Основная часть. Истории успеха
Цена человека в бизнесе
Вступление
Многие задавались вопросом, в чем состоит суть успеха. Проанализировав деятельность известных людей в бизнесе, можно прийти к выводу, что целью, средством хозяйственной деятельности является человек. Существует множество различных факторов, но, тем не менее, одни компании преуспевают, в то время как другие терпят поражение в конкурентной борьбе. Интересен взгляд со стороны управленца, от которого зависит практически всё. Здесь важны его личные деловые качества, его отношение к человеку, будь то важный клиент или рядовой работник. Поэтому, главная цель статьи – обратить внимание читателя на огромные горизонты, которые открываются перед каждым из нас.
Итак, какова цена человека в бизнесе? Естественно, человек бесценен как личность. Человек, согласно статье 3 Конституции Украины является наивысшей социальной ценностью. Но в бизнесе происходит по-иному. Одни имеют способности организаторов, реализуют их на деле, становясь успешными в своём личном деле. Другие, а без них нельзя, предпочитают не рисковать собственным потенциалом (деньгами, личным временем и прочим) и устраиваются работать на кого-то. Нельзя недооценивать и тех и других. Вашему вниманию предоставляется несколько историй и пища для размышлений.
Основная часть. Истории успеха
«Будьте преданы вашему бизнесу. Верьте в него больше, чем кто-либо. Я полагаю, что могу искупить любой из моих недостатков той неподдельной страстью, с которой я отдаюсь работе», – Сэм Уолтон [1].
Сэмюэл Мур Уолтон (1918-1992) основал сеть дисконтных супермаркетов Wal-Mart, опутавшую всю Америку и позволившую наследникам «отца-основателя» – трем сыновьям, дочери и вдове Уолтона – войти в первую десятку богатейших людей в мире по версии журнала Forbes.
Нельзя сказать, что компания быстро превратилась в успешную сеть. Этому предшествовали годы упорной работы. И нам есть, что перенять из методов работы Сэма Уолтона:
o Он относился к своим сотрудникам как к партнётам, создавая различные стимулы для них (например, участие в прибыли, информирование каждого об успехах и делах компании), учитывая мнение каждого.
o Важной составляющей явилась стратегия низких цен и ставка на высокие объёмы продаж, что позволило завоевать большую долю рынка. Сэм Уолтон называл покупателя единственным настоящим боссом.
o Уолтон очень серьёзно относился к своим конкурентам, посещал их штаб-квартиры, интересовался и перенимал их методы. Он как-то признался, что самые лучшее из своих достижений он перенял у других.
o В США на то время уже действовали крупные сети магазинов. Уолтон выбрал в качестве целевой аудитории небольшие города и посёлки с населением не более 50000 человек, куда не стремились расширяться его конкуренты. [2]
По итогам 2004, Wal-Mart стала крупнейшей компанией в мире по объёму выручки (в дальнейшем её потеснил ряд нефтяных компаний)[3].
Основатель SONY Акио Морита ушёл из жизни в 1999 году в возрасте 78 лет. Этот человек стал легендой ещё при жизни. Вместе со своим компаньоном, талантливым физиком-изобретателем Масару Ибука они добились колоссальных результатов. Поражает то, каким образом был достигнут такой успех.
Достижение Акио Мориты состоит в том, что он в своей компании сочетал японские традиции и дисциплину, централизованность с западной открытостью. Необычным было его отношение к новым сотрудникам. Морита стремился взять на работу наилучших специалистов, и при этом его не интересовало, какие оценки были у претендентов. Высокая эффективность совместной работы двух основателей компании действительно достойна уважения. Ибука тонко улавливал требования рынка и разрабатывал как раз то, в чем рынок нуждался в данный момент. А Морита занимался продвижением новых изобретений на рынке. В уставе компании, который, кстати, был составлен ещё в 1947 году, есть такие тезисы:
o Мы никогда не будем получать доход нечестным путём.
o Мы будем отбирать сотрудников на основе их способностей и личных качеств.
o Мы будем выплачивать нашим сотрудникам премии пропорционально доходам, полученным в результате их деятельности.
Благодаря деятельности Акио Мориты и его компаньона Масару Ибуки надпись "Made in Japan" стала своеобразным гарантом качества [4].
Toyota. Отец Кихиро Тойодабыл хозяином текстильной фабрики. Но Кихиро не стал продолжать дело своего отца, он продал патентные права на прядильные машины и создал новую автомобильную марку Toyota. И в 1936 году была завершена работа над первым автомобилем Модель А.
В 1950 компания пережила первую и единственную в своей истории забастовку из-за больших финансовых трудностей. Позднее для решения проблемы затрат была задумана уникальная система управления производством («комбан»), позволяющая устранение всех видов потерь – материалов, времени, производственных мощностей [10]. При такой системе производства каждый работник, выполняя свой участок, беспрерывно контролирует качество, а к выпуску новых машин приступают только при наличии заказа.
На сегодняшний день Toyota — один из крупнейших мировых производителей автомобилей. Безусловно, она также является крупнейшим японским автопроизводителем, выпускающим более 5,5 миллионов машин в год, что примерно равно одной машине каждые шесть секунд.
Уолт Дисней – человек, которого по праву можно назвать волшебником. Он превратил неодушевлённый рисунок в по-настоящему живой, красочный мир.
Его отец, Элиас Дисней, состоял пайщиком маленького предприятия по изготовлению фруктового желе в Чикаго. Там всегда нашлось бы, для Уолта какое-нибудь скромное, но надежное место. Но, как и Тойода, Дисней не пошёл по стопам своего отца.
Путь Диснея был очень насыщен, полон взлётов и падений. Он был большим мечтателем и новатором (первый применил звуковое оформление в своих мультфильмах, первый сделал цветной мультфильм, первый создал полнометражный мультик – «Белоснежку»). И каждый раз он ставил перед собой всё новые и новые цели, никакие проблемы его не останавливали.
Дисней очень щепетильно относился к сотрудникам, ставил перед ними высокие требования и нелёгкие задачи. Интересен следующий факт: из шести тысяч желающих у него работать, пришедших на конкурс, удалось отобрать всего тридцать. А справиться с работой смогли только десять…
Непосредственность, простодушие и юмор в фильмах Диснея доставляют удовольствие взрослым и детям, людям разных наций и общественного положения, разных взглядов и убеждений [5].
Жена Генри Нестле, Клементин сама не могла иметь детей. Но она часто сидела с детьми работниц его фабрики. Именно она и обратила внимание Генри на то, что младенцам часто не хватает материнского молока. О том, что его работницы вынуждены часто покидать рабочие места, чтобы покормить своих детей, Нестле знал и сам.
В 1860-х годах опытный фармацевт и химик Генри Нестле начал эксперименты с коровьим молоком, пшеничной мукой и сахаром. Он вознамерился создать заменитель грудного молока - продукт, который можно было бы употреблять при любых условиях. В 1867 году появилась готовая молочная смесь для грудных детей - порошок, легко растворимый в воде. Первым потребителем новой молочной смеси был новорожденный ребенок одной из сотрудниц Нестле. Малышу не годилось в пищу ни материнское молоко, ни коровье, ни козье. Порошок Нестле просто спас ему жизнь. И таким образом превосходно зарекомендовал себя.
Теперь Клементин могла почувствовать себя настоящей матерью. Всех детей, которых она выкормила из бутылочки молочной смесью, созданной мужем, Клементин называла не иначе как "наши детки". Вид счастливой жены с младенцем на руках натолкнул Генри на мысль создать эмблему для своей продукции – что-нибудь напоминающее о материнстве, любви, безопасности. В качестве символа Нестле выбрал графический перевод своей фамилии - птичье гнездышко [6].
На сегодняшний день компания Нестле является крупнейшим в мире производителем пищевой продукции с прибылью 6 млрд. $ (за 2005 год) [3].
Форд. История ещё одного знаменитого Генри очень интересна и полна легендами, интересными фактами. Этот гений механики за всю свою жизнь так и не научился читать чертежи, инженеры делали для своего босса деревянные макеты и отдавали ему под суд. Говоря о Форде, нельзя не сказать о его таланте организатора и руководителя. Он смог снизить цену своих машин до доступного каждому уровня благодаря своим управленческим качествам. Правда, некоторые из его методов могут показаться противоречивыми:
o Будучи сам механиком-самоучкой, Форд охотно нанимал таких же самородков на завод: «Специалисты так умны и опытны, что в точности знают, почему нельзя сделать того-то и того-то, они везде видят пределы и препятствия. Если бы я хотел уничтожить конкурентов, то предоставил бы им полчища специалистов».
o Он объявил о большой по тем временам оплате труда 5 долларов в день для достойных рабочих – тех, кто не пьёт, не курит, не играет, вечера проводит с семьёй. Дело доходило до абсурда: десятки экспертов обходили дома рабочих, чтобы выяснить, кто же достоин…
o Форд стремился увеличить производительность труда. Как известно, именно он впервые использует конвейер. Рабочим запрещалось в цехах разговаривать друг с другом на темы, не касающиеся производства. Чтобы пресечь на корню праздные разговоры, их расставляли вперемешку — немца с русским, француза с китайцем и т. д. У Форда были многочисленные конфликты с профсоюзами.
Форд говорил: «Многим людям работа представляется битвой, которой надо как можно скорее положить конец. Жизнь — это не остановка, а путешествие. Тот, кто думает, что он остановился, на самом деле катится вниз» [7].
Старт бизнесу порой может дать недовольный, но энергичный потребитель, который настолько раздосадован отсутствием на рынке необходимого ему продукта, что принимает решение заполнить пустующую нишу самостоятельно. В истории Nike таким «изобретателем поневоле» стал легкоатлетический тренер Билл Боуэрман, на рубеже 50 — 60-х годов обучавший команду University of Oregon. Спорт больших достижений — это не в последнюю очередь инвентарь, а вот с ним у студентов-легкоатлетов были проблемы. Местная промышленность не могла предоставить им хорошей спортивной обуви для бега, а импортные Adidas стоили около $30 — по тем временам дороговато для непрофессионалов.
Недовольный сложившимся положением вещей, Боуэрман освоил непростое ремесло сапожника и приступил к экспериментам. Здесь он нашел единомышленника в лице бегуна на средние дистанции Фила Найта, изучающего к тому же экономику в University of Oregon.
Фил Найт стал впоследствии главой компании. Вот некоторые моменты из истории Nike, которые заслуживают внимания:
o Фирма рекламирует свою продукцию, привлекая знаменитых спортсменов. Ещё на заре своей маркетинговой деятельности после Олимпийских Игр Фил Найт провел громкую для небольшой фирмы рекламную кампанию. Идея была в том, что среди спортсменов, занявших первые семь мест в марафонском забеге Олимпиады, четверо были обуты в кроссовки Nike (при этом Найт начисто «забыл» о том, что весь пьедестал почета оккупировали бегуны в Adidas).
o Кроме того, удачной находкой Фила Найта стала новаторская по тем временам система предварительных заказов. Ритейлеры заранее определяли, сколько обуви, каких моделей и размеров понадобится им в ближайший период, а Nike, следовательно, точно знала, в каком количестве и что именно ей надо изготовить. При этом продолжительные сроки выполнения заказов (от 6 до 8 месяцев) представляли определенный риск для продавцов. Чтобы снизить его, Nike давала партнерам гарантию точного срока поставки и скидку до 10%.
o Стиль управления в Nike был свободным и неформальным, почтительного расстояния между менеджерами и рядовыми сотрудниками практически не чувствовалось, исполнители пользовались полным доверием. Когда молодой менеджер Джим Горман был командирован в Корею, где ему надлежало наладить производство на одной из фабрик, единственная инструкция, которую ему дал Фил Найт, состояла из двух слов: «Не облажайся!»
o Стратегические решения часто принимались во время занятий спортом или на совместных вечеринках, а каждые полгода Фил Найт собирал менеджеров на «День крикунов», на котором выдвигались и обсуждались (как правило, на повышенных тонах) различные проекты. При этом предложения, внесенные Найтом, могли освистываться не менее рьяно и громко, чем любые другие [8].
Сегодня в крупных городах появляются студии компании NIKE, где потребитель может не только купить кроссовки, но и нарисовать их самостоятельно. Все модели, выставленные на сайте, являются именными [9].
Заключение
Несмотря на столь разные сферы деятельности, различия в культуре стран, методы ведения бизнеса весьма схожи между собой. Конечно, основной формулой успеха для каждого является труд. Но так же стоит обратить внимание на то, что вся деятельность успешных людей в бизнесе связана с сотрудничеством, конкурентной борьбой, анализом потребителей. Ключевой момент можно описать пословицей «Один в поле не воин». Они посвятили свою жизнь другим и добились успеха.
Обобщая выше сказанное, выделим основные пункты:
1. Клиенты. Эти люди для бизнесмена составляют самый главный источник и стимул для работы, те, ради кого всё это делается. Обращая основное внимание на потребителя, угадывая его настроение и потребность, проводя исследования можно уменьшить риск перепроизводства, привлечь инвестора.
2. Сотрудники. Во-первых, не каждому дано быть руководителем, часто наилучший специалист не способен вести своё дело. Во-вторых, начальник не всегда знает больше своих сотрудников. Он просто нанимает тех людей, которые восполнят его незнания. В-третьих, не один человек, какими талантами бы он не обладал, а сплочённый коллектив при умелом руководстве достигает наибольших высот.
3. Конкуренты. Не бояться идти на контакт и перенимать всё самое прогрессивное у своих конкурентов. Ни в коем случае нельзя недооценивать своих конкурентов и стараться всегда быть на шаг дальше их – вот что можно подчеркнуть для себя. И тогда конкуренция действительно станет одним из стимулов работы и толчком к развитию.
4. Предприниматели. Каждый из нас способен стать успешным бизнесменом.
Человек – основная цель и источник бизнеса и экономики в целом.
Литература
1. Автор: СБ © ,Сэм Уолтон, Wal-Mart, Статья 2,Опубликовано СБ #08 (49),www.mybiz.ru. 24.12.2007г.
2. Игорь Добротворский. Деньги и власть или 17 историй успеха. Жизнь, деятельность и деловые секреты величайших в мире сверхбогачей. СЭМ УОЛТОН.
3. Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki. 24.12.2007г.
4. http://www.innovatory.narod.ru/sony.html. 26.12.2007г.
5. http://www.toonster.ru/disneyslife.htm. 19.12.2007г.
6. http://www.peoplepress.ru/people-59932.html. 24.12.2007г.
7. http://www.vokrugsveta.ru/vs/?article_id=1790;Наталья Клевалина, Журнал "Вокруг света". 12.12.2007г.
8. http://www.management.com.ua/cases/case054.html. 19.12.2007г.
9. http://www.brandnews.ua/history/note.php?lang=ru&id=257&brand=Nike. 19.12.2007г.
10. http://www.about.pireydemnat.ru. 19.12.2007г.