости от степени обеспеченности экономики инфраструктурой выделяют три ее типа:
¨ опережающий,когда инфраструктурный потенциал больше, чем производственные и индивидуальные потребности;
¨ одновременный, или синхронный,когда степень развития инфраструктуры соответствует потребностям экономики, и
¨ запаздывающий,когда степень насыщенности инфраструктурными объектами отстает от потребностей экономики.
Каковы специфические признаки инфраструктуры?
Во-первых,инфраструктура ¾ это сектор экономики общего назначения. Во-вторых, ей присущ характер коллективного потребления. В-третьих,объекты инфраструктуры капиталоемкие, они требует крупных первоначальных инвестиций. В связи с этим нельзя ожидать их одновременного развития. В-четвертых,отрасли инфраструктуры ¾ это долгоокупаемые отрасли. Продукция инфраструктурных отраслей выступает или в виде недвижимости, например, дорога, или в виде услуг, например, информация, электроэнергия.
Дорогу нельзя продать как, скажем, автомобиль. Издержки на ее строительство окупаются сравнительно длительное время, так как возмещаются не сразу ¾ не через разовую продажу, а постепенно ¾ через продажу услуг по заранее установленным тарифам и налоговым сборам. Иначе говоря, фаза «затраты - выпуск» в инфраструктуре проявляется иначе, чем в промышленном производстве. Наконец, инфраструктура непосредственно влияет на процесс производства, хотя находится за его технологическими пределами.
Круг инфраструктурных отраслей изменяется. Например, появление компьютеров, сотовых телефонов, космических кораблей, а вместе с этим космодромов и т. д. «ломает» прежнее представление о приоритетных направлениях в инфраструктурном обеспечении. Теперь не пресловутая электороэнергетика (ленинский лозунг «Советская власть плюс Электрификация всей страны ¾ это Коммунизм») и дороги решают все экономические проблемы, а информация. А все это ¾ результат научно-технического прогресса. Следовательно, перечень отраслей и объектов инфраструктуры меняется, он не может быть неизменным, жестко регламентированным для всех этапов экономического развития. И мы тому свидетели.
Рекомендация: