ЭО 4.Конкуренция: понятие, формы, виды, роль в рыночной экономике. Антимонопольное законодательство
Совершенная конкуренция и монополия Конкуренция- соперничество м/у участниками хоз-ва за лучшие условия пр-ва, купли и продажи товаров. Совершенная (свободная) конкуренция означает: во-первых,что на рынке имеется мн-во независимых товаровладельцев, самостоятельно решающих, что создавать и в каких кол-вах. Во-вторых, никем и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него всех желающих. В-третьих, предприятия никак не участвуют в контроле за рыночными ценами. Поэтому, в-четвертых, взаимодействие м/у фирмами лишено стратегического поведения, т. е. фирма не учитывает реакции своих конкурентов на принимаемые ею решения, а суть ее поведения сводится к приспособлению к складывающейся рыночной ситуации. Монополия- крупный собственник, который захватывает подавляющую часть рыночного пространства в целях своего обогащения. Классификация видов монополий. 1. С учетом степени охвата экономики выделяются: • в масштабе определенной отрасли - чистая монополия. В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над кол-м товаров, предназначенных для продажи, и их ценой; • в масштабе национального хозяйства образуется абсолютная монополия. Она нах-ся в руках гос-ва или его хоз-ных органов (нап., государственная монополия внешней торговли и т. п.); • монопсония (чистая и абсолютная) - один покупатель ресурсов, товаров. 2.В зависимости от характера и причин возникновения: • естественная монополия. Ею обладают собственники и хоз-ные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (нап, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т. п.); • легальные монополии образуются на законном основании (патентная система, авторские права, торговые знаки), • искусств. монополии, кот образуют ряд конкретных форм - картель, синдикат, трест и концерн. Картель - союз нескольких предприятий одной отрасли пром-ти, участники кот. сохраняют свою собс-ть на средства и продукты пр-ва, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте - доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др. Синдикат- объединение ряда предприятий, осуществляющих общую комерч. д-ть (определение цен, закупка сырья и .т.д.) при сохранении произв-ой и юр. самостоятельности. Трест- монополия, в кот. созд-ся совместная собс-ть данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию. Концерн- союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках кот. головная фирма организует финансовый контроль за всеми участниками. Консорциум- временное соглашение между несколькими банками или предприятиями для совместного проведения фин. или коммер. операций большого масштаба.
Антимонопольная политика гос-ва Антимонопольное регулирование - это совокупность закон-ных, админ-ных и эк. мер, кот. осущ-ся гос-ом с целью ограничения возможностей производителей монополизировать рынки и защиты потребителей от произвола предпринимателей. Федеральным органом исполнительной власти в указанной сфере явл-ся Федеральная антимонопольная служба, находящаяся в ведении Правительства РФ. Ее главные функции состоят: в анализе структуры рынков; выявлении фактов монополизма; проведении в жизнь антимонопольного законодательства; антимонопольной экспертизе принимаемых законов и правительственных решений; применении санкций к предприятиям-монополистам; подготовке предложений по преобразованию и разделу монополий.