Приходится повторяться для лучшего понимания.


Почему К.Маркс гигантскую по протяженности эпоху от перволюдей до победы пролетарской революции назвал «царством естественной необходимости», предысторией человечества? Это объясняется тем, что в этом «царстве» развитие человеческого общества происходит по закономерностям, не зависящим от воли и сознания людей, объективно, то есть стихийно, - как в природе. Это утверждение служит поводом для ожесточенных нападок на К.Маркса и марксизм. Как! Люди – разумные существа, а Маркс утверждает, что от их воли и желаний ничего не зависит!
Ничего подобного Маркс не утверждает. Он определяет историю как деятельность людей, ставящих перед собой сознательные цели. Но в процессе производства всего, что необходимо для жизни, люди вступают между собой в определённые, от их воли и сознания не зависящие, производственные отношения (отношения по поводу производства). Вступая в жизнь, каждый человек застаёт производственные отношения уже готовыми. Они для него, есть среда обитания, как природа, как воздух, которым он дышит, как климат в месте его проживания.
Производственные отношения – это, в первую очередь, отношения собственности на основные средства производства (кому они принадлежат?). А также кто, какой класс выступает организатором производства, управляет производством, устанавливает формы распределения результатов труда, и формы их присвоения. Кто, наконец, присваивает большую часть производимых трудящимися благ?
Поэтому ступени в развитии общества отличаются друг от друга ни тем, ЧТО люди производят, а тем КАК они производят.Тысячи лет производят, в общем, одно и тоже: пищу, одежду, жилища, орудия труда, предметы культуры и искусства, орудия труда и оборудование, средства транспорта, источники энергии и т.д. Но производят различными способами и при разных условиях. Таким образом, главным в жизни людей, несомненно, является способ производства материальных благ(СП), который имеет две стороны – производительные силы (люди, занятые в процессе производства, орудия труда, сырые материалы, средства транспорта, источники энергии, производственные помещения и т.п.); и производственные отношения, о сути которых уже сказано.

Поскольку ПО возникают в процессе производства, и складываются стихийно, то можно с полным правом сказать, что производственные отношения есть форма господства производительных сил над создавшими их людьми,то естьформа самоотчуждения человека от результатов его труда,то есть ступень превращения универсальной личности, каковой был индивидуум, при всей его примитивности, в архаическую эпоху, в частичную – в частичного человека..

ПО – это экономический базис, фундамент общества. А государство и его учреждения, политика, законодательство, религия, философия, искусство, и соответствующие им учреждения – это идеологическая надстройка над ПО.

(Пример. К власти пришел новый, более прогрессивный, чем феодалы, класс – буржуазия. Она является собственником земли и предприятий, на которых трудятся наёмные рабочие. Именно буржуазия организует производство, занимается распределением его результатов и присваивает большую часть произведённого. Это экономический базис капиталистического способа производства.
Для осуществления своего господства буржуазия создаёт заранее свою идеологию (понятия о демократии, свободе, священной частной собственности и т.п.), и, придя к власти, свою государственную систему, выстраивает аппарат духовного порабощения масс: СМИ, религия, общественные науки, искусство и т.п. То есть формирует шаг за шагом свою надстройку над базисом). Теория движения (развития) общества в «царстве естественной необходимости» называется формационным подходом. Но понятие «общественно-экономическая формация» есть научная абстракция. Ученые, исследуя любое явление, всегда создают научные абстракции, которые выражают явление так сказать в «чистом виде», в природе, как правило, в таком виде не встречающемся. Так в физике существуют понятия абсолютно чёрного тела и идеального газа, которые помогают понять закономерности определенных физических явлений, но в природе ни того, ни другого не существует.

Каждый способ производства в каждом конкретном обществе – это в своей надстройке есть сложное взаимодействие укладов жизни со всеми присущими им особенностями, зависящими от исторических, географических, психологических и других условий развития данного народа, нации. В процессе изготовления орудий труда естественно происходит их совершенствование, что приводит к усложнению орудийной деятельности. От простого собирательства (человеческое стадо) с изобретением каменных орудий труда люди переходят к охоте, земледелию, скотоводству. Вопросы организации и управления производством усложняются. Умственный, управленческий труд начинает отделяться от физического - управляемого. Отделение умственного труда от физического продолжает углубляться по мере усложнения орудийной деятельности и её масштабов, принимает все новые формы. Те, кто организует, распределяет – управляет, с появлением классов постепенно подчиняют себе тех, кто производит. Меньшинство подчиняет себе большинство и эксплуатирует его различными способами. Отношения собственности, когда они возникают, выступают вначале как личная (семейная) собственность внутри общинной. Появление индивидуальной и семейной собственности (индивидуального жилища, запасов пищи, вещей, ценностей, орудий производства…) вызывает соблазн отобрать её силой. Появляются сильные роды – «королевские», - нацеленные на грабеж соседей. Они подчиняют и облагают данью ближних и все более дальних соседей. Возникает такой регулятор жизни общества как прямое, «голое»», ничем не ограниченное насилие «королевских родов» над другими общинами. Это Азиатский СП., для которого характерно возникновение деспотий. Основным производственным отношением АзСП является насилие.

Ничем не ограниченное насилие крайне непродуктивно, и рано или поздно с дальнейшим усложнением орудийной деятельности АзСП сменяется рабовладельческим. На этой ступени ничем не ограниченное насилие подвергается регламентации. Класс рабовладельцев на этой ступени юридически защищён от произвола правителей законом. Закон является ОПО рабовладельческого СП.(Это не означает, что правители никогда не нарушают законы).

При феодальном СП основным производственным отношением становится ПРАВО - в форме вассалитета. Право не как свод законов, а как ПО - способ урегулировать противоречивые отношения феодалов. Система вассалитета уравнивает феодалов в правах по отношению к королевской власти, к друг к другу и по отношению к зависимым от них крестьянам.

В переходном от феодального к капиталистическому СП основным производственным отношением становятсятоварно-денежные отношения.

Дело в том, что быстро растущее третье сословие (купечество, банкиры, ремесленники, владельцы мануфактур) нуждается в защите от произвола феодалов, а феодалы, к этому времени находящиеся в полном подчинении власти абсолютного монарха нуждаются в деньгах для приобретения предметов роскоши, рыцарского снаряжения, участия в турнирах, войнах и прочее.

Третье сословие выкупает дворянские привилегии. Феодалы ими торгуют. Так крестьяне выкупаются на свободу у господ. Ремесленники покупают у короля право жить в вольных городах. Банкиры, купцы, владельцы мануфактур покупают баронские гербы… Идет размывание плотины феодализма, пока она не рухнет под напором стихии буржуазной революции.

И, наконец, ступень капитализма, ОПО становитсякапитал – форма экономического рабства юридически свободных рабочих, введённое в рамки права и закона.

Подводя некотрый итог всему сказанному мы приходим к определению понятия собственность. Собственность есть сумма всех производственных отношений, существующих в обществе на данной ступени его развития.

Если проанализировать структуру капитала, то мы обнаружим в нём в снятом (преображенном) виде, в виде жизненных укладов, все нижележащие слои, вплоть до тех, которые господствовали в архаических обществах. Капитал доводит отношения, характерный для этих жизненных укладов, до совершенства и использует их как свою производительную силу.

Коммунизм, начиная с первых его шагов (социализма), есть процесс целенаправленного, научно обоснованного, поддержанного всеми трудящимися уничтожения (снятия) слоев отчуждения, начиная с верхнего. (Не обязательно с капитала). В коммунистической эпохе тип развития общества является абсолютно противоположным тому , который осуществлялся в предыстории человечества. Не «развитие производительных сил и не совершенствование производственных отношений»,аснятие слоев самоотчуждения и постепенное освобождение человека от непосредственного участия в производстве в качестве источника физической, а затем и умственной энергиисоставляют содержание коммунистической эпохи.

Производительные силы при социализме и коммунизме, разумеется, существуют и совершенствуются: развиваются технологии, повышается уровень автоматизации производства и управления им. При этом шаг за шагом отношения между людьми по поводу производства заменяются отношениями между элементами производства, (отношения между людьми заменяются отношениями между вещами). Общество овладевает условиями своего существования.По исчерпании развития в «царстве осознанной необходимости» - коммунизме общество должно будет вступить в третью предсказанную К.Марксом гигантскую по протяженности во времени эпоху - в «царство – свободы» (Маркс называл его также «положительным… гуманизмом», то есть гуманизмом, уже не связанным с отрицанием отношений собственности). Конечно, потребуется непрерывная и требующая больших усилий работа по формированию совершенно нового человека. Свободного не только от нездоровья, но и от агрессивности по отношению к другим, от лени, индивидуализма, анархизма, безответственности, жестокости и т.п. По мере продвижения общества по ступеням коммунистических способов производства будет формироваться человек, все более полно воплощающий идеал гармонично и всесторонне развитой творческой личности. При этом, очевидно, что переход от одного коммунистического способа производства к следующему, более высокому, будет определяться не только успехами в развитии технологий, возможностями, которые дает наука и техника, а степенью психологической готовности общества, подавляющего большинства его членов к переходу на более высокую ступень. Тем, насколько осознана обществом необходимость следующего шага. Распространено мнение, что природа человека неизменна, и некоторые, философы, публицисты и писатели даже утверждают, что избавленное от агрессивности человечество просто выродится и сойдет с арены истории. Поэтому де конкуренция необходима и полезна. Но перед свободным от пут отношений собственности человеком коммунистического общества, вышедшего в безграничный космос, откроется безграничный простор для проявления личной инициативы, для самоутверждения, но не за счет других, а вместе с другими в общих целях.

Формационный принцип в объяснении исторического процесса в эпохе предыстории общества также вызывает особенное неприятие антикоммунистов всех мастей. Это объясняется тем фатальным для буржуазии обстоятельством, что из него непреложно следует неизбежность гибели капиталистического способа производства, неизбежность перехода общества к новому, коммунистическому, типу развития. Идеологи буржуазии выдвинули в противовес формационному подходу так называемый цивилизационный принцип. Мол, история общества есть развитие и взаимодействие различных цивилизаций. Что такое цивилизация объяснить ясно и кратко никто не может: сколько авторов монографий и учебников, столько и толкований, причем многословных и маловразумительных.
Термин «цивилизация» употребляется и марксистами, но в отличие от своих оппонентов, они вкладывают в него вполне определённое содержание. По определению Ф.Энгельса, цивилизация – это ступень в развитии человечества, наступившая после окончания гигантской по протяженности во времени эпохи «варварства и дикости», через которую прошли все народы Земли.

Переход от первобытнообщинного строя к классовому обществу, возникновение письменности и государств и знаменует начало цивилизации. Поэтому термин «цивилизация» не носит оценочного характера, а означает революционный скачок в развитии общества, растянувшийся на тысячелетия.
«Цивилизационный подход» не объясняет пружин общественного прогресса и не может дать научное определение самого понятия «прогресс». «Цивилизационщики» просто описывают черты, характерные для разных эпох развития в разных регионах Земли и говорят: вот цивилизации. Они возникают, развиваются, взаимодействуют, гибнут… По каким законам возникают, каковы закономерности развития и принципы взаимодействия, почему гибнут? Ответа, ясного и логичного, нет.

Формационный подход не отрицает наличия различных цивилизаций, отличающихся друг от друга, помимо способа производства, временем своего существования, регионом, религиозными взглядами, культурой и т.п. Но главной причиной развития общества при всем многообразии конкретных черт развития в разных странах и регионах, являются процессы самоотчуждение труда, общественного разделения трудана труд управляющих и труд управляемых, закономерная, революционная по характеру, смена способов производства в результате обострения классовой борьбы.

Наши рекомендации