Занятие 8. Индивидуальный и рыночный спрос. Эластичность рыночного спроса
Рыночный спрос как сумма индивидуальных спросов. Свойства кривой рыночного спроса. Эластичность рыночного спроса: понятие, виды коэффициентов эластичности. Эластичность спроса по цене и изменения в валовом доходе производителей. Некоторые соотношения между коэффициентами эластичности
Изложенный в предыдущих лекциях механизм потребительского выбора объясняет, как формируется спрос отдельного потребителя. Для того чтобы ответить на вопрос, каким образом сотни и тысячи потребителей образуют спрос на рынке конкретных товаров, необходимо рассмотреть совместное влияние спроса отдельных потребителей на рынок данного товара в целом.
При определенной цене товара суммарный объем спроса на данный товар на рынке в целом равняется сумме величин спроса отдельных потребителей при данной цене. Геометрически это означает, что суммарная кривая рыночного спроса на товар получается путем горизонтального сложения кривых спроса отдельных потребителей.
На рис. 8.1, а, б и в показан процесс образования рыночного спроса на примере сложения двух кривых спроса различных потребителей.
Как видим, при уменьшении цены от P1 до P2 суммарный спрос на рынке определяется только первым потребителем, ибо для второго товар остается еще слишком дорогим.
При дальнейшем уменьшении цены объем суммарного спроса равен сумме объемов спроса обоих потребителей. Например, при цене P3 величина рыночного спроса равняется сумме объемов спроса, отмеченных отрезками (1) и (2), соответственно, для первого и второго потребителя.
Строго говоря, определить по величине суммарного спроса, какая часть относится к тому или иному потребителю, невозможно. Для этого необходимо собрать статистику по различным потребителям или группам. Рис. 8.1, а, б иллюстрируют тот факт, что спрос на один и тот же товар со стороны различных потребителей или групп может иметь различный характер. Например, для первого потребителя рассматриваемый товар является весьма значимым. Поэтому его спрос на данный товар «возникает» при достаточно высокой цене и мало изменяется с изменением цены (рис. 8.1, а). Возможно, сам потребитель имеет достаточно высокий доход, чтобы предъявлять спрос при высоких ценах.
Для второго потребителя данный товар менее значим, а сам потребитель, возможно, беднее. Поэтому его спрос возникает лишь при невысоких ценах и очень зависит от цены (рис. 8.1, б).
В нашем примере кривая рыночного спроса имеет излом при цене P2 (рис. 8.1, в). В случае трех покупателей на рынке кривая имела бы два излома, в случае четырех покупателей – три излома и т.д. Поскольку число покупателей на реальном рынке весьма велико, изломы на кривой рыночного спроса становятся неразличимыми и ее можно изобразить в виде гладкой кривой, выпуклой к началу координат (рис. 8.2).
Изучение спроса различных групп потребителей является важной составляющей анализа рынка производителем. В условиях рыночной экономики производитель не может заставить потребителя покупать предлагаемое количество товаров по заранее назначенной цене. Но он может иногда так регулировать цену, чтобы добровольно выбираемое потребителями количество товаров обеспечивало ему наибольший доход.
С другой стороны, в условиях массового спроса каждый отдельный потребитель, изменяя свой спрос, практически не влияет на положение суммарной кривой спроса сотен и тысяч потребителей, так как доля его объема спроса в общей величине ничтожна. Массовый спрос весьма устойчив и меняется только под воздействием серьезных причин, приводящих к изменениям массового потребительского сознания.
Несмотря на устойчивый характер кривой массового спроса на товар, построить ее точное количественное описание практически невозможно, так как нельзя экспериментировать на массе потребителей в широком диапазоне цен. Это может вызвать нежелательные последствия прежде всего для самих «экспериментаторов» - производителей. Реально кривая рыночного спроса определима только вблизи точки существующего спроса.
Для того чтобы строить прогнозы относительно изменения величины спроса массового потребителя при изменении цены, производителю необходимо знать количественные характеристики спроса на товар. Наиболее распространенной количественной характеристикой спроса является его эластичность.