Социально-экономическое значение статистического изучения образования и культуры
Образование, под которым понимается процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, ориентированный на сохранение и передачу знаний новым поколениям, является одним из основных факторов экономического и социального прогресса. Система образования представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня, сети реализующих их образовательных учреждений и органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
В соответствии с используемыми в настоящее время в статистической практике классификациями отраслей экономики или видов экономической деятельности образование как отрасль социальной сферы охватывает учреждения дошкольного воспитания (ясли, ясли-сады и детские сады), детские дома, учреждения общего и профессионального образования независимо от форм собственности и подчиненности.
Деятельность учреждений системы образования направлена на реализацию основных принципов социальной политики государства в области распространения знаний, развития интересов, формирования жизненных позиций личности, а также в области подготовки квалифицированных кадров для нужд экономики.
Исходя из общих задач системы образования, формируется система статистического наблюдения за деятельностью образовательных учреждений, которая видоизменяется по мере изменения нормативно-правовой базы, обновления содержания учебного процесса, демографической ситуации и других факторов, оказывающих влияние на систему образования.
В последние годы, несмотря на трудности экономического характера, ведется активная подготовка новых нормативно-правовых документов. Цель этих документов в закреплении качественных изменений в политике образования, предусматривающих при сохранении принципа бесплатности государственного образования переход к личностно и социально ориентированному образованию по выбору, при котором обучающимся предлагается широкий выбор альтернативных учебных программ, курсов и учебников; многоступенчатость образования; расширение автономии учебных заведений; возможность получения образования в негосударственных учебных заведениях, начиная от дошкольного воспитания и кончая высшим образованием.
Новые направления в политике образования закреплены в Федеральных законах «Об образовании», принятом в 1992 г. и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», принятом в 1996 г.
В настоящее время разработаны и приняты государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования, типовые положения об общеобразовательном учреждении и о среднем специальном учебном заведении, положение о порядке лицензирования образовательных учреждений и др.
Государственные образовательные стандарты устанавливают структуру системы соответствующего образования по уровням и ступеням, общие требования к основным профессиональным образовательным программам и к перечню специальностей среднего и высшего профессионального образования, общие нормативы учебной нагрузки обучающихся и т.д.
Применение государственных стандартов обязательно для всех образовательных учреждений, расположенных на территории Российской Федерации, получивших в установленном порядке лицензию на право реализации соответствующих образовательных программ.
Новая нормативно-правовая база образования способствует появлению альтернативных учебных заведений. Так, в 1998/99 учебном году в Российской Федерации насчитывалось 126 негосударственных гимназий и лицеев, 568 других общеобразовательных школ, 334 негосударственных высших учебных заведения.
Упомянутые выше изменения в системе образованияоказывают непосредственное влияние на систему показателей статистики.