В период государственного социализма 3 страница
Кодекс РСФСР 1926 года внес существенные изменения в определение личных и имущественных прав и обязанностей супругов. Если кодекс 1918 года указывал, что брак не создает общности имущества, то новый кодекс зафиксировал, что имущество, нажитое супругами во время брака, является общим имуществом, и в случае расторжения брака подлежит разделу между супругами. Это привело и к полному равноправию женщины во всех случаях, когда, состоя в браке, она не имела собственного заработка. Судебная практика пошла по пути признания труда женщины по обслуживанию мужа, детей и пр., как указывалось, такой труд «должен, несомненно, считаться трудом производительным, создающим право на участие в результатах этого труда, то есть в общем домашнем благосостоянии».
Советское уголовное законодательство ввело лишение родительских прав как одну из мер наказания в случае злоупотребления этими правами. Кодекс РСФСР 1926 года предоставил суду право при невыполнении родителями своих обязанностей или неправомерном осуществлении родительских прав выносить решения об отбирании детей у родителей и передаче их органам опеки и попечительства. Кодекс 1926 года вновь восстановил институт усыновления, отмененный кодексом 1918 года.
Правоохранительные органы. В рассматриваемый период происходит перестройка органов по охране правопорядка: госбезопасности, прокуратуры, милиции, суда. В октябре 1930 года приняты постановления ЦИК и СНК РСФСР «О реорганизации местных органов юстиции в связи с ликвидацией округов» и «Об установлении типовой структуры аппарата краевой (областной) прокуратуры и суда». Стали создаваться районные и городские суды, избираемые исполкомами местных Советов сроком на один год. Судьи не могли быть отозваны без ведома областного суда. В 1930-1934 годах созданы железнодорожные и вводно-транспортные суды. В 1936 году создан Наркомат юстиции СССР, который обеспечивал организационную сферу функционирования судов, вел работу по кодификации законодательства, организовывал юридическую помощь населению.
В августе 1938 года принят закон «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик», согласно которому судебная система была приведена в соответствие в федеративным и административно-территориальным устройством СССР и союзных республик. В районах и городах были созданы народные суды, рассмотрению которых подлежали уголовные и гражданские дела. Областные, краевые, окружные и верховные суды союзных республик избирались Советами сроком на 5 лет. Они рассматривали дела, отнесенные к их подсудности, а также кассационные жалобы на приговоры народных судов. Общесоюзным являлся Верховный Суд СССР, который избирался Верховным Советом СССР сроком на 5 лет. Он осуществлял надзорные функции за законностью в деятельности всех судов и давал разъяснения по вопросам судебной практики. Специальными судами, действовавшими на основе общих правил, являлись военные трибуналы и линейные суды водного и железнодорожного транспорта.
В условиях развернувшейся активности трудящихся в годы социалистического строительства, начиная с 1930 года, стали создаваться общественные и товарищеские суды, в работе которых активное участие принимало население. Они решали мелкие имущественные и трудовые споры, вели борьбу с нарушителями общественного порядка и мелким хулиганством.
В 1933 году была образована прокуратура СССР. Прокурор СССР назначался ЦИК СССР и наделялся правом законодательной инициативы, правом опротестовывать постановления Пленума Верховного суда СССР в Президиуме ЦИК. Прокурор должен был осуществлять надзор за деятельностью ОГПУ, ИТУ и милиции.
В июле 1934 года учрежден НКВД СССР. В его составе были образованы: Главное управление государственной безопасности, Главное управление милиции, Главное управление пограничной и внутренней охраны, Главной управление исправительно-трудовых лагерей (ГУЛАГ), Отдел актов гражданского состояния, административно-хозяйственное управление, Главное управление пожарной охраны. В РСФСР введен институт уполномоченных НКВД СССР. Таким образом, к середине 1930-х годов в СССР было построено государство тоталитарного типа, главным символом которого стало Главное управление лагерей НКВД (ГУЛАГ). Поток заключенных, направляемых в ГУЛАГ, был мощным и беспрерывным. По официальной статистике, например, за 10 дней ноября 1940 года в лагеря и колонии вывезли из тюрем СССР 59493 человека. Если предположить, что это были не те 10 дней, «которые потрясли мир», а обычная декада, то легко подсчитать ежегодное пополнение ГУЛАГа. К началу войны число заключенных в лагерях и колониях составляло, по официальным данным, – 2,3 миллиона человек.
В 1940 году ГУЛАГ объединял 53 лагеря с тысячами лагерных отделений и пунктов, 425 колоний (промышленных, сельскохозяйственных, контрагентских и прочих), 50 колоний для несовершеннолетних, 90 «домов младенца». В состав ГУЛАГа не входили тюрьмы, переполненные почти вдвое против «штатного» количества мест, а также более 2 тысяч спецкомендатур, распоряжавшихся по всей стране свободой и жизнью миллионов спецпоселенцев. Этими категориями «невольников» ведали тюремное управление и отдел спецпоселений НКВД.
На НКВД возлагались функции обеспечения порядка и госбезопасности, пограничная охрана. С созданием ГУЛАГа НКВД стал распорядителем трудовой армии заключенных и спецпоселенцев. При НКВД СССР было создано особое совещание, которому представлялось право применять в административном порядке высылку, ссылку, заключение в исправительно-трудовые лагеря на срок до 5 лет и высылку за границу. С 1937 года особое совещание, в состав которого был введен прокурор СССР, могло приговаривать к расстрелу. Убийство 1 декабря 1934 года С.М.Кирова – секретаря ЦК ВКП (б) и первого секретаря Ленинградского горкома и обкома партии – руководством страны было воспринято как террор в отношении высших руководителей, что привело в 30-е годы к репрессиям, в которых пострадала масса невинных людей.
Вооруженные силы. В рассматриваемый период участились случаи прямого нарушения государственной границы. Угроза нападения на СССР со стороны империалистических держав потребовала принятия срочных мер по укреплению обороны. В результате была проведена реформа Вооруженных сил. В 1934 году Наркомат по военным и морским делам преобразован в Наркомат обороны. В 1935 году штаб РККА преобразуется в Генеральный штаб Красной армии. В 1937 году образован Наркомат Военно-Морского Флота и Главный морской штаб.
Территориально-милиционная система построения вооруженных сил (военная реформа 1924-1925 годов) полностью заменяется кадровой армией. Для рассмотрения вопросов строительства Красной Армии и Военно-морского флота учреждаются главные военные советы. Вся ответственность за боевую готовность войск военного округа, морально-политическое состояние частей возлагалось на военный совет, куда кроме командующего входили еще два члена совета. В армии усиливается единоначалие, принимаются дополнительные меры по укреплению воинской дисциплины. Военнослужащие за самовольные отлучки и дезертирство наказывались более строго. К ответственности привлекались и те, кто нарушал правила воинского учета. Летом 1939 года во всех партийных органах, начиная от райкома партии, создаются военные отделы.
Увеличивается количество военных учебных заведений. К 1939 году было создано 14 военных академий, 107 военных училищ, 75 школ для подготовки среднего комсостава, была открыта Академия Генерального штаба. С 1937 по 1940 годы действовал институт военных комиссаров. В 1935 году введены воинские офицерские звания от младшего лейтенанта до полковника, знаки отличия и форма для командиров и начальников. Устанавливалось высшее воинское звание – Маршал Советского Союза. Первыми этого звания были удостоены В.К.Блюхер, С.М.Буденный, К.Е.Ворошилов, А.И.Егоров и М.Н.Тухачевский. В 1940 году были установлены генеральские звания.
Учреждаются медали «За отвагу», «За боевые заслуги». Всем, кто прослужил в Красной Армии 20 лет, вручалась специальная юбилейная медаль. Среди населения распространяются военные знания, расширяется сеть военных комиссариатов. Принимаются срочные дополнительные меры к оснащению Красной Армии и Флота современным оружием, танками, авиацией, артиллерией. Ряд заводов перестраивается для выпуска военной продукции.
Принимаются меры по укреплению государственной границы СССР. Общая протяженность границ СССР в 1940 году составляла 10863,9 км., из них на сухопутную границу приходилось 5885,5 км., на морскую – 5778,4 км. По мере выхода войск Красной армии на новую западную государственную границу, шла организация ее охраны: были сформированы Прибалтийский округ и 28 пограничных отрядов, а также 3 отряда пограничных судов, 3 отдельные авиаэскадрильи, 4 отдельных КПП и отряд береговой охраны пограничных войск для охраны полуострова Ханко. Общая численность пограничных войск, охранявших западную границу, достигла 100 тысяч человек. Для усиления охраны дальневосточных границ было создано дополнительно 20 пограничных частей. Советское правительство также принимало меры к обеспечению необходимым вооружением боевой и специальной техникой пограничные войска СССР. В 1939-1940 годах численный рост пограничных войск увеличился на 50%.
В связи с усложнившейся международной обстановкой, 1 сентября 1939 года был принят закон о всеобщей воинской обязанности. В армию могли призываться мужчины, граждане СССР с 19 лет без различия расы, национальности, веры, образовательного ценза, социального происхождения и положения. Тем самым отменялись ранее существовавшие ограничения для службы в Красной Армии. Срок воинской службы, особенно для рядовых и младших командиров, был продлен: до трех лет в сухопутных войсках и до пяти лет – во флоте. Наркомату обороны в случае необходимости разрешалось задерживать их на службе и даже сверх установленного срока. Был составлен новый текст военной присяги и устанавливается индивидуальный порядок ее принятия.
Если в 1937 году численность Красной армии и Флота составляла 1 миллион 433 тысяч человек, то перед Отечественной войной численный состав Вооруженных сил составил 4 миллиона 207 тысяч человек. В январе 1938 года Президиум Верховного Совета ССР наделяется полномочием в случае нападения на СССР, не дожидаясь созыва палат Верховного Совета СССР, объявлять военное положение в стране.
Вместе с тем, программа технического перевооружения армии и военного флота не была выполнена до конца, не было стройной системы в организации ее тыла и снабжения. Недостатки в организационной структуре Красной Армии выявились во время финской войны, и их не удалось полностью устранить. Большой вред нанесло распространение ошибочных взглядов и настроений о легкой победе над врагом. Мало показывались величайшие трудности будущей войны.
Определенный ущерб Вооруженным силам Советского государства принесли массовые репрессии по клеветническим доносам против командного и политического состава. Это серьезно ослабило боеспособность и боеготовность Красной Армии, снизило уровень военно-теоретических исследований. В результате обдуманной провокации были уничтожены видные советские военачальники: В.К.Блюхер, М.Н.Тухачевский, И.Э.Якир, А.И.Корк, Р.П.Эйдеман, В.М.Примаков и другие, впоследствии они были реабилитированы.
Однако, несмотря на все трудности, к моменту вероломного нападения фашистской Германии Советский Союз имел достаточные экономические возможности для создания в короткий срок хорошо организованного, слаженного военного хозяйства. В полном и безраздельном распоряжении государства находились промышленность, огромные сырьевые, топливные и энергетические ресурсы. Красная Армия во все возрастающих масштабах получала военную технику, успешно овладевала ей, а бойцы и командиры имели высокую морально-политическую, военную и физическую подготовку, они были полны решимости в любой момент дать сокрушительный отпор агрессору.
Конституция СССР 1936 г.Реконструкция народного хозяйства обусловила коренные изменения во всех областях общественной жизни в СССР и, прежде всего, в классовой структуре общества. В 1937 году классовая структура СССР характеризовалась следующими данными: удельный вес рабочих и служащих по отношению к численности населения составил 36,2%, колхозного крестьянства и кооперированных кустарей – 57,9%, крестьян единоличников и некооперированных кустарей и ремесленников – 5,9%. Изменения в социальной структуре советского общества и успехи в социалистическом строительстве, значительные реорганизации в сфере государственного управления обусловили необходимость принятия новой Конституции СССР. Наступил новый этап в развитии советской демократии, социалистическое государство стало перерастать в общенародное.
VII Всесоюзный съезд Советов (26 января – 6 февраля 1935 года) текстуально воспроизвел постановление февральского 1935 года пленума ЦК ВКП(б) о необходимости внесения некоторых изменений в Конституцию СССР. Сразу же после отъезда была сформирована конституционная комиссия, куда вошли руководители партии и правительства, колхозники и рабочие, деятели науки, литературы и искусства. В июне 1936 года Пленум ЦК ВКП (б) и Президиум ЦИК СССР одобрили проект Конституции СССР и передали его на всенародное обсуждение. Шесть месяцев советский народ активно обсуждал этот документ. В обсуждении приняло участие более 50% взрослого населения страны. Было внесено много поправок и дополнений.
Доклад о новой Конституции на VIII Чрезвычайном съезде Советов сделал И.В.Сталин. Он дал анализ социально-экономических изменений, произошедших в стране с 1924 по 1936 годы и вызвавших необходимость принятия новой Конституции. День принятия новой Конституции был объявлен всенародным праздником.
Вторая союзная Конституция состояла из тринадцати глав. Принятие новой Конституции СССР имело огромное значение. Основной закон 1936 года юридически закрепил величайшие завоевания советского народа, достигнутые после принятия Конституции 1924 года. Законодательно закреплялась победа социалистического строя в СССР. Статья 1 Конституции гласила: Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян. В основном законе было дано новое наименование политической основы общества. Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся. Экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, которая представлена в двух формах: государственной и колхозно-кооперативной. Допускалась собственность отдельных крестьян и кустарей, основанная на личном труде. О собственности общественных организаций в основном законе не говорилось. Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки и средства связи являлись собственностью государства. Земля, занимаемая колхозами, закреплялась за ними на вечное пользование.
Осуществленные в СССР за период с 1924 по 1936 годы социалистические преобразования означало создание необходимых экономических и культурных предпосылок для использования всеми гражданами СССР таких социальных прав, как право на труд, право на отдых, на бесплатное образование и медицинское обслуживание, на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности. Уже к концу 1930 года в СССР была полностью ликвидирована безработица. Конституция провозгласила труд обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина и закрепила социалистический принцип распределения: «от каждого – по способности, каждому – по труду». Каждый гражданин союзной республики являлся гражданином СССР. Конституция гарантировала каждому гражданину СССР право на труд, отдых, образование, на материальное обеспечение в старости или при потере трудоспособности. Конституция гарантировала свободу совести, право объединения в общественные организации. С 1930 года начало осуществляться всеобщее начальное обучение. В 1935 году в общеобразовательных школах обучалось 25,5 миллионов учащихся, а в ВУЗах – 524,8 тысяч студентов. Для подавляющего большинства студентов в ВУЗах были введены государственные стипендии.
В то же время в Конституции устанавливались основные обязанности граждан СССР: соблюдать Конституцию, исполнять законы, соблюдать дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития, беречь и укреплять социалистическую собственность. Священным долгом всех трудящихся страны является защита Отечества.
Конституция четко определила государственное устройство. Союз Советских Социалистических Республик представлял союзное государство, образованное на основе добровольного объединения одиннадцати равноправных Советских Социалистических Республик: Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, Украинской Советской Социалистической Республики, Белорусской Советской Социалистической Республики, Азербайджанской Советской Социалистической Республики, Грузинской Советской Социалистической Республики, Армянской Советской Социалистической Республики, Туркменской Советской Социалистической Республики, Узбекской Советской Социалистической Республики, Таджикской Советской Социалистической Республики, Казахской Советской Социалистической Республики, Киргизской Советской Социалистической Республики. Закавказская федерация к этому времени была ликвидирована.
Союзные республики самостоятельно осуществляют государственную власть, имеют свои конституции с учетом особенностей каждой республики. За каждой из них сохраняется право свободного выхода из состава СССР. В ведении СССР находились вопросы войны и мира, внешней политики и торговли, охраны государственной безопасности, установление народнохозяйственных планов, утверждение единого государственного бюджета. Законы СССР имеют одинаковую силу на территории всех союзных республик.
Конституция определила, что высшим органом государственной власти в СССР является Верховный Совет СССР, состоящий из двух равноправных палат – Совета Союза и Совета Национальностей. Первая палата формировалась по норме один депутат от 300 тысяч населения, вторая – по норме 25 депутатов от союзной республики, 11 – от автономной республики, 5 – от автономной области и 1 – от национального округа. Представительство национальностей в союзном органе по сравнению с тем, что было раньше, увеличилось. Верховный Совет осуществляет законодательную власть, избирает Президиум Верховного Совета и утверждает Правительство СССР. Верховный Совет СССР избирается сроком на четыре года. Ряд функций государственной власти разрешалось осуществлять его Президиуму.
Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти СССР является Совет Народных Комиссаров. СНК подотчетен Верховному Совету, а в период между его сессиями – Президиуму Верховного Совета СССР. СНК издает постановления и распоряжения и проверяет их исполнение. Высшими органами власти союзных и автономных республик являются Верховные Советы республик, а местными органами власти – Советы депутатов трудящихся.
В Конституции были определены и принципы правосудия (глава IX Конституции). Правосудие осуществляется Верховным Судом СССР, Верховными судами союзных и автономных республик, областными, народными и специальными судами. Верховный Суд СССР является высшим судебным органом. Он избирается Верховным Советом СССР сроком на 5 лет. Верховные суды союзных и автономных республик, краевые, областные суды избираются соответствующими Советами сроком на 5 лет. Народные суды избираются гражданами района на основании всеобщего, прямого тайного голосования сроком на три года. Конституция установила, что судьи независимы и подчиняются только закону. Рассмотрение дел должно было производиться с участием народных заседателей. Судопроизводство следовало вести на национальном языке, обвиняемый имел право на защиту.
Высший надзор за исполнением законов возлагался на Прокурора СССР, который назначался Верховным Советом СССР сроком на 7 лет. Органы прокуратуры осуществляют свои функции независимо от местных органов и подчиняются только Прокурору СССР.
Конституция СССР определила избирательную систему. Все граждане СССР, достигшие 18 лет, за исключением умалишенных и осужденных судом с лишением избирательных прав, имеют право участвовать в выборах и быть избранными. Все граждане участвуют в выборах на равных основаниях, каждый гражданин имеет один голос. Во все советы депутатов трудящихся выборы производятся прямым тайным голосованием. Каждый депутат обязан отчитываться перед избирателями о своей работе.
Государственный герб СССР состоял из серпа и молота на земном шаре, обрамленном колосьями с надписью: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». На верху герба изображена пятиконечная звезда. Государственный флаг СССР состоял из красного полотнища с изображением золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды. Столицей СССР являлась Москва. В течение 1937 года на основе Конституции СССР 1936 года были приняты конституции союзных республик.
Конституция РСФСР 1937 года, построенная в полном соответствии с Конституцией СССР, закрепила административно-территориальное деление республики. РСФСР состояла из краев: Азово-Черноморского, Дальневосточного, Западно-Сибирского, Краснодарского, Северокавказского; областей: Воронежской, Восточносибирской, Горьковской, Западной, Ивановской, Калининской, Кировской, Куйбышевской, Курской, Ленинградской, Московской, Омской, Оренбургской, саратовской, свердловской, Северной, Сталинградской, Челябинской, Ярославской; автономных республик: Татарской, Башкирской, Бурят-монгольской, Дагестанской, кабардино-Балкарской, Калмыцкой, Карельской, Коми, Крымской, Марийской, Мордовской, Немцев Поволжья, Североосетинской, Удмуртской, Чечено-Ингушской, Чувашской, Якутской; автономных областей: Адыгейской, Еврейской, Карачаевской, Ойротской, Хакасской, Черкесской.
Все автономные республики имели свои конституции с учетом Конституций СССР и РСФСР. Законы РСФСР были обязательны на территории каждой республики, в случае расхождения закона автономной республики с законом РСФСР действовал закон РСФСР.
Высшим органом власти РСФСР являлся однопалатный Верховный Совет, который избирал Президиум. Высшим исполнительным и распорядительным органом являлся СНК. В него входили народные комиссары и председатель Госплана. Местные органы власти полностью соответствовали Конституции СССР.
В декабре 1937 года состояли первые всенародные выборы в Верховный Совет СССР, а в 1938 году – выборы в верховный Совет РСФСР. Они продемонстрировали самую высокую в мире активность избирателей, морально-политическое единство советского народа. Все до единого кандидата блока коммунистов и беспартийных были избраны в высший орган власти. Спустя месяц открылась I сессия Верховного Совета СССР. Кроме образования союзного правительства, она сформировала президиум Верховного Совета СССР.
Принимая во внимание ухудшение международной обстановки, обе палаты внесли поправку в Конституцию, согласно которой Президиуму разрешалось, не дожидаясь сессии, самому объявлять военное положение в стране в случае агрессии или выполнения обязательств по международным договорам, а также для обеспечения государственной безопасности или общественного порядка. Введение последнего пункта о наделении высшего государственного органа полномочиями на введение военного положения по мотивам государственной безопасности и общественного спокойствия было связано с ошибочным тезисом И.В.Сталина, согласно которому, чем ближе советское общество к коммунизму, тем сильнее становится классовая борьба. Августовская сессия Верховного Совета СССР уполномочила Президиум Верховного Совета самому производить ратификацию и денонсацию международных договоров.
Однако к этому периоду относятся и отрицательные явления, связанные с культом личности И.В.Сталина. Его тезис об усилении классовой борьбы внутри советского общества по мере приближения к коммунизму, выдвинутый им на февральско-мартовском Пленуме ЦК ВКП (б) в 1937 году, на практике понимался как установка на всемерное укрепление карательных органов. Безусловно, что в те годы остатки эксплуататорских классов отнюдь не смирились со своим положением, классовая борьба еще не затихла окончательно. Органы безопасности находили шпионов и других врагов советского народа. Но под флагом борьбы с врагами народа в этот период были истреблены и тысячи невинных граждан, преданных Советской власти. Так, например, погибло более половины делегатов XVII съезда партии.
В тот самый период, когда вступила в действие новая Конституция, и принимался закон о судоустройстве, в стране развернули широкую деятельность органы государственной безопасности, которые фактически не могли контролировать ни партия, ни Советы, ни тем более прокуратура. Культ личности отрицательно сказывался и на развитии советской демократии. Усилилась централизация управления, сузилась деятельность Советов, их инициатива слабо поддерживалась. Участие трудящихся и общественных организаций в осуществлении контрольных функций теперь было еще более затруднено. По положению о Наркомате госконтроля СССР 1940 года это вообще не предусматривалось. К тому же партийный контроль был отделен от государственного.
После принятия Конституции оживилась научно-исследовательская работа ученых правоведов. Перед войной был издан ряд учебников и пособий для студентов-юристов, в том числе по теории государства и права (авторы чл.-корр. С.А. Голунский и С.Строгович), История государства и права СССР ч. I дооктябрьский период (автор проф. С.В.Юшков), учебники по отраслям права, появились сборники документов по истории Советской Конституции, съездов Советов. Однако влияние культа личности сдерживало развитие юридической науки. Редкое обсуждение научной продукции проходило без приклеивания ярлыков, голословных обвинений в политических ошибках. По этой причине были оклеветаны и репрессированы учёные в области права – Е.Б.Пашуканис, Н.В.Крыленко, ученые историки. В правовой науке рупором И.В.Сталина являлся А.Я.Вышинский, который утверждал, что Сталин создал цельную и законченную теорию социалистического государства. Этот вывод был неправильным. Вышинский акцентировал внимание на принудительной стороне советского права и гораздо реже говорил о силе убеждения, для многих практиков такая постановка вопроса означала одобрение незаконных методов использования власти, санкцию на применения недопустимых приёмов следствия, игнорирование материальных и процессуальных норм уголовного и гражданского права, а порой и конституционных положений о правах личности. Само раздувание глубоко ошибочного тезиса об обострении классовой борьбы после победы социализма оправдывало произвол, беззаконие в судопроизводстве.
В таких условиях уголовное наказание становилось чуть ли не универсальным средством борьбы с преступностью. Вплоть до 1950 года Вышинский считал, что для оценки доказательств виновности или невиновности первостепенное значение имеет внутреннее убеждение судей, а не такие факторы, как закон и материалы дела. Сознанию обвиняемого по делам о государственных преступлениях он придавал значение главного доказательства. Такая теория нацеливала работников НКВД на то, чтобы любой ценой добиваться от арестованных признания своей вины.
Вышинский теоретически обосновал упрощенный порядок судопроизводства и отмену кассационного обжалования по некоторым делам, введённый в день убийства С.М.Кирова. Он предлагал, отложить в сторону закон, если он «устарел», отстал от жизни, тем самым оправдывал чрезвычайные меры и внесудебные репрессии. В 1938 году Народным комиссаром внутренних дел СССР стал Л.П.Берия, который был лично ответственен за проведение массовых репрессий среди членов партии.
Систематические нарушения основных норм государственной жизни привели к тому, что многие нормы стали юридической фикцией, перестали действовать. Нарушались сроки созыва сессий Советов, отчеты исполкомов, а также компетенция представительных учреждений, которые в ряде случаев подменялись исполнительными органами. В области трудового права зачастую переоценивалась роль единоначалия администрации, принижалась роль профсоюзов. Однако все эти отрицательные явления не могли в целом изменить социалистическую природу советского строя остановить поступательное движение нашей страны.
Дальнейшее развитие советского права. Августовская сессия Верховного Совета СССР 1938 года приняла два важных закона: I) О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик; 2) О гражданстве СССР. В первом определялись задачи советского правосудия и система судебных учреждений. Правосудие в СССР надлежало осуществлять на началах единого и равного для всех граждан суда, независимо от социального, имущественного и служебного положения граждан, национальной и расовой принадлежности, единого и обязательного для всех судов уголовного и гражданского процессуального законодательства. Закон четко определял полномочия судов всех степеней: народного, областного (краевого), окружного республиканского, специальных судов и Верховного Суда СССР.
Закон о гражданстве ещё раз подтвердил единое союзное гражданство, установил порядок его принятия и выхода из него. Гражданами СССР считались все, кто к 7 ноябрю 1917 года был подданным Российской империи и впоследствии не утратил советского гражданства, а также кто приобрел советское гражданство в соответствии с законом. Вступление в брак гражданина и гражданки СССР с иностранцем не влекло изменения гражданства. Прием в советское гражданство и выход из него мог разрешать только Президиум Верховного Совета СССР.
Для развития гражданского права основополагающее значение имели положения Конституции СССР 1936 года. Деятельность колхозов все больше стала определяться и регулироваться народнохозяйственным планом. Дополнительные разъяснения об использовании земли содержались в постановлениях СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 4 июня 1937 года и 27 мая 1939 года. В первом из них вообще запрещалось сдача в аренду земель сельскохозяйственного назначения. Снова подчеркивалось, что свободные земли сельскохозяйственного назначения могут предоставляться организациям и гражданам бесплатно. Второй акт категорически осудил практику превращения колхозных земель в объекты наживы частнособственнических элементов, правительство разъяснило, что общественные земли колхозов являются неприкосновенными, и их резервы ни при каких обстоятельствах не могут подлежать сокращению без специального разрешения СНК СССР. Постановление отразило заботу государства о росте благосостояния колхозов, подчеркнуло недопустимость раздувания личного хозяйства в ущерб артельному. Как уже отмечалось выше, о специфике правого положения имущества общественных организаций, профсоюзов и других объединений трудящихся в Конституции ничего не говорилось.