Список основных и дополнительных источников литературы. а) основная литература Гальчина, О.Н

а) основная литература

  1. Гальчина, О.Н. Теория экономического анализа [Текст]: учебное пособие / О. Н. Гальчина, Т. А. Пожидаева. – М.: Дашков и К, 2013. – 240 с. – ISBN 978-5-394-01532-8
  2. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК [Текст]: учебник / Г. В. Савицкая. – 8-е изд., испр. – М.: Инфра-М, 2012. – 654 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-16-004341-8

б) дополнительная литература:

  1. Савицкая, Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности [Текст]: учебное пособие.– 5-е изд., перераб.и доп. М.: ИНФРА –М, 2009.

Тема 32. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Способ сравнения в анализе

Использование абсолютных, относительных величин в анализе

Использование средних величин в анализе

Способы группировки информации в анализе

Балансовый способ в экономическом анализе

Способы табличного отражения аналитических данных

Способы графического отражения аналитических данных

Приведение показателей в сопоставимый вид.

Эвристические методы

Способ сравнения – это совокупность приемов сопоставления аналогичных показателей исследуемого объекта, для нахождения черт сходства либо различий между ними. С помощью сравнения выявляется общее и особенное в экономических явлениях, устанавливаются изменения в уровне ис­следуемых объектов, изучаются тенденции и закономерности их раз­вития. [Подчеркивая его важность, можно сослаться на поговорку «Все познается в сравнении».]

В экономическом анализе различают следующие виды сравнительного анализа:

горизонтальный сравнительный анализ – используется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового (планового, прошлого периода, среднего уровня и т.д.)

вертикальный сравнительный анализ изучает структуру экономических явлений и процессов путем расчета удельного веса частей в общем целом (удельный вес собственного капитала в его общей сумме), соотношение частей целого между собой (например, собственного и заемного капитала, ос­новного и оборотного капитала), а также влияние факторов на уровень результативных показателей путем сравнения их вели­чины до и после изменения соответствующего фактора.

Трендовый анализ применяется при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базис­ного года, т.е. при исследовании основной тенденции динами­ки показателей.

Динамические (временные) сравнения используют для изучения изменения исследуемых показателей во времени, а статические (пространственные) сравнения — для оценки уровня показателей одного периода по различным хозяйствующим субъектам.

При одномерном сравнительном анализе делаются сопоставле­ния по одному или нескольким показателям одного объекта или сопоставление нескольких объектов по одному показателю.

С помощью многомерного сравнительного анализа сопоставля­ются результаты деятельности нескольких предприятий (подраз­делений) по широкому спектру показателей (подробнее он рас­смотрен в дальнейшем).

Экономические явления и процессы выражаются обычно в абсо­лютных и относительных показателях.

Абсолютные показатели показывают количественные размеры яв­ления безотносительно к размеру других явлений в единицах меры, веса, объема, продолжительности, площади, стоимости и т.д. Абсолютная величина – это разность между фактическим и базовым значением показателя. Она может быть отрицательной величиной.

Относительные показатели вычисляются как отношение фактического значения показателей к базе сравнения, т.е. путем деления одной величины на другую. Относительные величины отражают соотношение величины изучаемого явления с величиной какого-либо другого явления или с величиной этого явления, но взятой за другое время или по другому объекту. Это могут быть данные плана, базисного года, другого предприятия, среднеотраслевые и т.д. Относительные величины выражаются в фор­ме коэффициентов (при базе 1) или процентов (при базе 100).

В практике экономической работы наряду с абсолютными и от­носительными показателями очень часто применяются средние ве­личины. Они используются в анализе для обобщенной количественной характеристики совокупности однородных явлений по какому-либо признаку, т.е. одним числом характеризуют всю совокупность объек­тов. Например, средняя заработная плата рабочих используется для обобщающей характеристики уровня оплаты труда изучаемой совокупности рабочих. С помощью средних величин можно сравнивать разные совокупности объектов, например районы по уровню уро­жайности культур, предприятия по уровню оплаты труда и т.д.

В анализе хозяйственной деятельности используются разные типы средних величин (простые и взвешенные среднеарифметические, среднегармонические, среднегеометрические, среднеквадратические и др.). [методика расчета которых деталь­но рассматривается в общей теории статистики.]

Наиболее часто в расчетах используется средняя арифметическая, а также среднегеометрическая.

Средняя арифметическая взвешенная :

X =∑ xf / ∑ f

Где ∑xf - сумма произведений величины признаков на их частоты (веса)

∑f - общая численность единиц совокупности.

Если частоты (веса) представлены не абсолютными величинами, а относительными, например, в долях единицы, в коэффициентах, то формула примет следующий вид:

X =∑ xd, где d – частотность.

Средняя геометрическая :

X =n√ x1x2x3x…..xn =n√ Пxi,

Где xi - варианты признака x,

n – число вариантов,

П – знак произведения.

Средняя геометрическая широко применяется для исчисления средних темпов измерения показателей в рядах динамики. Для использования средних величин в экономическом анализе формируют исходные группировки на качественно однородные группы в зависимости от того или иного признака.

Широкое применение находит группировка информации – деление массы изучаемой совокупности объектов на количественно однородные группы по соответствующим признакам. В зависимости от цели анализа используются типологические, структурные и аналитические группировки.

Примером типологических группировок могут быть группы населения по роду деятельности, группы предприятий по формам собственности и т.д.

Структурные группировки позволяют изучать внутреннее строение показателей, соотношения в нем отдельных частей. С их помощью изучают состав рабочих по профессиям, стажу работы, возрасту, выполнению норм выработки; состав предприятий по темпам при­роста производства продукции, состав себестоимости продукции и т.д. Особенно большое значение имеют структурные группировки при анализе сводной отчетности объединений, министерств и других крупных структурных единиц, так как они позволяют выявить пере­довые, средние и отстающие предприятия, определить направления поиска передового опыта, скрытых резервов.

Аналитические (причинно-следственные) группировки используются для определения наличия, направления и формы связи между изуча­емыми показателями. По характеру признаков, на которых основы­вается аналитическая группировка, она может быть качественной (когда признак не имеет количественного выражения) или количе­ственной.

По сложности построения различают два типа группировок: про­стые и комбинированные. С помощью простых группировок изучает­ся взаимосвязь между явлениями, сгруппированными по какому-либо одному признаку. В комбинированных группировках такое деление изу­чаемой совокупности делается сначала по одному признаку, а потом внутри каждой группы – по другому признаку и т.д. Таким образом, могут быть построены двух-, трехуровневые группировки. Они по­зволяют изучать очень разнообразные и сложные взаимосвязи.

Термин «баланс» используется для обозначения системы интерваль­ных показателей, характеризующих источники образования каких-либо ресурсов и направление их использования за определенный период (ин­тервал).

Баланс — система показателей, характеризующих какое-либо явление путем сопоставления или противопоставления отдельных его сторон.

В бухгалтерском балансе, например, отражаются средства по соста­ву (основные средства, производственные запасы, готовая продукция, касса и т.д.) и одновременно — по источникам формирования (устав­ный капитал, кредиты банка, задолженность поставщикам и т.д.).

Балансовый метод как способ представления данных широко ис­пользуется в планировании, учете и экономическом анализе. Кроме привычного бухгалтерского баланса в анализе используются трудовые, товарные, денежные балансы. Они могут быть плановыми и фактиче­скими (отчетными). При помощи этих балансов планируются образо­вание и распределение отдельных видов материалов, продукции, де­нежных средств, трудовых ресурсов.

Балансы используются для проведения факторного анализа при изучении детерминированных зависимостей. Например, при сравне­нии планового и отчетного товарных балансов выявляется влияние на изменение объема реализации товаров таких факторов, как запасы на начало и конец анализируемого периода, поступление товаров, вели­чина недокументируемого расхода. В подобных балансах может и не быть равенства итогов, поэтому могут быть балансы активные (напри­мер, превышение вывоза товаров над ввозом) и пассивные (с переве­сом ввоза над вывозом).

Результаты анализа обычно излагаются в виде таблиц. Это наиболее рациональная и удобная для восприятия форма представления аналитической информации об изучаемых явлениях при помощи цифр, расположенных в определенном порядке. Аналитическая таблица представляет собой систему мыслей, суждений, выраженных языком цифр. Она значительно выразительнее и нагляднее словес­ного текста. Показатели в ней располагаются в более логичной и последовательной форме, занимают меньше места по сравнению с текстовым изложением и познавательный эффект достигается зна­чительно быстрее. Табличный материал дает возможность охватить аналитические данные в целом как единую систему. С помощью таб­лиц значительно легче прослеживаются связи между изучаемыми показателями.

Составление аналитических таблиц — важный элемент в методи­ке экономического анализа. Этот процесс требует знания сущности изучаемых явлений, методики их анализа, правил оформления таблиц. Существуют три вида таблиц: простые, групповые и комбинированные.

Важное условие, которое нужно соблюдать при анализе, — необхо­димость обеспечения сопоставимости показателей, поскольку срав­нивать можно только качественно однородные величины.

Несопоставимость показателей может быть вызвана различными причинами: разным уровнем цен, объемов деятельности, структурны­ми изменениями, неоднородностью качества продукции, различиями в методике расчета показателей, неодинаковыми календарными пе­риодами и т.д. Сравнение несопоставимых показателей приводит к неправильным выводам по результатам анализа. Поэтому прежде чем проводить сравнение, надо привести показатели в сопоставимый вид. Сопоставимость достигается тем, что сравниваемые показатели при­водятся к единой базе по уровню перечисленных выше факторов.

Если несопоставимость показателей вызвана разным уровнем сто­имостной оценки, то для нейтрализации данного фактора их уровень выражают в одних и тех же ценах. К примеру, для обеспечения сопо­ставимости валовой продукции ее физический объем в отчетном и базисном периоде выражают в ценах базисного периода.

Для нейтрализации воздействия качественного фактора чаще все­го объем полученной продукции приводят к стандартному качеству, соответственно уменьшая или увеличивая ее количество. Типичный пример — изменение жирности молока.

Чтобы привести сравниваемые показатели к одинаковой структу­ре, необходимо фактический объем производства продукции пере­считать на структуру базисного периода.

Сопоставимость показателей в ряде случаев может быть достиг­нута, если вместо абсолютных величин применить средние или относи­тельные величины. Нельзя, например, сравнивать без учета производ­ственной базы предприятия такие абсолютные показатели, как объем производства продукции, сумма прибыли и т.д. Но если вместо абсо­лютных показателей взять относительные, например производство продукции на одного работника, сумма прибыли на рубль активов, то их можно сравнивать. В некоторых случаях для обеспечения сопо­ставимости показателей используются поправочные коэффициенты.

Эвристические методы — это неформальные методы решения эко­номических задач, связанных со сложившейся хозяйственной ситуа­цией, на основе интуиции, прошлого опыта, экспертных оценок специалистов и других методов. Они включают в себя набор неформаль­ных приемов и способов, позволяющих руководству предприятия решать поставленные задачи. К наиболее применяемым на практике можно отнести следующие методы:

■ метод мозгового штурма, представляющий собой опрос специа­листов о предлагаемом решении какой-либо задачи. В поиске реше­ния может участвовать группа или даже большой коллектив специа­листов. Создается атмосфера, когда каждый участник предлагает свое решение поставленной задачи. В результате организатором этого опро­са выбирается лучшее решение;

■ метод экспертных оценок заключается в том, что каждый спе­циалист-эксперт оценивает предлагаемые ему решения. Эти решения могут быть оценены в баллах по десятибалльной или по какой-либо другой системе. Участвует в этом эксперименте группа специалистов. Им предлагаются проекты вариантов возможных решений. В конеч­ном итоге выбирается вариант решения по среднему взвешенному показателю.

Вопросы для самоконтроля

1. Способ сравнения в анализе

2. Использование абсолютных, относительных величин в анализе

3. Использование средних величин в анализе

4. Способы группировки информации в анализе

5. Балансовый способ в экономическом анализе

6. Способы табличного отражения аналитических данных

7. Способы графического отражения аналитических данных

8. Приведение показателей в сопоставимый вид.

9. Эвристические методы

Наши рекомендации