Требования, предъявляемые к оформлению отчета
После прохождения практики студент обязан написать отчет, сдать на кафедру и защитить его. Образец оформления титульного листа представлен в приложении 5.
Отчет должен быть представлен в машинописном варианте. Объем отчета -30-35 страниц. Машинописный текст должен быть набран шрифтом 14 (Times New Roman), межстрочный интервал - полуторный, Поля: левое - 2,5 см, верхнее – 1,5 см, правое - 1 см, нижнее - 2 см.
Все страницы отчета, кроме титульного листа, должны быть пронумерованы. Все таблицы, схемы и рисунки также должны быть пронумерованы, Нумерация сквозная. Приложения размещаются в конце отчета и нумеруются отдельно.
К отчету по практике должны быть приложены дневник студента по производственной практике и характеристика от предприятия (см. приложения). Отчет, характеристика и дневник должны иметь подпись руководителя практики от предприятия, заверенную печатью этого предприятия.
Отчет должен включать всю информацию о предприятии, отражающую содержание производственной практики по данной программе, а так же должны быть сформированы выводы и предложения по совершенствованию управленческой деятельности на предприятии.
Защита отчета производится в комиссии, состоящей из преподавателей кафедры, как правило, руководителей производственной практики. Защита отчетов по практике производится в соответствии с расписанием учебных занятий.
До защиты отчет проверяется руководителем практики от института. Все замечания по нему сообщаются автору, которому предоставляется возможность его доработки. К защите целесообразно подготовить устное выступление на 10 минут. Защита отчета состоит из краткого изложения студентом основных положений работы и ответов на вопросы присутствующих на открытой защите.
Содержание производственной практики
В ходе производственной практики студент должен получить профессиональное представление и навыки работы в экономических отделах службах и подразделениях предприятия, используя теоретические знания и полученные в процессе учебы.
На время производственной практики перед студентом ставятся следующие задачи:
- изучить структуру и характер деятельности предприятия в рыночных условиях;
- познакомиться с организацией и ведением экономической, организационной и управленческой работой на предприятии и приобрести необходимые навыки этой работы;
- приобрести навыки работы по сбору, обработке и анализу экономической информации;
- изучить основные законодательные и нормативные документы и материалы, регулирующие и определяющие работу предприятию;
- приобрести навыки применения и использования в деятельности предприятия нормативных и методических материалов с учетом его специфики.
За время производственной практики студент должен:
1. Ознакомиться с организацией, ее организационно-правовой формой, историей предприятия.
2. Изучить организационную и производственную структуру, принадлежность к отрасли экономики, состав цехов, участков, производств, наличие филиалов.
3. Ознакомиться с процессом производства товаров, оказанием услуг.
4. Проанализировать основные экономические показатели организации за последние 3 года.
5. Изучить методику и организацию стратегического и текущего планирования на предприятии и их особенности.
6. Ознакомиться с системой управления предприятием, составом и функциями экономических служб и подразделений, системой сбора и обработки экономической информации.
7. Изучить подходы к принятию решений на предприятии, методы управления, применяемые руководителями предприятия, превалирующими стилями руководства на предприятии; проанализировать действующую структуру управления предприятием.
8. Изучить организацию управления инновационной деятельностью на предприятии, инновационный менеджмент, структуру органов управления нововведениями, методы разработки программ и планов, распределение заданий и обеспечение контроля за их выполнением, модели и структуру инновационного процесса.
9. Ознакомиться с организацией основного и вспомогательного производства, системой подготовки производства, системой оперативно-производственного планирования, составом вспомогательных цехов и служб и подразделений, методами организации производства, методами определения потребности в продукции и услугах вспомогательного производства.
10. Изучить существующие формы организации и оплаты труда; нормирования труда.
11. Изучить порядок формирования производственной программы предприятия, планирование номенклатуры и ассортимента продукции; маркетинг и его использование при изучении спроса на продукцию предприятия; конкурентоспособность продукции предприятия и методы ее оценки; осуществить анализ работы предприятия по повышению конкурентоспособности продукции.
12. Изучить организацию маркетинговой службы на предприятии. Отдел маркетинга, его структуру, функции и задачи, основные направления деятельности.
13. Изучить состояние и организацию обеспечения потребности в ресурсах: расчет потребности в ресурсах и источников ее покрытия - прямые хозяйственные связи с предприятиями-поставщиками, товарные биржи коммерческие центры, рассчитать и проанализировать структуру ресурсов по источникам их получения.
14. Изучить порядок формирования затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции; составление плана по себестоимости, расчет смет и затрат.
15. Ознакомиться с порядком разработки финансового плана предприятия; изучить основные источники формирования доходов предприятия, порядок распределения и использования и использования.
16. Ознакомиться с инвестиционной деятельностью предприятия. Инвестиционные программы и инвестиционные проекты, их содержание и порядок разработки. Источники финансирования инвестиций на предприятии.
17. Проанализировать работу предприятия за предыдущий (отчетный) год, за период с начала года по основным направлениям деятельности, производства и реализации продукции, затраты на производство, прибыль и ее распределение, заработная плата и доходы, финансовое положение предприятия.
Учебная практика завершается написанием и представлением на кафедру для защиты отчета, отражающего работу студента по всем разделам программы.