Сущность, формы и факторы инфляции
Инфляция (лат. inflatio — вздутие) — это повышение общего уровня цен.
При инфляции нарушаются три вида равновесия:
1) сумма цен равна сумме товарных стоимостей (Е цен = Е стоимостей); 2) равновесие на уровне отдельных товаров и рынков, когда ему соответствуют равновесная цена и равновесное производство;
3) равновесие на макроэкономическом уровне, когда совокупный спрос и совокупное предложение совпадают (модель AD = AS).
Очевидно, что инфляцию способен вызвать любой фактор, действующий на цены в сторону их роста, а также любой фактор, действующий на понижение производства товарных стоимостей.
Инфляция бывает скрытой, открытой, подавленной.
Скрытая инфляция связана с ухудшением качества потребляемой продукции при неизменном уровне цен. Скрытая инфляция проявляется также в «вымывании» дешевых товаров из производства, а следовательно, и из потребления.
Открытая инфляция связана с нарушением вышеупомянутых трех видов равновесия. Если коротко — равновесие, нарушаемое общим ростом цен или повышением совокупного спроса, есть инфляция открытая. Открытая она потому, что проявляется в открытой рыночной системе, и при этом механизм рынка функционирует и даже на первых этапах развития инфляции стимулирует экономический рост. Подавленная инфляция возникает в закрытых экономических системах: в экономике стран или с плановой системой, или с сильным государственным регулированием, переходящим во всеобщий контроль и подавление рыночных механизмов.
Причины появления инфляции: обусловленные факторами, повышающими спрос, и факторами, понижающими предложение или удорожающими его спроса и предложения (инфляция издержек).
Инфляцию спроса вызывают следующие факторы.
А. Адаптивное инфляционное ожидание или ажиотажный спрос. Ожидая повышения цен, мы пытаемся упредить его и покупаем в запас. В итоге же, сами способствуем совершенно неоправданному росту спроса, а следовательно, росту цен.
Б. Бюджетный дефицит
1. мощный фактор инфляции в силу его многоканального воздействия на денежное обращение страны.
2. государство живет не по средствам, оно неизменно находит мощные и неотразимые аргументы в пользу эмиссии денег.
3. государство берет у Центробанка деньги на свои нужды: на социальную защиту, оборону и т. д.
4. в условиях инфляции государство берет относительно более дорогие деньги, а всякий раз возвращает подешевевшие, тем самым подталкивает инфляцию.
5. особое место в инфляционном процессе занимает милитаризация экономики. Обычно милитаризация оправдывается тем, что она дает рабочие места, передовые технологии.
В. Внешняя торговля, - казалось бы, жизненно очень важный для экономики страны фактор, также способствует повышению инфляции. Однако причиной роста инфляции становится не сама внешняя торговля как таковая, а ее структура
Г. Степень монополизации становится следующим фактором инфляции. Россия унаследовала экономику с самой высокой в мире степенью монополизации.
Д. Структурные диспропорции. Создав самоедную экономику, мы обрекли ее на постоянную инфляционную опасность. Помимо факторов спроса, инфляция может обусловливаться и факторами издержек производства или предложения. В силу увеличения капитале-, энеро- и фондоемкости производства растут его издержки. В этом же направлении действует и убывающая производительность капитала и земли. А раз растут издержки производства — не могут не расти и цены.
+факторы инфляции в России:
1) недооценка руководителями страны самой опасности инфляции;
2) многолетнее подавление инфляции в стране;
3) кризисное состояние денежного обращения в стране накануне рыночных реформ;
4) непродуманность и неспрограммированность самого хода реформ;
5) фронтальный и всеохватывающий разрыв хозяйственных связей;
6) сохранение в стране устойчивого дефицита, особенно продуктов широкого потребления;
7) многолетний государственный дефицитный бюджет;
8) непродуманная законодательная деятельность правительства;
9) разрушение старой, хотя и неповоротливой системы управления с одновременным отсутствием новой, стабильной, динамичной.
10) паралич государственной власти, приведшей к усилению старых монопольных структур и созданию новых, коммерческих.