Цель: Уметь рассчитывать уровень рентабельности и сумму прибыли.
[1] с 255 – 271.
Вопросы:
1. Прибыль;
2. Рентабельность;
3. Формирование и назначение фонда накопления (ФН);
4. Формирование и назначение фонда потребления (ФП).
1. Прибыль.
а) Виды прибыли, функции.
Прибыль – выступает как превышение доходов над произведенными затратами. Прибыль является одним из обобщающих оценочных показателей деятельности предприятий.
Прибыль выполняет важнейшие функции:
- характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия, размер его денежных накоплений;
- является главным источником финансирования затрат на производственное и социальное развитие предприятия;
- налог на прибыль является важным элементом доходов госбюджета.
Валовая (балансовая, общая) прибыль(П):
П = ПТ+ Пвр+ Ппр+В,
где ПТ – прибыль от реализации продукции;
Пвр – прибыль от внереализационных операций;
В – выручка от реализации списываемого оборудования;
Ппр – прибыль от прочей деятельности.
ПТ = Д – З или ПТ = (Ц – S)Q,
где, Д – доходы от реализации продукции;
З – затраты на производство и реализацию продукции;
Ц – цена 1 т продукции;
S – себестоимость 1 т продукции;
Q – годовой объем реализованной продукции.
Чистая (расчетная) прибыль.
Пчист = П – Пл,,
где Пл – отчисления (платежи) от прибыли;
Пл =( П – Пльгот)*Н/100,
где Пльгот – (льготная) прибыль, не облагаемая налогом;
Н-норматив отчислений от прибыли, %.
Пльгот≤1/2 (П*Н)/100, (берется меньшее значение)
Пльгот – это прибыль, направляемая на социальное и техническое развитие, благотворительные цели, охрану окружающей среды.
б) Распределение прибыли.
1. В первую очередь отчисляют налог на прибыль (в федеральный бюджет, Республиканский, муниципальный (городской)) – 24%.
2. Налог на превышение фонда оплаты труда.
3. Плата (%) за кредит банка.
4. Налог на имущество.
5. Налог за землепользование, за трудовые ресурсы, за природные ресурсы.
6. Единый муниципальный налог (на содержание милиции, дорог и прочее).
После уплаты всех налогов оставшаяся прибыль называется чистой (расчётной) и распределяется на предприятии между ФЭС (ФН, ФП, РФ).
|
Схема формирования прибыли хозяйствующего субъекта.
2. Рентабельность.
Рентабельность – показатель эффективности единовременных и текущих затрат.
Рентабельность продукции:
Р = ПТ*100/З, % или Р = П`*100/S, %
где ПТ – прибыль от реализации всей продукции;
З – затраты по производству и реализации всей продукции;
П` - прибыль от реализации 1 т продукции.
П` = Ц – S.
Рентабельность производства (в отношении производственных доходов)
Робщ = П*100/ОФ+ОС, %
где Робщ – общая рентабельность в отношении производственных фондов;
ОФ – стоимость основных фондов;
ОС – стоимость оборотных средств.
Ррасч = (П – Пл)*100/ОФ + ОС, %
где Ррасч – расчётная рентабельность в отношении производственных фондов;
(П – Пл) – расчетная, чистая прибыль.
3. Формирование и назначение фонда накопления (ФН).
Фонд накопления образуется за счёт:
- отчисления от прибыли;
- выручки от реализации ненужного имущества (если не учтена в прибыли);
- амортизационных отчислений на полное восстановление.
ФН = П + А + В.
Фонд накопления предназначен для создания и приумножения («недвижимости») технической базы, т.е. для:
- строительства новых объектов;
- расширения и реконструкции, автоматизации действующих объектов;
- механизации и компьютеризации труда и производства;
- подготовки производства, создания экспериментальных баз, проведения НИР;
- строительства и капитального ремонта автодорог;
- строительства и реконструкции объектов социальных, культурных и бытовых учреждений;
- приобретения медицинского оборудования, спорт. инвентаря и прочее;
- создания и поддержания подсобного хозяйства и пр.
4. Формирование и назначение фонда потребления (ФП)
Фонд потребления образуется:
- путем отчислений от прибыли;
- отчислений из ФЗП на оплату отпусков.
ФЗП = П+Отпуск.
Фонд потребления предназначен для:
- оплаты отпусков;
- выплаты премий по итогам квартала, года;
- единовременного вознаграждения особоотличившихся работников;
- единовременной материальной помощи;
- удешевления питания в заводских столовых;
- усиления питания в дошкольных и медучреждениях;
- дотации пенсионерам;
- приобретения медикаментов;
- приобретения путёвок в профилактории, санатории, туристические поездки;
- приобретения подарков к знаменательным датам и др.
Вопросы для повторения.
1. Функции прибыли;
2. Чем отличается расчётная прибыль от балансовой?
3. Назначение фонда потребления;
4. Назначение фонда накопления.
Раздел 6. Планирование деятельности предприятия
Тема 6.1 Бизнес – планирование
Цель: Назначение бизнес – плана предприятия, его основные разделы.
Вопросы:
1. Внутрифирменное планирование: основы, принципы;
2. Бизнес – план, структура;
3. План производства, показатели.
[1] c 122 – 127, с 133 – 139, с 227 – 236.
1.Внутрифирменное планирование: основы, принципы.
Переход на рыночные отношения связан с изменением стереотипов управления, методов и подходов в планировании. Современная экономика диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию. Они вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечили бы максимальную эффективность принимаемых решений.
Оптимальным вариантом достижения таких решений является бизнес – план.
На уровне предприятий разработка плана осуществляется в расчёте на собственные ресурсы, которые могут быть заработаны трудовым коллективом. На первый план выдвигается динамичное саморегулирование экономических процессов, целенаправленно поддерживаемое соответствующими актами и стимулируемое с помощью различных экономических рычагов:
- налогов и налоговых льгот;
- процентов по вкладам и ссудам;
- валютного курса;
- норм амортизационных отчислений и др.
Основными направлениями совершенствования методологии планирования:
- повышение научно – технического и расчетно-экономического обоснования планов;
- широкое применение системы прогрессивных технико-экономических нормативов и норм, балансовых расчётов;
- дальнейшее улучшение системы показателей в целях повышения эффективности производства.
Основной целью разработки бизнес – плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдалённые периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Главная цель бизнес – плана - выработка стратегических решений путём рассмотрения предлагаемого объекта бизнеса с позиции маркетингового синтеза.
Другие цели:
- получение кредитов или привлечение инвестиций;
- определение степени реальности достижения намеченных результатов;
- доказательство целесообразности реорганизации работы уже существующей фирмы или создание новой;
- убеждение сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте, и др.
Для практической реализации бизнес – планирования как процесса представляется важным соблюдение следующих принципов:
- гибкость, предусматривающей постоянную адаптацию к изменениям среды, в которой функционирует данная организация;
- непрерывность, предусматривающей “скользящий” характер планирования;
- коммуникативность, под которой понимается координация и интеграция усилий (взаимосвязанность).
- интерактивность, предусматривающей творческий характер планирования и неоднократность проработки уже составленных разделов плана;
- многовариантность, предусматривающей выбор наилучшего из альтернативных возможностей достижения поставленной цели;
- участие, предполагающего важность самого процесса планирования с точки зрения вовлечения в него всех возможных участников будущей фирмы;
- адекватность отражения реальных проблем и самооценки в процессе планирования.
2. Бизнес – план, структура.
Бизнес – план - краткое, точное, доступное, понятное описание предполагаемого бизнеса, важный инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения.
Бизнес – план - служит для обоснования предполагаемого бизнеса и оценки результатов за определённый период времени (т.е. это мера степени достижения успеха).
Бизнес – план - это документ управления бизнесом, т. е. это неотъемлемый элемент стратегического планирования и руководство для исполнения и контроля.
Бизнес – план - это средство получения необходимых инвестиций, мощный инструмент финансового бизнеса.
Бизнес – план - это процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления, это реклама для предлагаемого бизнеса, инструмент самообучения.
Бизнес – план является не только внутренним документом предприятия. В качестве внешнего документа он выступает при установлении или расширении контактов с контрагентами и потенциальными финансовыми партнёрами:
- инвесторами;
- поставщиками сырья, материалов, оборудования;
- посредниками в реализации продукции;
- предприятиями или организациями, с которыми предполагается осуществлять кооперирование НИ, производственной, и инвестиционной и иной деятельностью;
- возможными спонсорами и др.
В рыночной экономике существует множество версий бизнес – планов по форме, содержанию, структуре и т. д.
К факторам, определяющим объем, состав и структуру бизнес – плана, степень его детализации можно также отнести:
- специфику вида предпринимательской деятельности;
- размеры предприятия;
- цель составления бизнес – плана;
- общую стратегию предприятия;
- размер предполагаемого рынка сбыта;
- наличие конкурентов;
На предприятии разрабатываются два варианта бизнес – плана: официальный и рабочий (содержащий весь информационный материал).
Не существует жёстко регламентированной формы бизнес – плана (см. 4 варианта структуры бизнес – плана). Несмотря на внешние отличия различных вариантов структур бизнес – плана, состав практически остаётся неизменным. В результате изучения, обобщения предложен вариант: в области планирования бизнеса.
1. Концепция бизнеса (резюме);
2. Описание предприятия и отрасли;
3. Характеристика услуг и продукции;
4. Исследование и анализ рынка;
5. Конкуренция и конкурентное преимущество;
6. План маркетинга;
7. План производства;
8. Организационный план;
9. Финансовый план;
10.Финансовая стратегия;
11.Потенциальные риски.
3. План производства, показатели.
Этот раздел бизнес – плана – план производства содержит описание всего производственного процесса. Он разрабатывается теми предприятиями, которые занимаются производством продукции или услуг. Главная задача раздела – подтвердить расчётами, что создаваемая фирма в состоянии реально производить необходимое количество товаров (услуг) в нужные сроки и с требуемым количеством.
Производственная программа содержит в себе планируемые объемы производства в натуральном и стоимостном выражениях. Основанием разработки производственной программы является перспективный план выпуска продукции, разрабатываемый по результатам изучения конъюнктуры рынка и сбыта изделий и подразумевает выяснение растущих потребностей населения и организаций.
Производственная программа разрабатывается в целом по предприятию и по производствам (цехам) с разбивкой по месяцам, кварталам. Производственная программа разрабатывается по каждому производству (установке) на основе материального баланса и производственных мощностей и должна обеспечить безусловное выполнение всех договоров и заказов.
Гарантированность выполнения производственной программы обеспечивается её всесторонним обоснованием, прежде всего по трем направлениям:
- наличием производственных мощностей;
- наличием материальных ресурсов;
- наличием квалифицированных специалистов всех уровней.
Обобщающим показателем производственной программы предприятия является объем продаж или реализованная продукция (последний показатель применения в отечественной практике в сфере материального производства).
Объем продаж (ОП) (применим в мировой практике и применим для всех предприятий) – это стоимость товаров и услуг, произведенных и реализованных предприятием за определенный период времени.
Объем реализованной продукции (РП) рассчитывается:
РП = ТП+(РПнп-РПкп),
где ТП – объем товарной продукции за определённый период;
РПнп, кп – стоимость остатков нереализованной продукции на начало и конец периода.
Товарная продукция (ТП) – это стоимость готовой продукции (ГП), предназначенной для реализации на сторону, и стоимость полуфабрикатов и продукции вспомогательных служб, предназначаемых для реализации на сторону:
ТП = ГП + ПФнс.
Валовая продукция - это весь объем выполненных работ:
ВП= ТП+(НПкп – НПнп),
где НПкп, нп – стоимость незавершённого производства на конец и начало периода.
Чистая продукция – это вновь созданная стоимость на предприятии.
ЧП = РП (ОП)
материальные затраты – амортизация
Чистая продукция на макроэкономическом уровне воплощается в аналогичный по содержанию показатель – национальный доход.
Условно чистая продукция:
УЧП = РП (ОП) – МЗ.
Норматив ЧП – это часть цены, включающая основную и дополнительную зарплату с отчислением и нормативную прибыль.
Нормативная стоимость обработки – это зарплата производственных рабочих с отчислениями, общепроизводственные и общехозяйственные расходы.
Валовой оборот (ВО) – это сумма стоимости продукции всех подразделений, отсюда:
ВО = ВП+ВЗП
(внутризаводское потребление полуфабрикатов и услуг собственного производства). Или
ВП = ВО – ВЗП.
Тема 6.2. Финансы предприятия
Цель: «Знать источники финансирования ресурсов предприятия».
Вопросы:
1. Финансовые ресурсы предприятия;
2. Финансовое обеспечение предприятия.
[8] с 526 – 530 .
1. Финансовые ресурсы предприятия.
Финансовые ресурсы предприятия – это совокупность денежных средств в форме доходов и внешних поступлений, предназначенных для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат по обеспечению расширенного воспроизводства.
Формирование финансовых ресурсов осуществляется из различных источников, которые можно подразделить на внутренние и внешние.
Внутренние источники образуются за счёт собственных и приравненных к ним средств и связаны с результатами хозяйствования.
Внешние – поступления ресурсов на предприятия извне.
Состав финансовых ресурсов (см. схему)
· прибыль от основной деятельности
· прибыль от выполняемых КИР и другие целевые доходы
· прибыль от финансовых операций
· прибыль от СМР, выполняемых хозяйственным способом
· внереализационные доходы
.
· амортизационные отчисления
· выручка от реализации выбавшего имущества
· устойчивые пассивы
· накопление не распределённой прибыли
· целевые поступления
· резервный фонд
· паевые и иные взносы членов трудового коллектива
· средства от продажи собственных ценных бумаг (акций, облигаций и др.)
· кредитные инвестиции
· страховые возмещения по рискам
· реализация страховых полисов и залоговых свидетельств
· финансовые ресурсы, формируемые на паевых началах (долевое участие в текущей и инвестиционной деятельности)
· деведенты, проценты по ценным бумагам других эмитентов
· финансовые, поступающие от союзов, ассоциаций, отраслевых структур
· бюджетные ассигнования, субсидии, субвенции.