Экономическая безопасность государства является неотъемлемой составной частью национальной безопасности.
Учебный год
Лекция 1
Экономическая безопасность государства. Ее сущность и структура.
Критерии экономической безопасности.
1. Цели курса:
- формирование знаний о национальной и экономической безопасности, о внешнеэкономических связях как ключевой составляющей стратегии экономической безопасности Российской Федерации, о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности;
- развитие способности на основе статистических данных исследовать социально-экономические процессы в целях прогнозирования возможных угроз экономической безопасности, анализировать состояние и перспективы развития внешнеэкономических связей и их влияние на экономическую безопасность.
2. Задачи курса:
- приобретение системы знаний о видах экономического сотрудничества с зарубежными странами;
- формирование представления о направлениях и приоритетах российских инвестиций за рубеж, их влиянии на национальную экономику;
- приобретение системы знаний о таможенной службе как инструменте обеспечения экономической безопасности Российской Федерации;
- формирование представления о внешнеэкономической политике Российской Федерации в условиях глобализации мировой экономики.
3. Сущность экономической безопасности можно определить как такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов.
Экономическая безопасность государства является неотъемлемой составной частью национальной безопасности.
Наряду с экономической безопасностью национальная безопасность включает такие виды безопасности, как внешнеполитическая и внутриполитическая, военная, информационная, личная, социальная и др.
В конце XX в. среди общесистемных понятий особое место занимают «безопасность» и «национальная безопасность». Это связано с усложнением
развития человечества, увеличением числа предметов материального мира,
распространением ядерного и другого оружия массового уничтожения, появлением новых опасных заболеваний, международным терроризмом. Применение компьютеров, высоких технологий, глобализация финансовых
рынков привели к ускорению товарно-денежного обращения, увеличению
масштабов перелива капитала. Эти процессы, способствуя экономическому
росту, в то же время повышают значимость фактора риска и расширяют зону
опасности не только в бизнесе, но и в функционировании государства. В
случае кризиса в одном регионе планеты он быстро перемещается в другие,
как это было, например, в конце 1997 г., когда финансовый кризис в Юго-
Восточной Азии привел к кризису в России, а затем затронул и экономику
развитых стран.
Определение сущности и содержания экономической безопасности позволяет ответить на вопрос, что изучает экономическая безопасность как научная дисциплина. Ее предметом является изучение, с одной стороны, объективных защитных свойств экономической системы, механизма ее противостояния влиянию опасных сил и факторов, а с другой — охранных функций государства и создаваемых им с этой целью специальных институтов.
Экономическая система государства в целом является объектомэкономической безопасности; субъект экономической безопасности — это органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.
4. Основными компонентами (слагаемыми) экономической безопасности государства являются:
• географическое положение страны;
• уровень государственного руководства экономикой;
• запасы природных ресурсов;
• промышленный потенциал;
• уровень сельскохозяйственного производства;
• уровень социально-демографического развития.
5. Составными структурными элементами экономической безопасности государства являются: технологическая, технико-производственная, финансовая, сырьевая, энергетическая, экологическая и продовольственная составляющие.
Технологическая составляющая экономической безопасности обусловливает такое состояние научно-технического потенциала страны, которое гарантирует конкурентоспособность национальных товаров и услуг на рынках наукоемкой (высокотехнологичной) продукции, а также обеспечивает самостоятельную разработку в минимально короткие сроки новейших технологических решений, предопределяющих прорывы в ведущих отраслях гражданского и оборонного производства.
Мировая практика показывает, что обеспечение технологической составляющей экономической безопасности возможно лишь при условии перехода национального хозяйства на путь инновационного развития.
Под технико-производственной составляющей понимается способность индустрии страны в случае нарушения внешнеэкономических связей или внутренних социально-экономических потрясений оперативно компенсировать их негативные последствия, устойчиво осуществлять расширенное воспроизводство, удовлетворять общественные (в том числе и оборонные) потребности.Она тесно связана как с материально-вещественными, так и с социальными факторами производства.
Особую опасность для национальной безопасности государства представляет зависимость от внешних поставок. В случае обострения экономического или развязывания прямого военного противоборства такая зависимость может привести к существенным экономическим затруднениям и даже к потере экономической самостоятельности.
Финансовая составляющая может быть определена как возможность государства получать, размещать и использовать отечественные и зарубежные кредиты и инвестиции, а также рассчитываться по ним в пределах, обеспечивающих устойчивое функционирование своей валютно-финансовой системы и удовлетворение общественных потребностей в неблагоприятных внешних и внутренних экономических условиях.
Мировой опыт свидетельствует, что устойчивость экономического роста и экономическая безопасность государства возможна лишь при инвестиционном типе развития национального хозяйства. Каждая страна по-своему реализует этот тип, однако практически всегда соблюдаются оптимальные соотношения, дающие максимальный эффект для экономики государства:
• объем инвестиций должен составлять 20—25% ВВП (уровень капитализации);
• доля прямых иностранных инвестиций должна составлять не менее 15—17% объема внутренних инвестиций;
• степень износа основных фондов не должна превышать 30-35%.
Продовольственная составляющая предполагает обеспеченность экономики страны продовольствием в размерах, необходимых для эффективного функционирования национального хозяйства.
Обеспечение продовольствием населения страны является важнейшим фактором экономической безопасности государства. Доля импорта в Россию сельскохозяйственной продукции в последнее время находится на уровне 35—38%, что приводит к вытеснению отечественного продовольствия с российского рынка.
Сырьевая составляющая предполагает обеспеченность экономики страны важнейшими видами сырья в размерах, необходимых для производства продукции и эффективного функционирования национального хозяйства.
Обеспечение важнейшими видами сырья также является одним из главных факторов экономической безопасности государства. Проблемным вопросом обеспечения сырьевой безопасности является также зависимость национального хозяйства от импорта сырьевых ресурсов.
Энергетическая составляющаяэкономической безопасности государства предполагает обеспечение стабильности физических поставок энергоносителей для внутреннего потребления и адаптацию национальной экономики к новым мировым ценам на них.
Одним из основных проблемных вопросов здесь выступает внедрение энергосберегающих технологий. Решение этой проблемы на государственном уровне дает возможность предупредить угрозы, связанные с дефицитом энергии в национальном хозяйстве.
Энергетическая составляющая экономической безопасности посударства также предполагает определение, выявление и систематизацию событий, наступление которых прямо или косвенно может нанести ущерб развитию топливно-энергетического комплекса (ТЭК). К числу других проблем, снижающих энергетическую безопасность государства, можно отнести: изношенность основных фондов, разрыв внутренних и мировых цен на энергоносители, рост аварийности на предприятиях ТЭК страны.
Экологическая составляющаяпредусматривает такое состояние национальной экономики, при котором предотвращаются или своевременно разрешаются противоречия между обществом и средой обитания, не допускается нанесение ущерба экономическому потенциалу государства.
Решение проблемы загрязнения окружающей среды тесно увязывается с ограничением хозяйственной деятельности человека и прежде всего с нейтрализацией антропогенных воздействий на естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, землю, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иную растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд и природные ландшафты. В этой связи государство призвано обеспечить сохранность природного потенциала страны (региона, мира) при возможности своего экономического роста.
6. Для разработки государственной политики (например, антикризисных мер) требуется, кроме качественного описания экономики, также количественное определение границ безопасного развития. Критерии экономической безопасности позволяет оценить состояние экономики.
В системе показателей экономической безопасности выделяют:
- уровень и качество жизни;
- темпы инфляции;
- норму безработицы;
- экономический рост;
- дефицит бюджета;
- размер государственного долга;
- состояние золотовалютных резервов;
- деятельность теневой экономики;
- состояние экологии.
Ослабление экономической безопасности в стране допустимо лишь до какого-то предела. Важное значение имеют не столько сами показатели, сколько их пороговое значение. Общепринято считать, что пороговые значения — это предельные значения, несоблюдение которых препятствует нормальному развитию элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности.
7. Эксперты Совета безопасности РФ разработали примерный перечень показателей для определения критериев и параметров экономической безопасности Российской Федерации:
1. Объем ВВП
2. Доля машиностроения в промышленном производстве (%)
3. Доля обрабатывающей промышленности в промышленном производстве (%)
4. Валовый сбор зерновых (млн.т.)
5. Доля инвестиций в основной капитал (% к ВВП)
6. Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции (%)
7. Доля расходов на оборону (% к ВВП)
8. Расходы на научные исследованият(% к ВВП)
9. Доля в населении людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума (%)
10. Децильный коэффициент дифференциации доходов населения
11. Уровень безработицы по методологии МОТ (%)
12. Расходы на образование (% к ВВП)
13. Продолжительность жизни населения (лет)
14. Уровень инфляции за год (%)
15. Объем внешнего долга (% к ВВП)
16. Объем внутреннего долга (% к ВВП)
17. Денежная масса (М2) (% к ВВП)
18. Дефицит федерального бюджета (% к ВВП)
19. Объем золотовалютных резервов (млрд.долл.)
20. Доля расходов федерального бюджета на обслуживание государственного долга (% от общего объема расходов бюджета)
21. Доля импорта во внутреннем потреблении (%)
22. Доля продовольствия, поступившего по импорту, в общем объеме продовольственных ресурсов (%).
Таким образом, критерии и показатели оценки уровня экономической безопасности государства предоставляют возможность всесторонней оценки развития и устойчивости национального хозяйства, его способности противостоять влиянию негативных внешних и внутренних факторов, а также определять эффективность реализуемых мероприятий по обеспечению (повышению уровня) экономической безопасности страны.