Платежный баланс (стандартные компоненты) I. Текущий счет
А. Товары и услуги
а. Товары
1. Товары внешней торговли
2. Изделия для переработки
3. Ремонт основных фондов
4. Приобретение товаров в портах транспортными компаниями
б. Услуги
1. Перевозки
2. Поездки
3. Коммуникационные услуги
4. Строительные услуги
5. Страховые услуги
6. Финансовые услуги (за исключением страхования)
7. Компьютерные и информационные услуги
8. Авторские и другие выплаты
9. Другие деловые услуги
10. Другие личные услуги
11. Правительственные услуги
Б. Доход
1. Компенсация служащим, включая пограничных, сезонных и
других рабочих
2. Доходы от капиталовложений
В. Трансферта
1. Общие правительственные органы
2. Другое
II. Капитальный счет
А. Капитал, за исключением резервных активов
1. Прямые инвестиции
2. Портфельные инвестиции
3. Другой капитал
Б. Резервные активы
1. Монетное золото
2. Специальные права заимствования
3. Резервная позиция в МВФ
4. Иностранная валюта
5. Другие требования
К «товарам» относят в основном все движимые товары, которые экспортируются или импортируются от резидентов к нерезидентам и наоборот, и по отношению к которым происходит изменение во владении.
В «товары для переработки» включают все изделия, которые перерабатываются за границей и подвергаются значительному физическому изменению.
В «ремонт основных фондов» входит выполнение значительных работ по реконструкции или производству, которые выполнены на импортируемых или экспортируемых судах, кораблях и на другом транспортном оборудовании.
«Приобретение товаров в портах транспортными компаниями» включает все товары, приобретенные компаниями-резидентами за границей.
В компоненту «услуги» входят перевозки, поездки, коммуникационные услуги, страховые, строительные, финансовые, компьютерные, информационные, авторские и другие выплаты, иные деловые и личные услуги.
К «перевозкам» относятся услуги морского, воздушного и других видов транспорта, выполненные резидентами для нерезидентов и наоборот.
В «поездки» входят товары и услуги, которые приобрели нерезиденты-путешественники во время пребывания в стране не более года для личного потребления.
«Коммуникационные услуги» включают почтовые и курьерские услуги по доставке почты, посылок, газет, журналов, услуги по аренде почтовых ящиков и телекоммуникационные услуги, передающие звук, образ и другую информацию по телексу, телефону, телеграммой, кабелем, спутнику, и др.
«Строительные услуги» состоят из работ, выполненных строительными организациями-резидентами по сооружению и монтажу объектов за границей на временной основе.
В «страховые услуги» входит предоставление услуг компаниями-резидентами для нерезидентов по страхованию грузов и другим видам страхования, в том числе страхование жизни от несчастного случая, пожара, катастрофы, от гражданской ответственности и др.
К «финансовым услугам» относят посреднические и вспомогательные услуги (кроме страховых услуг), которые были произведены между резидентами и нерезидентами.
«Компьютерные и информационные услуги» образуются из услуг между резидентами и нерезидентами в форме консультаций по эксплуатации оборудования, внедрению компьютерных программ, техническому обслуживанию и ремонту компьютерных программ, техническому обслуживанию и ремонту компьютеров и периферийного оборудования, обработке данных, созданию банка данных, по формированию и накоплению динамических рядов.
«Авторские и другие выплаты» формируются из платежей и поступлений между резидентами и нерезидентами за пользование нематериальными активами - авторскими правами, патентами, технологиями, проектами, торговыми знаками и др.
«Другие деловые услуги» включают услуги между резидентами и нерезидентами, кроме названных выше.
К «другим личным услугам» относятся медицинские, образовательные услуги, права на прокат предметов и другие личные услуги, оказываемые резидентами нерезидентам и наоборот.
В составе «правительственных услуг» учитываются операции, осуществляемые посольствами, консульствами, военными частями и оборотными агентствами с резидентами страны, в которой они расположены, а также с другими странами, операции других официальных учреждений, расположенных в других странах, и другие услуги, которые не вошли в перечисленные выше.
Компонента «доход» образуется из двух статей: компенсации служащим, выплаты рабочим-нерезидентам (пограничным, сезонным и другим рабочим), и доходы от капиталовложений и поступления по внешним финансовым активам и пассивам.
«Трансферта» используется для покрытия изменений во владении реальными ресурсами или финансовыми активами экономики данной страны по отношению к экономике остальных стран, которые не отражаются в других подобных изменениях.
В составе «общих правительственных органов» выделяется прощение долга, другие субсидии и другие трансферты общих правительственных органов.
Категория «другое» охватывает следующие трансферты: прощение долга, другие субсидии, денежные переводы рабочих, трансферты мигрантов и другие трансферты.
Компонента «Капитал за исключением резервных активов» включает прямые и портфельные инвестиции и другой капитал.
Компонента «резервные активы» включает монетное золото, специальные права заимствования, резервные позиции в МВФ, иностранную валюту и другие требования.
К «другим требованиям» относятся резервы правительства, резервы с заграницей нефинансовых агентств правительства, резервы в распоряжении частных депозитных банков, находящихся под контролем властей.
7.2. Торговый баланс и его виды
ТОРГОВЫЙ БАЛАНС есть разница между суммой экспорта и суммой импорта товаров данной страной. Он учитывает торговые сделки резидентов с нерезидентами, т. е. товарный экспорт и импорт за определенный период (часть платежного баланса). Если экспорт превышает импорт, речь идет о профиците торгового баланса (положительное сальдо). Если импорт превышает экспорт, принято говорить о дефиците торгового баланса (отрицательное сальдо).
Торговый баланс отражает, прежде всего, конкурентоспособность товаров данной страны за рубежом. Он тесно связан с уровнем курса национальной валюты, поскольку большая положительная величина торгового баланса, его положительное сальдо, означает приток в страну иностранной валюты, что по-
вышает курс национальной валюты. Отрицательная величина торгового баланса означает низкую конкурентоспособность товаров данной страны на внешних рынках. Это ведет к росту внешней задолженности и падению курса национальной валюты.
С другой стороны, сами по себе изменения курса национальной валюты влияют на результаты международной торговли, а следовательно, и на торговый баланс. При низком курсе национальной валюты товары этой страны получают дополнительное преимущество перед конкурентами на внешних рынках, что ведет к росту экспорта. Наоборот, из-за роста курса национальной валюты цены национальных товаров на внешних рынках вырастут, что приведет к их вытеснению более дешевыми товарами других стран. Действия центральных банков по снижению курсов национальных валют вызваны, в первую очередь, стремлением обеспечить конкурентные преимущества национальным экспортерам.
Объемы экспорта и импорта не рассматриваются как равноправные. Экспорт имеет более непосредственное влияние на экономический рост страны, из-за чего финансовые рынки придают данным по экспорту большее значение. С другой стороны, рост импорта может отражать сильный потребительский спрос внутри страны и неудовлетворенность его со стороны национальной экономики.
В отличие от других рядов экономической статистики данные по торговому балансу не имеют выраженной корреляции (взаимной связи) со стадиями делового цикла, поскольку на внутреннюю экономическую динамику страны налагаются экономические циклы других стран, которые имеют свои особенности по фазе и амплитуде изменений. При анализе торговых данных надо учитывать также явно выраженную их сезонную зависимость. Данные по торговому балансу представляются с сезонной корректировкой как в номинальных, так и в фиксированных ценах.
Результаты торговли группируются по шести основным категориям товаров (продукты питания, сырье и промышленные запасы, потребительские товары, автомобили, средства производства, другие товары) и по торговле с отдельными странами.
7.3. Макроэкономическое значение платежного баланса. Факторы, влияющие на платежный баланс
Основными статьями платежного баланса, отражающими связь экономики страны с внешним миром, являются счет текущих операций и капитальный счет.
ТЕКУЩИЙ СЧЕТ, или СЧЕТ ТЕКУЩИХ ОПЕРАЦИЙ, - это баланс трансакций (обменов), совершаемых в сфере реальной экономики - на рынке товаров и услуг. Он занимает особое место в платежном балансе, ибо связан с состоянием национальной экономики и ее позицией в мировом хозяйстве. Баланс текущих операций показывает величину реальных ценностей, которые страна получила от заграницы или передала загранице. Дефицит платежного баланса по текущим операциям показывает, что страна расходует на оплату товаров и услуг из-за границы больше, нежели она получает из-за границы от продажи своих товаров.
КАПИТАЛЬНЫЙ СЧЕТ, или СЧЕТ ДВИЖЕНИЯ КАПИТАЛА, - это баланс трансакций, совершаемых в финансовой сфере - на рынке капитала. Он показывает, как меняются чистые заграничные активы - наблюдается приток или отток капитала. Если поступления от продажи активов остальному миру больше, чем расходы страны на покупку активов за границей, то баланс активов положительный, и страна имеет чистый приток капитала. Если же складывается обратная тенденция - баланс сводится с дефицитом, то страна имеет дело с оттоком капитала.
Платежный баланс имеет прямую и обратную связь с воспроизводством. С одной стороны, он складывается под влиянием процессов, происходящих в воспроизводстве, а с другой -воздействует на него, так как влияет на курсовые соотношения валют, золотовалютные резервы, внешнюю задолженность, направление экономической, в том числе валютной политики, состояние мировой валютной системы. Платежный баланс дает представление об участии страны в международном разделении труда, масштабах, структуре и. характере ее внешнеэкономических связей.
В платежном балансе отражаются:
а) структурные позиции национальной экономики, определяющие разные возможности экспорта и потребности в импорте товаров, капиталов и услуг;
б) изменения в соотношении рыночного и государственного
секторов экономики;
в) конъюнктурные факторы (степень международной конку-
ренции, инфляции, изменения валютного курса и др.).
На состояние платежного баланса влияет ряд факторов:
1. Неравномерность экономического и политического развития стран и изменение в связи с этим международных конку
рентных позиций той или иной страны.
2. Циклические колебания экономики. Подъемы и спады
хозяйственной активности определяют не только состояние
внутренней экономики страны, но и ее внешнеэкономические
позиции.
3. Милитаризация экономики и военные расходы. Если экспортные отрасли загружены военными заказами, а средства,
которые можно применить для расширения вывоза товаров, направляются на военные цели, то это приводит к сокращению
экспортных возможностей страны. Гонка вооружений вызывает
увеличение импорта военно-стратегических товаров сверх нор-
мальных потребностей мирного времени.
4. Усиление международной финансовой взаимозависимос-
ти стран, которое стало сильнее коммерческой взаимозависи
мости, что усиливает валютные и кредитные риски.
5. Изменения в международной торговле под воздействием
НТР, роста интенсификации хозяйственной жизни, перехода на
новую энергетическую базу, которые вызывают структурные
сдвиги в международных экономических связях.
6. Валютно-финансовые факторы. Девальвация валюты
обычно поощряет экспорт, а ревальвация - стимулирует импорт
при прочих равных условиях.
7. Инфляция. Ее отрицательное влияние происходит в том
случае, если повышение цен снижает конкурентоспособность
национальных товаров, затрудняет их экспорт, поощряет им
порт товаров и способствует бегству капиталов за границу.
8. Чрезвычайные обстоятельства (неурожай, стихийные
бедствия, катастрофы и т.д.).
9. Торгово-политическая дискриминация страны, создающая искусственные барьеры, препятствующие развитию взаимовыгодных отношений с другими странами.
7.4. Регулирование и финансирование платежного баланса
Платежный баланс является одним из объектов государственного регулирования, под которым понимают совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося отрицательного сальдо. Необходимость такого регулирования обусловлена:
1. Неуравновешенностью платежных балансов разных стран,
проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних
стран и чрезмерном активном сальдо у других. Нестабильность
баланса международных расчетов влияет на динамику валютного курса, миграцию капиталов, состояние экономики в целом.
2. Слабым действием механизмов ценового регулирования
при выравнивании платежного баланса.
3. Повышением роли платежного баланса в системе государственного регулирования экономики в условиях интерна-
ционализации хозяйственных связей. В круг основных задач
регулирования платежного баланса входит также обеспечение
темпов экономического роста, сдерживание инфляции и безработицы.
Материальной основой регулирования платежного баланса служат: государственная собственность, в том числе официальные золотовалютные резервы; доля национального дохода, перераспределяемого через государственный бюджет; статус государства как экспортера капиталов, кредитора, гаранта, заемщика; нормативные акты по регламентации внешнеэкономических операций.
Существует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирование экспорта, либо на ограничение внешнеэкономических операций.
Страны с дефицитным платежным балансом обычно предпринимают следующие мероприятия с целью стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов, ограничения вывоза капиталов:
1. Дефляционную политику. Такая политика, направленная на сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджетных расходов, замораживание цен и заработной платы.
Одним из важнейших ее инструментов служат финансовые и денежно-кредитные меры уменьшения бюджетного дефицита, изменения учетной ставки Центрального банка, кредитные ограничения, установление пределов роста денежной массы.
2. Девальвацию. Понижение курса национальной валюты
направлено на стимулирование экспорта и сдерживание импорта товаров. Однако девальвация стимулирует экспорт товаров
лишь при наличии экспортного потенциала конкурентоспо-
собных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом
рынке.
3. Валютные ограничения. Блокирование инвалютной вы
ручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной
валюты импортерам, сосредоточение валютных операций в
уполномоченных банках направлены на устранение дефицита
платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и
стимулирования его притока, сдерживания импорта товаров.
4. Финансовая и денежно-кредитная политика. Для умень-шения дефицита платежного баланса используются бюджетные
субсидии экспортерам, протекционистское повышение импорт-
ных пошлин, отмена налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в
страну, денежно-кредитная политика.
5. Специальные меры государственного воздействия на платежный баланс в ходе формирования его основных статей: торгового баланса, «невидимых» операций, движения капитала.
В целях регулирования платежей и поступлений по «невидимым» операциям платежного баланса принимаются следующие меры: ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны; прямое или косвенное участие государства в создании туристической инфраструктуры в целях привлечения иностранных туристов; содействие строительству морских судов за счет бюджетных средств для уменьшения расходов по статье «транспорт»; расширение государственных расходов на научно-исследовательские работы в целях увеличения поступлений от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т.д.
При активном платежном балансе государственное регулирование направленно на устранение нежелательного чрезмерного активного сальдо. С этой целью рассмотренные выше методы (финансовые, кредитные, валютные и другие), а также ре-
вальвация валют используются для расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличения экспорта капиталов.
В поисках источников погашения дефицита платежного баланса промышленно развитые страны мобилизуют средства на мировом рынке капиталов в виде кредитов банковских консорциумов, облигационных займов.
К временным методам покрытия дефицита платежного баланса относятся также льготные кредиты, полученные страной по линии иностранной помощи.
Окончательным методом балансирования платежного баланса служит использование официальных валютных резервов.
Тема 8_________________________________
МИРОВАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК
8.1. Валютная система: понятие, формы.
8.2. Валюта и валютный курс.
8.3. Валютный рынок: понятие, виды, функции, особенности.
8.4. Этапы развития мировой валютной системы. Европейская
валютная система.
8.5. Валютная политика государства: понятие, направления, инструменты.
8. б. Валютная система и валютная политика Республики Беларусь.
8.1. Валютная система: понятие, формы
Мирохозяйственные экономические отношения в условиях товарно-денежных отношений немыслимы без налаженной системы валютных отношений.
ВАЛЮТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - это экономические отношения, связанные с функционированием мировых денег и обслуживающие различные виды хозяйственных связей между странами: внешнюю торговлю, вывоз капитала, инвестиции, предоставление займов и субсидий, научно-технический обмен, туризм и др.
Международные валютные отношения возникли с началом функционирования денег в международном платежном обороте и получали свое развитие по мере интенсификации международных обменов, движения товаров, капиталов и рабочей силы. Потребность упорядочить эти отношения привела к формированию национальных и мировой валютных систем.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА представляет собой форму организации валютных отношений страны, определяемую национальным законодательством с учетом норм международного права. Ее характеризуют следующие основные элементы: национальная валютная единица; состав официальных золотых и валютных резервов; валютный паритет и режим валютного курса; условия обратимости валют; наличие или отсутствие валютных ограничений; порядок использования кредитных орудий международных расчетов; формы меж-
дународных расчетов страны; статус национальных учреждений, которые регулируют валютные отношения страны; режим национального валютного рынка и рынка золота.
Национальная валютная система неразрывно связана с денежной системой и является ее составной частью. Ее особенности определяются степенью развития экономики и внешнеэкономических связей страны.
МИРОВАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА - это форма организации международных валютных отношений, обусловленная развитием мирового хозяйства и юридически закрепляемая межгосударственными соглашениями. Ее определяющими элементами являются: золото и резервные национальные валюты; международные счетные единицы; состав и структура международных ликвидных активов (валютные средства и золотые резервы); режим валютных паритетов и курсов; условия взаимной обратимости валют; объем валютных ограничений; формы международных расчетов; статус международных валютно-кредитных организаций, регулирующих валютные отношения на наднациональном уровне; режим международных валютных рынков и мировых рынков золота.
Правовой основой для возникновения, изменения или прекращения валютных отношений служат международные соглашения и внутригосударственные акты.
Участниками валютных отношений являются государства, международные организации, юридические и физические лица. Среди активных участников валютных отношений выделяются банки, ибо в условиях рыночной экономики движение денежных средств из страны в страну, обмен и продажа валют осуществляются, прежде всего, через эти учреждения. Крупные коммерческие банки, располагая широкой сетью филиалов в разных странах или имея валютные счета в банках других стран, проводят через них торговые и иные внешнеэкономические операции, а клиенты имеют возможность вносить средства на счет банка в одной стране и при необходимости переводить эти вклады в другую страну в иной валюте.
В настоящее время около 90% всех валютных сделок на мировом валютном рынке не связаны с торговыми операциями. Большая часть торговли валютой - это обычная биржевая игра на курсах с целью получить прибыль. Поэтому здесь основными участниками валютных отношений, кроме банков, высту-
пают валютные брокеры и дилеры. Наиболее крупные центры международного валютного рынка расположены в Лондоне, Токио, Нью-Йорке, Франкфурте-на-Майне, Брюсселе.
Обладая относительной самостоятельностью, валютные отношения через платежный баланс, валютный курс, расчетные операции оказывают активное воздействие на мировую экономику. Учитывая тот факт, что мировая экономика развивается стихийно, валютные отношения, как отражение мировых экономических отношений, тоже подвержены стихийности. Поэтому государственное вмешательство, межгосударственные соглашения, деятельность международных валютно-кредитных организаций направлены на то, чтобы в определенной степени ослабить стихийность этих процессов. Государственное и межгосударственное регулирование валютных отношений находит свое выражение в валютной политике (см. вопрос 8.5).
8.2. Валюта и валютный курс
Важнейшими элементами любой валютной системы являются валюта и валютный курс.
ВАЛЮТА (от итал. valuta - цена, стоимость) - это денежная единица, используемая для измерения величины стоимости товара.
Понятие «валюта» применяется в трех значениях:
а) денежная единица страны (доллар, иена, рубль и др.) и тот
или иной ее тип: бумажная, металлическая;
б) иностранная валюта-денежные знаки иностранных государств, а также кредитные и платежные средства, выраженные
в иностранных денежных единицах и используемые в между
народных расчетах;
в) международная (региональная) денежная расчетная еди-
ница и платежное средство (СДР, выпускаемые МВФ и ЕВРО,
выпускаемые Европейской системой центральных банков, воз-
главляемой Европейским Центральным банком).
В зависимости от режима использования валюты подразделяются на:
а) полностью обратимые (свободно конвертируемые),
б) частично обратимые (частично конвертируемые),
в) необратимые (неконвертируемые, замкнутые).
Полностью обратимыми называются валюты стран, в законодательстве которых практически отсутствуют валютные ограничения. Эти валюты обмениваются на любые другие валюты без специальных на то разрешений. К ним относятся доллар США, доллар Канады, швейцарский франк, японская иена и некоторые другие.
Частично обратимыми являются валюты стран, в которых сохраняются валютные ограничения, особенно для резидентов1, в отношении определенного круга валютных операций.
К необратимым относятся валюты тех стран, в которых действуют различные ограничения и запреты как для резидентов, так и для нерезидентов, касающиеся ввоза и вывоза национальной и иностранной валюты, валютного обмена, продажи и покупки валюты и валютных ценностей и др.
Конвертируемость валют является одним из инструментов, с помощью которого нейтрализуется влияние национальных границ на движение товаров, услуг и капиталов в масштабах мирового рынка.
КОНВЕРТИРУЕМОСТЬ, или обратимость (от лат. converters - изменять, превращать) - способность национальной валюты свободно, без ограничений обмениваться на иностранные валюты и обратно без прямого вмешательства государства в процесс обмена.
Для того, чтобы национальная денежная единица могла использоваться в качестве валюты в международном экономическом обмене, она должна получить международную «цену», выражающуюся в ее валютном курсе. ВАЛЮТНЫЙ КУРС - это стоимостное соотношение двух валют при их обмене, или «цена» денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны или в международных платежных средствах. Он отражает в усредненном виде сложный комплекс взаимоотношений между двумя валютами: соотношение их покупательной способности; темпы инфляции в соответствующих странах; спрос и предложение конкретных валют на международных валютных рынках и др.
Установление курса (цены) валют на валютных биржах или банками называется КОТИРОВКОЙ валюты. Различают следующие режимы установления валютных курсов:
1Резиденты - это граждане, проживающие на территории данной страны, за исключением иностранцев, живущих в стране менее 1 года.
а) на основе золотых паритетов (при золотом стандарте), ко-
торый после 2-й мировой войны сменился режимом фиксированных паритетов и курсов;
б) система плавающих курсов валют.
В условиях плавающих курсов валютный курс, как и всякая другая цена, определяется рыночным соотношением спроса и предложения. Размер спроса на иностранную валюту определяется потребностями страны в импорте товаров и услуг, разного рода платежами по международным обязательствам, расходами туристов и др. Размер предложения определяется резервами Национального (Центрального) банка, объемами экспорта страны, займами, которые получает страна из-за границы, и др.
Поскольку изменения валютного курса имеют ощутимые последствия для экономики страны, то, естественно, он является важным объектом государственного регулирования как внутри страны, так и в межгосударственных отношениях.
Для регулирования валютного курса государство может применять методы как косвенного, так и прямого воздействия. К мерам косвенного регулирования валютного курса относится весь арсенал денежно-кредитной и финансовой политики. Среди мер прямого воздействия можно выделить дисконтную политику и валютные интервенции на внешних валютных рынках.
Проводя валютную интервенцию, Центральные банки стран продают или покупают валюту своей страны на внешних валютных рынках. Для осуществления девальвации (понижения) курса валюты необходимо увеличивать предложение на валютных рынках валюты своей страны. Это можно сделать и за счет дополнительной эмиссии денег.
Если валютная интервенция направлена на ревальвацию (повышение) обменного курса национальной валюты, Национальный (Центральный) банк должен скупать на валютных рынках собственную валюту в обмен на иностранную. Для проведения подобных операций необходимы валютные резервы.
К числу прямых мер воздействия со стороны государства на валютные курсы можно отнести и валютные ограничения. ВАЛЮТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ - это совокупность мероприятий и нормативных правил, установленных в законодательном или административном порядке и направленных на ограничение операций с валютой, золотом и другими валютными ценностями. При их использовании государство осуществляет контроль
над операциями с валютой, которые проводят национальные экспортеры. Они не имеют права продавать вырученную валюту на рынке, а обязаны сдавать ее в обмен на национальную по официальному курсу. Moгyт ограничиваться переводы за границу, вывоз валюты и др.
8.3. Валютный рынок: понятие, виды, функции, особенности
В узком понимании валютный рынок представляет собой официальные центры, где совершаются сделки купли-продажи иностранной валюты по определенному курсу. В более широком смысле под ВАЛЮТНЫМ РЫНКОМ понимают сферу экономических отношений, возникающих при совершении операций по купле-продаже иностранной валюты. На валютных рынках, кроме выше указанных, осуществляются операции, связанные с движением капитала (купля-продажа ценных бумаг в иностранной валюте, валютное инвестирование).
Валютные рынки сложились в XIX веке. Быстрый рост валютных рынков в XX веке в немалой степени связан с крушением Бреттон-Вудской валютной системы.
В зависимости от объема торговли валютой и числа торгуемых валют выделяют рынки: национальные (локальные), региональные и мировые.
Формирование МИРОВОГО ВАЛЮТНОГО РЫНКА связано с ростом объемов операций на национальных рынках и углублением взаимосвязей между ними по мере усиления тенденции к интернационализации хозяйственной жизни. Крупными региональными валютными рынками в Европе являются Франкфурт-на-Майне, Цюрих, Париж, Брюссель, в Азии - Сингапур и Гонконг. Три центра (Лондон, Нью-Йорк и Токио) далеко опережают другие валютные рынки по масштабам совершаемых операций
Мировой валютный рынок, действующий круглосуточно, имеет централизованный характер. Основная часть операций с валютой совершается между крупными банками с использованием новейшей электронной аппаратуры. В некоторых странах определенную роль играют валютные биржи. Однако по мере развития национального валютного рынка их роль снижается.
На валютных рынках осуществляются валютные операции, представляющие собой сделки по поводу купли-продажи валюты, в результате чего происходит смена собственника национальной и иностранной валюты (или двух иностранных валют). К валютным операциям относят также предоставление ссуд и осуществление расчетов в иностранной валюте. Основными видами валютных операций являются сделки с немедленной поставкой валюты, а также срочные. В последние годы быстрыми темпами возрастал объем новых форм срочных сделок — операций своп, опционов, фьючерсов.
В валютной сделке всегда участвуют, по меньшей мере, две стороны, одна из которых, как правило, банк. Поэтому банк предлагает клиенту или покупателю такой курс продажи или покупки, который позволяет банку не только покрывать расходы, связанные куплей-продажей валюты, но и получать определенный доход. Курс, по которому банк приобретает у клиента иностранную валюту, называется курсом покупателя, а курс, по которому банк продает валюту — курсом продавца. При прямой котировке курс покупателя ниже курса продавца. При данной ситуации 1 единица иностранной валюты выражается в определенном количестве единиц национальной валюты (например, 1 долл. США = 2600 белорусских рублей). При косвенной котировке (когда 1 единица национальной валюты выражается в определенном количестве единиц иностранной валюты) курс покупателя выше курса продавца. Обе котировки в принципе равнозначны.
При совершении валютных сделок банкам необходимо следить за валютной позицией, под которой понимается соотношение требований и обязательств по каждой иностранной валюте. При их равенстве позиция считается закрытой, в противном случае - открытой (длинной, когда требования по валюте превышают обязательства; короткой, когда требования по валюте меньше обязательств). Открытая позиция всегда означает подверженность валютному риску, т.е. возможности резких, неожиданных и неблагоприятных изменений валютного курса, что может принести значительные убытки или прибыль, если валютный курс изменяется в благоприятную сторону.
Сделки на валютном рынке подразделяют на: сделки с немедленной поставкой, которые предполагают поставку валюты на второй рабочий день со дня заключения сделки, и срочные
сделки, которые представляют собой соглашения о будущей поставке валюты по курсу, зафиксированному на момент заключения сделки. При этом валютный контракт может быть категоричным (твердым), т.е. обязательным для исполнения обеими сторонами сделки. В других случаях он дает клиенту банка право выбора осуществлять или не осуществлять заключенную ранее сделку. Валютные сделки могут заключаться с конкретным клиентом или торговаться централизованно на биржах. Поэтому срочные сделки подразделятся на форвардные (категоричные для обеих сторон), опционы (покупатель опциона имеет право решать, осуществлять сделку или нет) и фьючерсные (торгуются только централизованно на биржах).
В последние годы появились и получили широкое распространение сделки своп. Валютные свопы представляют собой соглашение о взаимовыгодном обмене валютными обязательствами в случае, если одна из сторон имеет сравнительное преимущество на рынке одной из валют.
Валютный своп может также осуществляться в виде комбинации двух конверсионных сделок на условиях немедленной поставки и поставки валюты в будущем.
В последние десятилетия структура валютных операций претерпела существенные изменения. Удельный вес сделок с немедленной поставкой валюты снизился, в то же время доля срочной торговли резко возросла. Это отражает, в частности, то, что валютная спекуляция и стремление снизить валютный риск все более становятся основным движущим фактором развития валютного рынка.
8.4. Этапы развития мировой валютной системы. Европейская валютная система
В своем развитии мировая валютная система прошла 3 этапа:
1) систему «золотого стандарта»,
2) бреттон-Вудскую систему фиксированных валютных
курсов,
3) Ямайскую систему плавающих валютных курсов.
Юридически система «золотого стандарта» была оформлена
межгосударственным соглашением на Парижской конференции в 1867 г. (получила название «Парижская валютная систе-
МА»). Этим соглашением золото было признано единственной формой мировых денег.
ЗОЛОТОЙ СТАНДАРТ представляет собой форму организации денежно-валютных отношений, основанную на использовании золота как денежного товара. Впервые золотой стандарт как тип денежной системы сложился в Великобритании в конце XVIII века (законодательно был закреплен в 1816 г.). Он подразделялся на: золотомонетный, золотослитковый и золото-девизный (золото-валютный).
Золотомонетный стандарт был типичен для эпохи свободной конкуренции и просуществовал до 1-й мировой войны. Для него характерны: исчисление цен товаров в золоте; обращение золотых монет и их неограниченная чеканка государственными монетными дворами для любых владельцев; свободный обмен кредитных денег на золотые монеты по номиналу; отсутствие ограничений на ввоз и вывоз золота; обращение на внутреннем рынке наряду с золотыми монетами и банкнотами государственных бумажных денег с принудительным курсом.
При золотослитковом стандарте банкноты обменивались на золотые слитки весом в 12,5 кг, для чего требовалось предъявить в банк их крупную сумму (например, в Великобритании -1700 фунтов стерлингов, во Франции -215 тыс. франков). Золото оказалось вытесненным из обращения в крупный оптовый и международный оборот.
В остальных странах непосредственный размен банкнот на золото не был восстановлен, а предусматривался обмен кредитных денег на девизы (платежные средства в иностранной валюте, предназначенные для международных расчетов) в валютах стран золотослиткового стандарта, а затем на золото. Эта урезанная форма золотого стандарта получила название золото-девизного стандарта. Она была закреплена Генуэзской международной конференцией в 1922 г. и получила название «Генуэзская валютная система». При золотодевизном стандарте валюты одних стран ставились в зависимость от валют других стран: обесценивание последних влекло за собой подрыв устойчивости подчиненных валют.
В результате мирового экономического кризиса 1929— 1933 гг. золотой стандарт был отменен во всех странах. Генуэзская валютная система утратила относительную стабильность. На базе национальных валютных систем ведущих стран начи-
нают складываться региональные валютные системы, или т.н. валютные блоки.
Валютный блок-это группировка стран, зависимых в экономическом, валютном и финансовом отношениях от возглавляющей его державы. Для валютного блока характерны следующие черты: курс зависимых валют прикреплен к валюте страны, возглавляющей группировку; международные расчеты входящих в блок стран осуществляются в валюте страны-гегемона; валютные резервы стран блока хранятся в стране-гегемоне; обеспечением зависимых валют служат казначейские векселя и облигации государственных займов страны-гегемона.
Были образованы: стерлинговый, долларовый и золотой валютные блоки.
Стерлинговый блок был образован в 1931 г. В него вошли страны Британского содружества наций (кроме Канады и Ньюфаундленда), Гонконг, Египет, Ирак и Португалия. Позднее к нему присоединились Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Япония, Греция и Иран.
Долларовый блок, возглавляемый США, был создан в 1933 г. В него вошли: Канада, многие страны Центральной и Южной Америки, где господствовал американский капитал.
Золотой блок был создан в июне 1933 г. на Лондонской международной экономической конференции странами, стремившимися сохранить золотой стандарт. Это - Франция, Бельгия, Нидерланды, Швейцария. Позже в него вошли Италия, Чехословакия и Польша.
Во время второй мировой войны все валютные блоки распались. Однако в конце XX - начале XXI века эта практика была возобновлена (пример - Европейская валютная система). Более того, мировой финансовый кризис осени 2008 г. усилил эти тенденции. Намерены создать свою региональную валютную систему ряд латиноамериканских стран, некоторые страны СНГ.
В конце 2-й мировой войны на состоявшейся в 1944 г. в г. Бреттон-Вуде (США) конференции были приняты международные соглашения, которые легли в основу системы валютных отношений, получившей название «БРЕТТОН-ВУДСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА». В ее основе лежал золотовалютный стандарт, где в качестве резервов выступали золото и доллары США. Страны, подписавшие соглашение, зафиксировали курсы своих валют в долларах или в золоте. Доллар был увязан с
золотом (1 унция золота = 35 долл. США) и признавался основной расчетной и резервной валютой. Страны — члены Международного валютного фонда (МВФ), который был создан на этой конференции, обязывались поддерживать курсы своих валют на уровне фиксированных паритетов, регулируя отклонения через валютную интервенцию, то есть куплю-продажу доллара. США взяли на себя обязательства по размену бумажного доллара на золото по фиксированному содержанию для центральных банков других стран.
С укреплением экономик западноевропейских стран и Японии укрепились позиции валют этих стран по отношению к доллару. Золотой запас США начал уменьшаться. Неустойчивость доллара привела к тому, что в 1971 г. США официально прекратили обмен доллара на золото. В результате двух девальваций доллара (1971 и 1973 гг.) Бреттон-Вудская система фактически рухнула. На смену ей пришла ЯМАЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА, юридически оформленная соглашением стран — членов МВФ в Кингстоне (Ямайка) в 1976 г.
Основы устройства этой системы сводятся к следующему: юридически оформлена демонетизация золота, отменена его официальная цена, золото исключено из расчетов МВФ и его членов; основой новой валютной системы, международным платежным средством официально признаны СДР (специальные права заимствования); в отношении валютных курсов предусмотрено либо сохранение системы плавающих валютных курсов без ограничения пределов их колебаний, либо установление и поддержание стабильных курсов национальных валют к СДР; усилено межгосударственное регулирование валютных отношений через МВФ.
В рамках мировой валютной системы на региональном уровне функционирует ЕВРОПЕЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА (ЕВС), основанная на использовании европейской валютной единицы ЭКЮ (затем - Евро). Решение о создании ЕВС было принято Европейским Советом 5 декабря 1979 г., а начала действовать с 13 марта 1979 г. Договор о поэтапном продвижении к валютному союзу был подписан 12 странами (Германией, Францией, Голландией, Бельгией, Данией, Ирландией, Великобританией, Италией, Грецией, Испанией, Португалией и Люксембургом) в Маастрихте в феврале 1992 г., ратифицирован и вступил в силу с 1 ноября 1993 г.
Процесс продвижения к валютному союзу ЕС состоял из трех фаз: подготовительной, организационной и финальной.
Подготовительная фаза длилась до 1 января 1996 г., в ходе которой страны-участницы сняли взаимные ограничения на движение капиталов и платежей и начали стабилизацию своих государственных финансов по критериям, установленным ЕС.
Организационная фаза длилась до 31 декабря 1998 г. и была нацелена на завершение окончательной стабилизации государственных финансов и на формирование правовой и институциональной базы валютного союза.
Финальная фаза, состояла из 2-х этапов:
1-й - евро становится полноправной денежной единицей, но существует в безналичной форме;
2-й - полный переход на евро. Начался с 1 января 1999 г. и закончился 1 июля 2002 г. с введением в оборот наличного евро и созданием наднационального Европейского центрального банка (ЕЦБ) и действующей под его руководством Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ).
На 1 февраля 2009 г. из 27 государств ЕС в еврозону входило 16 государств: Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Португалия. Словения, Словакия, Финляндия, Франция.
8.5. Валютная политика государства: понятие, направления, инструменты
ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА - это совокупность экономических мер, осуществляемых государственными органами и межгосударственными учреждениями в сфере международных валютных и других экономических отношений в соответствии с их текущими и стратегическими целями. Она является составной частью общей государственной экономической политики.
Следует различать валютную политику текущую и долговременную (структурную).
ТЕКУЩАЯ ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА представляет собой повседневное, оперативное регулирование текущей валютной конъюнктуры, деятельности валютного рынка. Официальной целью такого регулирования является поддержание равновесия платежного баланса, обеспечение упорядоченного функ-
ционирования механизма национальной и мировой валютных систем.
Текущая валютная политика реализуется министерством финансов, Центральным банком, органами валютного контроля. Формами этой политики являются:
а) дисконтная политика, т. е. маневрирование учетной став
кой Национального (Центрального) банка, которое наряду с
другими мерами кредитно-денежного и финансового характера
призвано регулировать величину денежной массы в обраще-
нии, уровень цен, объем совокупного спроса в стране, а также
прилив из-за границы и отлив за границу краткосрочных капиталов;
б) девизная политика, осуществляемая ныне преимущественно в виде валютной интервенции, представляющей собой
куплю-продажу государственными органами иностранной валюты в целях воздействия на курс национальной валюты;
в) изменение валютного курса (девальвация, ревальвация);
г) изменение режима обратимости валют: ужесточение
или, напротив, ослабление валютных ограничений;
д) получение или предоставление валютных кредитов и субсидий для компенсации возникающих разрывов в международных платежах;
е) диверсификация (распределение между различными объ-
ектами) валютных резервов, позволяющая уменьшить убытки,
связанные с обесценением валют, и обеспечить наиболее вы
годную структуру резервных активов.
ДОЛГОВРЕМЕННАЯ (СТРУКТУРНАЯ) ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА - это осуществление долговременных структурных изменений в международном валютном механизме. Она реализуется посредством участия стран в межгосударственных переговорах и соглашениях, преимущественно в рамках Международного валютного фонда (МВФ), а также на региональном уровне. Мероприятия, осуществляемые в сфере межгосударственного валютного регулирования, трансформируют ключевые элементы международной валютной системы в новое состояние, соответствующее изменившимся мирохозяйственным отношениям.
Направление и формы валютной политики определяются экономическим и валютным положением стран, ведущими тенденциями эволюции мирового хозяйства, изменениями в расстановке сил на мировой арене.
8.6. Валютная система и валютная политика Республики Беларусь
ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ представляет собой форму организации валютных отношений страны, сложившихся исторически и закрепленных национальным законодательством с учетом норм международного права. Ее характеризуют те же элементы, что и любую национальную валютную систему (см. вопрос 8.1). Важнейшими из этих элементов являются валюта (белорусский рубль) и ее валютный курс. Регулирование валютного курса и валютный контроль положены в основу валютной политики государства.
Под валютным регулированием понимается совокупность форм и методов организации денежных потоков как в иностранной, так и в национальной валюте при проведении внешнеэкономических операций в целях укрепления отечественного платежного баланса, обеспечения стабильности валютного курса и предотвращения оттока капитала
Валютное регулирование в Республике Беларусь осуществляется на основе Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», принятом 22 июля 2003 г. Законодательно установлены: порядок осуществления международного платежного оборота, использования валютных ресурсов и международных кредитов; состав участников и режим деятельности валютного рынка; правила проведения валютных операций и др. Определены: статус государственных органов, осуществляющих валютное регулирование; основные принципы валютной политики; порядок международной валютной ликвидности Республики Беларусь.
Основными элементами системы валютного регулирования являются: законодательные и нормативно-правовые документы, определяющие основные принципы и организационно-правовую структуру валютного регулирования, уровни реализации данной системы; процедура регламентации проведения валютных операций (при директивном механизме валютного регулирования); органы валютного регулирования, которые в соответствии со своими функциями устанавливают регламент валютного регулирования на каждом его уровне (уровень контроля).
Органами валютного регулирования в Республике Беларусь являются Совет Министров и Национальный банк Республики
Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь на Национальный банк Республики Беларусь возложены функции исполнительного органа государственного валютного регулирования и контроля по определению сферы и порядка регулирования курса национальной валюты к иностранным валютам, лицензирования деятельности коммерческих банков по операциям с валютными ценностями. Как орган валютного регулирования в рамках своих полномочий Национальный банк: устанавливает официальные курсы белорусского рубля по отношению к другим валютам; создает золотовалютные резервы и управляет ими; регулирует обращение валютных ценностей на территории Республики Беларусь; устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в белорусских рублях и иностранной валюте в Республике Беларусь и за ее пределами; устанавливает порядок осуществления валютных операций в белорусских рублях между резидентами и нерезидентами; устанавливает правила биржевой торговли иностранной валютой; выдает разрешения на осуществление валютных операций; осуществляет другие полномочия, установленные Законом «О валютном регулировании и валютном контроле».
Совет Министров Республики Беларусь как орган валютного регулирования взаимодействует с Национальным банком по вопросам валютного регулирования и в пределах своей компетенции: принимает нормативно-правовые акты, содержащие нормы валютного законодательства; осуществляет другие полномочия, установленные Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» и иным законодательством.
Одним из приоритетных направлений валютного регулирования в Республике Беларусь на 2000-2010 гг. является: стабилизация валютного рынка и обеспечение устойчивости белорусского рубля; содействие ускорению темпов экономического роста реального сектора экономики. Исходя из поставленных задач, Национальный банк Республики Беларусь определил направления политики валютного регулирования на эти годы. Это: рыночное удовлетворение потребностей всех агентов экономической деятельности в иностранной валюте; уменьшение
отрицательного сальдо торгового баланса; наращивание золотовалютных резервов государства; создание предпосылок конвертируемости белорусского рубля по текущим операциям.
Органами валютного контроля в Республике Беларусь, помимо Совета Министров и Национального банка, являются Комитет государственного контроля и Государственный таможенный комитет, если иное не определено Президентом Республики Беларусь. Эти органы вправе: проводить в установленном законодательством порядке проверки осуществления резидентами и нерезидентами валютных операций, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям, а при наличии оснований- законности происхождения валютных ценностей; осуществлять контроль за своевременностью предоставления резидентами и нерезидентами отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законодательства; получать в установленном порядке при проведении проверок документы, содержащие информацию о валютных операциях; применять к резидентам и нерезидентам санкции за нарушение валютного законодательства; осуществлять иные функции, предусмотренные законодательством.