Теория поведения потребителя
Бюджетные ограничения и проблема рационального выбора потребителя.
Полезность как экономическая категория. Теория предельной полезности и маржиналистская революция. Закон убывающей предельной полезности. Правило максимизации совокупной полезности. Анализ карты кривых безразличия и оптимум потребителя.
Предельная норма замещения. Эффект замещения и эффект дохода.
Теория несовершенной конкуренции. Особенности основных типов рыночных структур.
Эволюция взглядов на монополию и конкуренцию.
Понятие конкуренции. Признаки рынка совершенной конкуренции. Особенности поведения конкурентной фирмы. Условие максимизации прибыли фирмы. Равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах. Эффективность экономики в условиях совершенной конкуренции.
Предпосылки несовершенной конкуренции.
Особенности рынка монополистической конкуренции. Дифференциация продукции и сегментация рынка. Реклама как фактор дифференциации. Ценовая и неценовая конкуренция. Равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Олигополия как наиболее распространённая структура рынка, признаки олигополии. Разновидности олигополии. Модели взаимозависимости и поведение фирм в условиях олигополии. Тайный сговор и теория игр.
Предпосылки возникновения и признаки монополии. Естественные монополии. Понятие сверхприбыли. Недобросовестная конкуренция. Демпинг. Ценовая дискриминация как стратегия монополиста. Монопсония. Последствия монополизации рынка. Финансово-промышленные группы и финансовая олигархия.
Принципы антимонопольной политики. Особенности антимонопольной политики в России.
РАЗДЕЛ III. Экономическое поведение производителя
Издержки производства и оценка результатов деятельности фирмы.
Фирма как центральное звено рыночной экономики. Сущность, функции и организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.
Индивидуальное воспроизводство. Издержки как отражение затрат экономических ресурсов. Издержки производства и издержки обращения. Трансакционные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки.
Краткосрочный период функционирования фирмы. Переменные и постоянные ресурсы. Переменные и постоянные издержки. Общие, средние и предельные издержки. Закон убывающей производительности.
Долгосрочный период функционирования фирмы. Эффект масштаба. Факторы экономии и дезэкономии на масштабах производства.
Прибыль. Соотношение бухгалтерской, экономической и нормальной прибыли. Условие максимизации прибыли. Абсолютный и относительный уровни прибыли. Рентабельность.
Рынки факторов производства и факторные доходы.
Относительная ограниченность факторов производства и проблема их эффективного использования. Взаимозаменяемость факторов производства и производственная функция. Экономическая специфика спроса на производственные факторы.
Капитал как фактор производства. Финансовый и реальный капитал. Структура капитала. Процент. Фактор времени и дисконтирование. Равновесие на рынке капитала.
Земля как фактор производства. Возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы. Цена земли и рента. Условия образования дифференциальной ренты I и II. Равновесие на рынке природных ресурсов. Особенности российских рынков возобновляемых и невозобновляемых ресурсов.
Труд как фактор производства. Производительность труда. Сущность, функции и формы заработной платы. Рынок труда. Субъекты и институты рынка труда. Профсоюзы на рынке труда. Социальное партнёрство. Рынок труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.
РАЗДЕЛ IV. Показатели ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ НА МАКРОУРОВНЕ