Исходные положения концепции реформы распределения

Концепция реформы распределения основывается на следующих исходных положениях:

1) многообразию форм собственности, адекватному технологической неоднородности современного производства, соответствует многообразие форм и способов распределения доходов;

2) эффективность обратного воздействия распределения на производство

зависит от формируемых тем или иным способом распределения мотивов экономического поведения и, прежде всего, мотивов труда;

3) генетической основой мотивации активного экономического поведения является диалектика труда и собственности;

4) абстрактно-всеобщими направлениями реформирования системы распределения в обществах современной цивилизации являются обособление хозяйствования и индивидуализации присвоения.

В переходной экономике обеспечивается переход от стимулирования труда наемного работника к формированию интегральной системы, включающей мотивацию.

В настоящее время складываются следующие способы распределения в формирующихся секторах экономики:

1. Государственный сектор – сужение его через приватизацию, коммерциализацию (на основе аренды или передачи в полное хозяйственное ведение) ведет к сокращению сферы действия распределения по труду, так как коллективы госпредприятий участвуют в распределении как владельцы средств производства, присваивают предпринимательский доход, как и другие субъекты рыночной экономики. Но доминирующей формой личного распределения (персонального) является распределение по труду в соответствии с единой тарифной сеткой, т. е. по индивидуальным или бригадным затратам труда.

2.Корпоративный сектор – так как основан на объединении собственности граждан (частной), то распределение для всего коллектива собственников осуществляется по капиталу (доходу с находящихся в общей собственности средств производства) и присваивается предпринимательский доход. Внутри коллектива собственников распределение осуществляется по труду, если собственность общая, по паям, если долевая, и по капиталу, если акционерная.

Но это реализуется в конечном распределении (по итогам года, квартала), в течение года распределение осуществляется по труду в соответствии с ETC.

3. Частный сектор – здесь формируются: доход на собственность (процент на капитал) и предпринимательский доход, который включает:

– вознаграждение работника – собственника за труд по управлению производством (Д. С. Милль, Ж. Б. Сэй, А. Маршалл);

– эффект использования передовых технологий, коммерческих и организационных нововведений (Й. Шумпетер);

– эффект правильной оценки степени риска, т. е. будущей неопределенной экономической ситуации (Ф. Найт).

4. Теневой сектор (30-50% ВВП, в развитых странах – 5-6% ВВП) – существенно возросли доходы, что обусловлено как инфляционным их ростом, так и усилением налогового прессинга, заставляющего предпринимателей использовать противозаконные способы получения дохода (наличный оборот, укрываемый от налогообложения).

5. Формируются принципиально новые элементы распределительного механизма, например, распределение по унаследованному капиталу. Обеспечение потомкам более достойных условий жизни – важнейший мотив труда, хотя в условиях инфляции мотивация накопления существенно снижается.

Таким образом, новая концепция распределения доходов основывается на реализации мотивов экономического поведения собственника, возникающих при условии индивидуализации присвоения в рамках всех крупномасштабных форм собственности. Поэтому восстановление более высоких мотивационных потенций распределительного механизма соответствует этапам развития (степени развитости) индивидуализации присвоения и обособления хозяйствования.

Новый механизм распределения обусловливает создание соответствующего механизма перераспределения доходов. Он выступает стержнем распределительной системы постиндустриальных стран, так как через систему трансфертных платежей обеспечивает социальную защиту не имеющим собственности слоям населения.

Но перераспределительные процессы имеют определенные границы, за пределами которых тормозят развитие производства. Требования справедливости в распределении доходов не должно снижать мотивацию роста доходов хозяйствующих субъектов.

Вопрос о регулировании доходов в переходной экономике решается через индексирование заработной платы в соответствии с инфляционным ростом цен, а также прогрессивное налогообложение, контроль за использованием доходов.

Изложенные концептуальные положения реформы механизма распределения доходов обусловливают необходимость анализа основных направлений рыночной трансформации механизма распределения в РФ.

Пенсионная система в РФ

На современном этапе существует 2 вида пенсионных систем:

1) Распределительная. При распределительной системе работающие граждане за счет своих взносов обеспечивают текущую пенсию для неработающего населения. Во времена СССР отношение работающих к пенсионерам была 10/1

Коэффициент замещения – 40%

2) Накопительная. При накопительной системе граждане самостоятельно за счет ежегодных отчислений формируют свой накопительный капитал к выходу на пенсию.

Виды пенсий в РФ:

I. Трудовая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам зарплаты и иных выплат, утраченных ими в связи с наступлением страхового случая.

Три вида трудовых пенсий:

1. По инвалидности

2. По случаю потери кормильца (нетрудоспособные члены умершего состоят на иждивении)

3. По старости – ежемесячные денежные выплаты назначаемы гражданам, достигшим установленного возраста и имеющим необходимый трудовой стаж в целях компенсации им дохода, который они получали в период трудовой деятельности.

Мужчины – 60 лет. Стаж 5 лет

Женщины – 55 лет.

* Существует 2 части пенсии: страховая и накопительная

Накопительная часть пенсии по старости:

НЧ = ПН. / Т

ПН. – сумма пенсионных накоплений лица на момент выхода на пенсию

Т - коэффициент дожития – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии (228мес – 19лет)

ПН. формируется из 2ух источников:

1) Страховые взносы работодателей 6% (из 22%) После 67 г.

2) Самостоятельное накопление граждан

Страховая часть – виртуальная, хранится в записях на персональных счетах застрахованного лица в ПФР, из этой части выплачиваются пенсии нынешним пенсионерам. ПФРФ. Страховую часть государство гарантирует.

Накопительная часть хранится не только в ПФР, но и в негосударственных пенсионных фондах и специализированных управляющих компаниях.

Страховая часть не наследуется, а накопительная – да. (Перекидка на накопительную часть наследника).

II. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная денежная выплата, предполагаемая определенному кругу лиц. (Военнослужащие, лица, состоящие на гос. гражданской службе)

5видов пенсий:

1. Пенсия за выслугу лет

2. Пенсия по старости

3. По инвалидности

4. По потере кормильца

5. Социальная пенсия

При расчете страховой пенсии по новым правилам впервые вводится понятие «годовой пенсионный коэффициент», которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина.

Годовой индивидуальный пенсионный коэффициент равен отношению суммы, уплаченных работодателем (работодателями) страховых взносов на формирование страховой части пенсии по выбранному гражданином тарифу 10% или 16%, к сумме страховых взносов с максимальной взносооблагаемой по закону заработной платы, уплачиваемых работодателем по тарифу 16%, умноженной на 10:

Годовой ПК = ( (Сумма страховых взносов на формирование страховой части пенсии, уплаченных вашим работодателем с вашей зарплаты по тарифу 10% или 16%) / (Сумма страховых взносов с максимальной взносооблагаемой по закону заплаты, уплачиваемых работодателем по тарифу 16%**) ) *максимальное значение

ПК

(7,39 в 2015 году, 10 – в 2021 году)

* Если гражданин откажется от формирования пенсионных накоплений в системе ОПС, то работодатель будет уплачивать за него страховые взносы на формирование его страховой пенсии по тарифу 16%. Если гражданин выберет тариф 6% на формирование накопительной пенсии, то на формирование его страховой пенсии будет направляться страховые взносы по тарифу 10%.

** Тариф, по которому работодатели уплачивают страховые взносы в систему ОПС - 22% от фонда оплаты труда работника (максимальный уровень взносооблагаемой зарплаты ежегодно определяется федеральным законом). 6% тарифа страховых взносов с систему ОПС идет на финансирование фиксированной выплаты, а 16% является индивидуальным тарифом, уплаченные взносы по которому, по вашему выбору, могут или полностью направляться на формирования пенсионных прав в страховой пенсии, или 6% может направляться на формирование пенсионных накоплений гражданина, а

10% - на формирование пенсионных прав в страховой пенсии.

Чем выше зарплата, тем выше и значение годового пенсионного коэффициента! Годовой пенсионный коэффициент при равной зарплате всегда будет выше у гражданина, который отказался от формирования пенсионных накоплений.

При расчете годового ПК учитывается только официальная зарплата до вычета налога на доходы физических лиц (13%).

С 2021 года при ежегодном повышении уровня взносооблагаемой зарплаты до 2,3 от среднероссийской зарплаты максимальное значение годового ПК достигнет 10 с 7,39 в 2015 году. Максимальный годовой коэффициент начисляется гражданину, если его зарплата, с которой уплачиваются страховые взносы, не ниже максимальной зарплаты, с которой работодатели по закону уплачивают страховые взносы в систему ОПС, и гражданин отказался от формирования пенсионных накоплений.

Стоимость пенсионного коэффициента утверждается ежегодно федеральным законом.

В новых правилах расчета пенсии засчитываются в стаж такие социально значимые периоды жизни человека, как военная служба по призыву, уход за ребенком, ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет. За эти, так называемые «нестраховые периоды», присваиваются особые годовые коэффициенты, если в эти периоды гражданин не работал.

Так, за период военной службы по призыву начисляются пенсионные коэффициенты, исходя из условной зарплаты в 1 минимальный размер оплаты труда: 1,8 пенсионного коэффициента – за каждый год военной службы по призыву.

Периоды ухода за детьми (до 1,5 лет на каждого ребенка) также засчитываются в стаж, и за каждого ребенка начисляются:

— 1,8 пенсионного коэффициента за год отпуска – за первого ребенка,

— 3,6 пенсионного коэффициента за год отпуска – за второго ребенка,

— 5,4 пенсионного коэффициента за год отпуска – за третьего ребенка и четвертого ребенка.

При расчете страховой пенсии суммируются все годовые пенсионные коэффициенты, в том числе особые коэффициенты за социально значимые периоды. Далее полученная сумма годовых пенсионных коэффициентов умножается на коэффициент за отложенную пенсию и стоимость годового пенсионного коэффициента, которая ежегодно устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.

К полученному значению прибавляется фиксированная выплата, увеличенная на размер премиального коэффициента за обращение за назначением пенсии в более поздние сроки после достижения пенсионного возраста или возникновения права на пенсию (досрочно).

Законом предусмотрено, что если гражданин проработал в сельском хозяйстве не менее 30 лет и остался жить на селе, размер фиксированной выплаты в составе страховой пенсии будет увеличен еще на 25%.

Расчет страховой пенсии по старости будет производиться по следующей формуле:

СП = (ФВ х КПВ) + (ИПК х КПВ х СПК)

где:

СП – страховая пенсия в году назначения пенсии;

ФВ – фиксированная выплата;

ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент, равный сумме всех годовых пенсионных коэффициентов гражданина;

СПК – стоимость одного пенсионного коэффициента в году назначения пенсии;

КПВ – премиальные коэффициенты за выход на пенсию позже общеустановленного пенсионного возраста (имеет разные значения для ФВ и СП!).

Обратите внимание, что по новым правилам выходить на пенсию позже будет выгодно! За каждый год более позднего обращения за пенсией страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты.

Например, если вы обратитесь за назначением пенсии через 5 лет после достижения пенсионного возраста, то фиксированная выплата вырастет на 36%, а страховая пенсия – на 45%; если - 10 лет, то фиксированная выплата увеличится в 2,11 раз, страховая часть - в 2,32 раза.

Коэффициенты для расчета страховой пенсии при отсрочке обращения за назначением пенсии после достижения пенсионного возраста:

Страховой трудовой стаж без обращения за назначением пенсии (Не более 10 лет. Если больше, то применяется коэффициент как за 10 лет) Фиксированная выплата   Страховая часть пенсии  
1,056 1,066
1,12 1,15
1,19 1,24
1,27 1,34
1,36 1,45
1,46 1,59
1,58 1,74
1,73 1,9
1,9 2,09
2,11 2,32

Еще одна особенность: в 2025 году минимальный общий стаж для получения пенсии по старости достигнет 15 лет. С 6 лет в 2015 году он будет в течение 10 лет поэтапно увеличиваться – по 1 году в год.

Те, у кого общий стаж к 2025 году будет менее 15 лет, имеют право обратиться в ПФР за социальной пенсией (женщины в 60 лет, мужчины – в 65 лет). Кроме этого, производится социальная доплата к пенсии до прожиточного уровня пенсионера в регионе его проживания.

Второе условие для назначения пенсии по достижении пенсионного возраста - это необходимость сформировать пенсионные права в объёме 30 пенсионных коэффициентов.

Условия назначения пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца остаются прежними.

Для граждан, имеющих трудовой стаж: инвалидов I группы, граждан достигших 80-летнего возраста, граждан работавших или проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсия будет назначаться в повышенном размере за счёт увеличенного размера фиксированной выплаты, либо применения "северных" коэффициентов.

Накопительная пенсия — это ежемесячная выплата пенсионных накоплений, сформированных за счет страховых взносов ваших работодателей и дохода от их инвестирования. Сегодня работодатели платят страховые взносы в обязательную пенсионную систему по тарифу 22% от фонда оплаты труда работника. Из них 6% тарифа может идти на формирование пенсионных накоплений, а 16% – на формирование страховой пенсии, а может - по выбору гражданина - все 22% идти на формирование страховой пенсии.

Если гражданин старше 1967 года рождения, то его пенсия по старости не будет содержать пенсионные накопления, потому что его работодатели отчисляют весь объем страховых взносов только на страховую пенсию.

Если же гражданин родился в 1967 году и позднее, до 31 декабря 2015 года ему будет дополнительно предоставлена возможность выбора варианта пенсионного обеспечения:

1) отказаться от формирования накопительной пенсии и направить все страховые взносы на формирование страховой пенсии (тариф страховых взносов на накопительную часть – 0%);

2) продолжать формировать накопительную пенсию, сохранив, как и сегодня, тариф страховых взносов в размере 6%.

При выборе варианта пенсионного обеспечения нужно помнить, что приняв решение о формировании накопительной пенсии, вы уменьшаете пенсионные права на формирование страховой пенсии, и наоборот.

Какой вариант выгоднее - решаете вы сами. При принятии решения о выборе стоит помнить о том, что страховая пенсия гарантированно увеличивается государством за счет ежегодной индексации по уровню не ниже инфляции. В то время как накопительная пенсия - это пенсионные накопления, которые передаются из ПФР в управление негосударственному пенсионному фонду или управляющей компании и инвестируются ими на финансовом рынке. Накопительная пенсия не индексируется государством. Доходность пенсионных накоплений зависит исключительно от результатов их инвестирования, то есть могут быть и убытки. В случае убытков гарантируется лишь выплата суммы уплаченных страховых взносов на накопительную часть пенсию.

Наши рекомендации