Коллизия и конкуренция источников трудового права

Трудовое право

По каждой теме должна быть изучена монография.

Рассказать вопрос об истории развития любого из принципов трудового права. (устно или письменно)

Федеральные Конститционные Законы.

ФКЗ «о Правительстве РФ» от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ

ФКЗ «о судебной системе в РФ» от 31 декабря 1996 года №1-ФКЗ

ФКЗ «о Конституционном суде» от 24 июля 1994 года №1-ФКЗ

ФКЗ «о чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 года №3-ФКЗ

ФКЗ «о военном положении» от 30 января 2002 года №1-ФКЗ

ФКЗ «об уполномоченном по правам человека в РФ» от 26 февраля 1997 года №1-ФКЗ

ФКЗ и Конституция — те источники, на основе которых разрабатывается трудовое законодательство.

Трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда — НПА, принимаемые высшими органаи представительной власти в соответствии со специальной процедурой.

Ст.15 КРФ

Виды законов:

1. по юридической силе:

- ФКЗ

- ФЗ

- Законы субъектов

2. по степени обобщенности правовых норм:

- кодифицированные

- некодифицированные (=акты текущего законодательства)

3. по содержанию:

- акты собственно трудового законодательства

- комплексные акты (сключают помимо трудовых норм права содержат нормы права иных отраслей)

4. по направленности воздействия (=по кругу действия):

- общие (закон о социальной защите инвалидов)

- специальные

Трудовой Кодекс РФ (ТКРФ) — важнейший законодательный источник трудового права.

Место ТКРФ в классификации законодательства о труде установлено ст.5 ТК.

14 разделов, 62 главы, 424 статьи.

Федеральные законы о труде

Законодательство субъектов РФ

В соответствии со ст.72 КРФ трудовое законодательство находится в общем ведении РФ и субъектов.

Федеральное трудовое законодательство — совокупность действующих законодательных актов, принятых по предметам исключительного ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов уполномоченными федеральными органами, утвержденных российским референдумом, либо принятых правотворческими органами, действовавшими в РФ до принятия Конституции 1993 года, а равно НПА СССР, не противоречащие КРФ.

Региональное законодательство — система действующих законодательных актов, принятых органами государственной власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, а также не противоречащие КРФ законодательные акты, принятые в субъектах РФ до ее введения в действие.

ТК впервые закрепил в ст.6 перечень вопросов, отнесенных к исключительной компетенции РФ в сфере трудовых отношений

К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:

основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности);

обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);

порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;

порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль;

порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;

систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;

особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.

Там же к ведению субъектов отведены иные вопросы, не отвеченные к исключительной компетенции РФ, а также вопросы, не урегулированные федеральными законами.

Вопросы, отнесенные к компетенции субъекта РФ предусмотрены ст.35, 119, 144, 145, 216, 226, 240, 252, 274, 313, 327, 353, 412 ТК РФ. В основном компетенция субъектов РФ сводится к регулированию труда работников бюджетной сферы данного субъекта РФ.

Закон АО от 23 июня 2005 года №71-4-ОЗ «о государственной гражданской службе в Архангельской области»

Закон АО от 16 апреля 1998 года №69-12-ОЗ «о муниципальной службе в Архангельской области»

Закон АО от 27 мая 1998 года №74-16-ОЗ «о гарантиях занятости инвалидов»

Закон АО № 238-31-ОЗ «о трудоустройстве молодежи»

Закон АО от 27 мая 1998 года №73-16-ОЗ «о социальном партнерстве в АО»

Собоянин С. «О согласованности федерального и регионального законодательства в РФ» Хозяйство и право. 2007. №1.

Шведов А.Л. «О некоторых проблемах законодательного уровня формализации модели разграничения полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти в сфере отношений, регулируюмых трудовым правом» Трудовое Право. 2006. №11.

Иные НПА, содержащие нормы трудового права.

1. указы Президента РФ (Указ Президента РФ от 18 июля 2005 года №813 «о порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих», от 12 августа 2002 года №885 «об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»)

2. постановление Правительства РФ (от 13 октября 2008 года №749 «об особенностях направления работников в служебные командировки»)

3. нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (Министерство здравоохранения и социального развития РФ: приказ минздравсоразвития № 248-Н об утверждении процессиональных квалификационных граппобщеотраслевых профессий рабочих)

4. НПА органов исполнительной власти субъектов РФ (Указ губернатора АО от 16 июня 2009 года №1-У «о кодексе служебного поведения государственных гажданских служащих архангельской области»; постановление главы администрации АО от 15 декабря 2005 года №2 «об утверждении перечней минимума необходмиых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, расположенных на территории АО»)

5. НПА органов местного самоуправления (Постановление мера города Архангельска от 27 января 2007 года №29 «об утверждении положения о порядке уведомительной регистрации коллективных договоров, соглашений, организаций и ИП, расположенных на территории города Архангельска»; постановление мера Арзангельска от 17 ноября 2006 года №478 «о компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно»)

Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.

ст.8 ТКРФ.

Букреева Е. «Правовая природа и функции локальных источников трудового права в условиях рыночной экономики». Законодательство и экономика. 2006. №3.

Ершова Е.А. «Нормативные правовые акты работодателя, соредержащие нормы трудового права» Трудовое право. 2009. №1.

Хныкин Г.В. «Локальные нормативные акты трудового права»

Локальный акт — нормативный акт, имеющий общеобязательное применение на территории, не совпадающей с территорией РФ или ее субъекта.

В узком смысле — нормативный акт, принимаемый определенной организацией по правилам принятия нормативных актов, действующих в данной организации субъектами, которые имеют право принимать подобные акты и направленные на урегулирование конкретных правоотношений в рамках принявшей его организации.

Ст.8 ТКРФ закрепляет следующее понятие локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права — это акты, содержащие нормы трудового права, принимаемые работодателем в пределах своей компетенции в соотвествии с законами и иными НПА, коллективными договорами, соглашениями.

Локальный акт:

1. внедоговорной источник (акт работодателя)

2. действует на уровне конкретной организации

Назначение локальных источников трудового права.

1. Конкретизация принципиальных положений актов более высокого уровня

2. средство восполнения пробелов трудового права

Особенности:

1. подзаконный характер

2. субъект правотворчества — работодатель

3. акты предназначены только для внутреннего использования в рамках конкретной организации

4. гибкость применения трудового законодатлеьства в условиям производства.

5. Разнообразие локальных источников

6. быстрота реагирования локальных источников на изменения в общественной организации труда

Виды:

1. по способу принятия:

- принимаемые единолично работодателем

- принимаемые работодателем с учетом мнения представительного органа

- локальные акты, принимаемые совместно с актами работника (может быть предусмотрен коллективным договором и соглашением)

- принятие локального источника по согласованию с представительным органом рабоников (может быть предусмотрен коллективным договором и соглашением)

2. по содержанию:

- нормативные

- административне

- дисциплинарные

3. по сфере действия

4. по сроку действия:

- срочные

- бессрочные

5. по форме:

- приказы

- распоряжения

- положения

- инструкции

ст.103, 105, 190, 196, 212, 371

Основания неприменения локальных актов:

1. если ухуджает положение работника

2. если приняты без соблюдения установленного порядка

Нормативно-правовой договор как источник трудового права (ст.9, 10 ТК).

Источники:

1. ФЗ «о международных договорах РФ» от 15 июля 1995 года №101-ФЗ

2. Постановление Пленума ВС РФ от 10 октября 2003 года №5

3. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, объединениями работодателями и Правительством РФ на 2008-2010 от 14 декабря 2007 года.

Нешатаева Т.Н. «Суд и общепризнанные принципы и нормы международного права». Вестник ВАС. 2004. №3.

Архипов В.М. «Процесс имплементации норм международных трудовых стандартов в росийское трудовое законодательство». Законодательство и экономика. 2009. №2.

Договор — соглашение 2+ лиц, направленное на введение в действие, изменение ии прекрашение юридических отношений.

Основанное на равенстве сторон и общности интересов соглашение, содержащее в себе нормы права, направленное на достижение желаемого сторонами результата.

Нормативно-правовой договор, содержащий нормы трудового права - норматино-правовой акт, призваннный на основе соглашения его сторон регулировать конкретные виды трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

Виды:

1. по сфере действия:

- международные

- национальные (ст.9 ТК: соглашения, коллективный договор (ст.40 ТК), индивидуальный трудовой договор (?))

Международный нормативно-правовй договор, содержанщий нормы трудового права.

Виды:

1. Общепризнанные принципы международного права. (Основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо)

2. Общепризнанная норма междунродного права (правило поведения, принимаемое и признаваемое сообществом государств в целом в качестве юридических обязательств)

3. Межднародный договор (понятие в ФЗ о международных договорах: МДРФ — международное соглашение,заключенное РФ с иностранным государством или государствами, с международной организцией, либо с иным образованием, обладающим правом заключать право международные договоры в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких, связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования).

Примеры: нормы, закрепленные в уставе ООН: принцип равенства, сотрудничества, добросовестного исполнения обязательств, мирного урегулирования спора, уважения прав человека.

Упразднение всех форм принудительного и обязательного труда, действенное запрещение детского труда, недопущение дискриминации в области труда и занятий.

Основания признания МПД источниками трудового права:

1. являются составной частью правовой системы РФ

2. ст.5 ФЗ о МД

3. ст.10 ТК РФ

Классификация МПД:

1. в зависимости от числа участников:

- многосторонние

- двусторонние

2. в зивисимости от состава участников:

- от имени правительства

- межгосударственные

- межведомственные

3. в зависимости от способа, порядка включения договора в правовую систему РФ

- ратификация

- утверждение

- принятие

- присоединение

- подписание

4. в зависимости от содержания:

- комплексные (всеобщая декларация прав человека, междунароный пакт о социальных и культурных правах, европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, хартия основных прав работников)

- акты международного регулирования труда

Международные НПД-акты международного регулирования труда (акты Международной Организации Труда).

Источником трудового права являются декларации и конвенции МОТ.

Общее количество: 190.

Ратифицировано: 59

В планах: 25

+ Рекомендации

Содержание:

1. основные права человека в области труда

2. нормы об обеспеченности занятости на рынке труда

3. нормы, регулирующие условия труда

4. нормы о социальном партнерстве

5. Регулируют иные социальные вопросы

6. распространяют свое действие на все страны, присоединившиеся к конвенциям.

Двусторонние источники международного права:

1. соглашение между Правительством РФ и ФРГ о занятости рабтников российских предприятий в рамках выполнения договоров подряда

2. … с целью повышения их профессиональных и языковых знаний

индивидуальный трудовой договор.

Коллизия и конкуренция источников трудового права.

Тихомиров В.Н. Коилзионное право. Издательство Москва. 2000.

Лушникова М., Лушников А. Коллизионные нормативные предписания в трудовом праве: какими правилами руководствоваться в случае противоречий в системе нормативных актов о труде. Хозяйство и право. 2005. №6.

Коллизии в праве:

  1. Столкновение или противоречие между различными нормами права.
  2. Диалектическое взаимодействие противоположных взаимоисключающих сторон и тенденций, предметов и явлений.
  3. В правовом смысле: противоречие или столкновение нормативных актов или норм, актов правоприменения и между иными юридическими феноменами

Основные характеристики коллизий в праве (Марченко):

  1. правовые коллизии — составная часть социальных коллизий.
  2. Могут выступать в различных формах и проявлениях.
  3. В основе лежат как объективные так и субъективные предпосылки и факторы.

Объективные факторы:

- динамичный характер

- проблемы фактора и сознания

Субъективные факторы:

- несовершенство законодательной техники

- отсутствие четко обоснованной правовой политики государства в целом

- отсутствие специального ФЗ, который бы содержал правила преодоления коллизий

  1. различные уровни правовых коллизий (конкуренция НПА, юридический конфликт)
  2. различные виды правовых коллизий

Конкуренция НПА равной юридической силы.

Способы преодоления (разрешения) противоречий:

  1. принцип запрета ухудшать положение работника. В случае противоречия норм законодательства о труде равной юридической силы применяется норма, содержащая более льготные условия для работника.
  2. Принцип приоритета кодифицированного акта (ст.9 ТК, ст.429). Преодоление конкуренции между кодифицированным и обычным правом. В силу прямого указания закона ситуация разрешается в пользу кодифицированного акта.
  3. Принцип приоритета специального закона. Способ преодоления коллизий общего и специального НПА. Необходимо законодательно закрепить приоритет специального закона, закрепить понятие, основные признаки общего и специального закона, их взаимодействие друг с другом.
  4. Принцип приоритета более позднего акта. Способ преодоления конкуренции между ранее принятым и более поздним НПА.
  5. Способ преолодения коллизий приоритетных принципов преодоления коллизий.

Иерархия принципов преодоления коллизий:

1. приоритет законодательно закрепленных способов преодоления коллизий.

2. приоритет принципа неухудшения положения работника

3. принцип приоритета кодифицированного акта

4. принцип приоритета специального акта

5. принципа приоритета более позднего акта

  1. способ преодоления отраслевой конкуренции. Принцип приоритета НПА той отрасли, который регулирует (должен регулировать) спорные отношения.
  2. Способ преодоления конкуренции НПА различных институтов трудового права (противоречиен между законодательством о госдуарственной гражданской службе и ст.11 ТК).

Конкуренция актов различной юридической силы.

По общему правилу эта коллизия преодолевается по принципу иерархии.

Способ преодоления конкуренции договорных и внедоговорных источников. Речь идет о конкуренции источников как национальных, так и международных.

Способ разрешения конкуренции между междунароными договорными НПА и внедоговорными национальными НПА.

Иерархия:

  1. приемущество: общепризнанные принципы и нормы международного права.
  2. КРФ
  3. ФКЗ
  4. междунароные договоры (конвенции МОТ)
  5. трудовое законодательство

однако международный договор будет иметь приемущество перед законодательством РФ при условиях:

- международным договором не должны нарушаться условия работника.

- МД должен быть включен в правовую систему РФ.

- МД должен быть опублирован.

Преодоление коллизий между федеративными актами и актами субъектов РФ. Принцип федерализма (отнесение тех или иных вопросов к ведению РФ, СРФ или совместному ведению).

Порядок разрушения коллизий между трудовыми актами разрешен ст.6. Не разрешен до конфа вопрос о конкуренции акта Субъекта РФ, предосталяющего работнику льготные условия, но принятого по вопросу исключительной компетенции РФ и актом РФ по тому же вопросу.

Способ преодоления конкуренции между региональным нормотворчеством и актами органов МС.

По общему правилу данные коллизии разрешаются в пользу приоритета региональных источников.

Основной задачей российского законодательства в деле преодоления правовых коллизий является принятие федерального закона «о НПА РФ».

Задачей трудового законодателmcndf является максимальное урегулирование этих вопросо ТК РФ. Среди способов преодоления противоречий особую роль играет практика судов, как российской федерации, так и судов.

Наши рекомендации