Механизм инвестиционного рынка: спрос, предложение, факторы равновесия

Инвестиционная деятельность в рыночной экономике является результатом свободного экономического поведения всех хозяйствующих субъектов – участников инвестиционного процесса. Иными словами, в общей системе рыночных отношений в экономике можно выделить и инвестиционный рынок как институт, обеспечивающий взаимодействие, партнерство и конкуренцию субъектов инвестиционной деятельности, воплощающих инвестиционный спрос и инвестиционное предложение.

Роль инвестиционного рынка в экономике воплощается в следующих его функциях:

Ø Мобилизация временно свободного капитала из разнообразных источников;

Ø Эффективное распределение аккумулированного капитала между многочисленными конечными потребителями;

Ø Определение приорететных направлений использования капитала в инвестиционной сфере;

Ø Формирование рыночных цен по отдельным инвестиционным товарам (сделкам);

Ø Ускорение обората капитала, способствующее активизации макроэкономических процессов.

Инвестиционный рынок является чрезвычайно сложным механизмом, обеспечивающим преобразование инвестиционных ресурсов в объекты инвестиционной деятельности при помощи разветвленной и разнообразной инвестиционной инфраструктуры. С учетом вышесказанного инвестиционный рынок можно определить как систему экономических отношений, складывающихся между продавцами и покупателями инвестиционных ресурсов, товаров и услуг всех форм и видов.

Инвестиционный рынок (ИР) - функционально обособленная часть общего рынка, которая представляет собой упорядоченную структуру, посредством ко­торой взаимодействуют продавцы и покупатели инвестиционного това­ра. На ИР осуществляется процесс обмена инвестициями и специфическими инвестици­онными товарами между продавцами и покупателями

Продавцамивыступают участники инвестиционного комплекса, которые непо­средственно организуют работу по инвестированию. Это производители инвестиционных товаров.

Инвестиционный товар (ИТ) - это те объекты, которые создаются в процессе инвестирования (вложения) средств.

Покупателями инвестиционного товара выступают:

· инвесторы – физические и юридические лица, осуществляющие вложение с использованием собственных и привлеченных средств;

· заказчики – уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов;

· пользователи инвестиционного товара – физические и юридические лица, для которых создается этот товар (объекты)

 
 
Инвестиционный товар

Производственного характера ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА

 
 

Вложения в реальные активы для организации производственного процесса
Вложения в ценные бумаги

Финансового характера

       
   
Научно-техническая продукция
 
Вновь создаваемые и модернизируемые основные и оборотные производственные фонды
 

Далее речь пойдет об ИТ производственного характера.

Цель взаимо­действия покупателей и продавцов на ИР - определение цены и количе­ства инвестиционного товара.

В процессе взаимодействия решаются следующие вопросы:

· Что и в каком объеме будет производиться?

· Способ осуществления работ (выбор наиболее эффективной технологии, обеспечивающей минимум затрат и сокращения срока выполнения работ).

· Методы распределения произведенного ИТ (для кого производить и как оплачивать продукт).

Все эти вопросы решаются и фиксируются в контракте или договоре - основном правовом документе, регулирующем взаимоотношения продавцов и покупателей ИТ, определяющем их права и обязанности.

Продавец торгует ради получения максимального дохода и, являясь собственником ИТ, стремится к увеличению его цены. Покупатель как собственник инвестиционных ресурсов старается рационально распорядиться ими, стремится к увеличению количества продукции, приобретаемой за счет своих ограниченных ресурсов.

В результате взаимодействия на ИР устанавливается приемлемая для продавцов и покупателей зависимость между количеством ИТ и его ценой.

Взаимодействие продавцов и покупателей на ИР специфично. На ИР основная масса покупок осуществляется в контрактной форме. Покупатель сначала заключает контракт (договор) на создание ИТ, в котором оговорена его цена, срок исполнения, и только после заключения контракта продавец приступает к изготовлению ИТ, тем самым значительно снижаются риски, связанные с созданием ИТ (риски разделены между производителем и потребителем).

Взаимодействие продавцов и покупателей на практике обычно происходит при участии инвестиционных посредников. Эффективное осуществление инвестиционной деятельности сегодня практически невозможно без помощи консалтинговых фирм, специализированных проектных, строительно-монтажных и пр. организаций, обеспечивающих подготовку инвестиционных проектов, их экспертизу, поиск потенциальных инвесторов. Иными словами, рынок имеет свою инфраструктуру, услуги которой реализуются на рынке инвестиционных услуг, который в свою очередь включает:

Ø Рынки консультационных услуг (разработка и экспертиза инвестиционных проектов, юридическое консультирование, аудит и т.п.);

Ø рынки услуг по страхованию и рперстрахованию субъектов и объектов инвестиционной деятельности в сфере реального и портфельного инвестирования;

Ø рынки услуг по производству строительно-монтажных работ и организации строительства;

Ø рынки проектной продукции;

Ø рынки услуг проектно-изыскательского характера;

Ø рынки работ по техническому оснащению объектов, пусконаладке.

Инвестиционный рынок функционирует за счёт ресурсов, предоставляемых всеми инвесторами. Для их характеристики используютпонятиеваловые инвестиции ВИ – это общая сумма денежных вложений инвесторов в ИТ.

Существуют четыре источника валовых инвестиционных ресурсов:

1. Средства населения (индивидуальные инвестиции). Источником инвестиций выступает часть доходов (заработной платы, рентных платежей, дохода по ценным бумагам и др.), оставшаяся после уплаты налогов и удовлетворения текущих потребностей, т.е. это сбережения:

С = Д – Н – П,

где Д – доходы;

Н – налоги и сборы (обязательные платежи);

П – текущее потребление .

Доля средств населения в валовых инвестициях – 9%. Эти средства поступают на ИР как напрямую (в форме вложений в объекты жилищного, бытового назначения, в малый бизнес), так и косвенным образом – через инвестиционно-финансовых посредников.

Сальдо по этому источнику инвестиций положительно (приток больше оттока), население выступает «инвестиционным донором».

2. Средства бизнеса (корпоративные инвестиции). Источником инвестиции бизнеса выступает амортизационные начисления (предназначенные на реновацию основных фондов) и фонд накопления, формируемый из чистой прибыли:

Иб = А + ЧП х Дн,

где А – амортизационные накопления;

ЧП – чистая прибыль, оставшаяся после уплаты налогов и сборов;

Дн – доля накопления.

Доля корпоративных инвестиций в валовых – 70%. Юридические лица, как правило, не поставляют свои ресурсы на свободный рынок инвестиционных ресурсов, а используют их для развития собственных активов (пополнение и обновление основных средств, прирост оборотных фондов, вложения нематериального характера).

Сальдо по этому источнику отрицательно. На инвестиционном рынке бизнес выступает в качестве инвестиционного реципиента.

3. Государственные инвестиции (централизованные). Источником инвестиций являются поступления в бюджет (федеральный, республиканский, местный), во внебюджетные фонды, а также государственные инвестиционные займы:

Иг = Н + С – Т + З,

где Н – налоги (подоходный, налог на прибыль и др.);

С – сборы (акцизные, НДС и др.);

Т – текущее потребление (трансфертные платежи);

З – инвестиционные внутренние займы.

Доля государственных инвестиций в валовых – 18%. Смягчение фискальной политики государства способствует развитию бизнеса и увеличению притока инвестиций в долгосрочной перспективе. Государственные инвестиции аккумулируются в бюджете развития Российской Федерации, ее субъектов и местном и выделяются на конкурсной основе. В настоящее время бюджет дефицитен (приток меньше оттока).

4. Иностранные инвестиции. Важный источник валовых инвестиций в условиях открытой экономики. Основным источником служит внешнеторговое сальдо, дополнительным – иностранные займы и кредиты, реинвестиции:

Ии = Э – И + З + Р,

где Э – экспорт;

И – импорт;

З – инвестиционные внешние займы, кредиты;

Р – реинвестируемая прибыль иностранных инвесторов.

Инвестиционный капитал исключительно селективен, направляется туда, где создан наиболее благоприятный инвестиционный климат, имеются возможности получения наибольшей отдачи при минимальном риске.

Инвестиционный спрос– это порожденный спрос на фактор–капитал, позволяющий реализовать какие-либо инвестиционные проекты. В качестве цены капитала в этом случае выступает величина отдачи с единицы вложений, которую инвестор согласен платить за предоставленные инвестиционные ресурсы. Спрос отражает зависимость между размером инвестиций и их потребительской полезностью (эффективностью). Практически это зависимость эффективности набора инвестиционных проектов, которые, в принципе, могут реализовать фирмы при существующем уровне техники и технологии, от величины суммарных инвестиций в экономику. Теоретически кривая инвестиционного спроса – совокупная кривая маргинальной доходности капитала, вкладываемого в бизнес в целом.

Инвестиционное предложениепредставляет собой зависимость между размером предоставляемых инвестором средств и вознаграждением за их сбережение (выплачиваемым процентом). Субъектами, обеспечивающими предложение, выступают: население, бизнес, государство, иностранные инвесторы (см. валовые инвестиции). При прочих равных условиях, чем выше процент, под который удается разместить инвестиционные ресурсы, тем больше инвестиций согласны предоставить их собственники. Геометрически описанное поведение собственников инвестиционных ресурсов изображается кривой предложения.

Для отбора лучших проектов с позиции прибыльности любому инвесто­ру целесообразно формировать портфель проектов оценка которых должна производиться по трем критериям:

· финансовой эффективности (окупаемости затрат) проекта

· сравнения с альтернативными проектами по финансовой эф­фективности

· воздействие проекта на баланс внутри портфеля.

Эффективность инвестиций характеризует отдачу с единицы капиталовложений i-ого проекта:

Еi = Э / К х 100 ,

где Еi - эффективность, %;

Э - эффект, отдача (доход от проекта);

К - капиталовложения.

Для наглядной и реальной оценки спроса и предложения на ИР строят соответствующие графики (кривые спроса и предложения).

Процедура построения кривой спроса:

1. Определяется совокупность инвестиционных проектов (Эi, К,i).

2. Рассчитывается индивидуальная эффективность отдельных проектов (Еi).

3. Осуществляется ранжирование проектов по их эффективности (от более к менее эффектным проектам).

4. Строится кривая спроса:

4.1. Строится ступенчатая кривая спроса по суммарным итогам эффектов и капиталовложений для i – ого числа проектов.

i

Σ Эi

Ei =i

К

4.2. Нетрудно заметить, что когда спрос формируется под воздействием спроса со стороны большого числа фирм, при ничтожном влиянии каждой из них, кривая спроса практически оказывается непрерывной. Если же такое условие не выполняется (инвестиционных проектов немного), производят искусственное сглаживание. Сглаженная кривая спроса проводится через середины интервалов, каждому из которых соответствует объем капиталовложений с рассчитанной средней эффективностью.

Пересечение кривой предложения с кривой спроса определяет равновесный уровень процента (Но). При данной величине Но осуществляется согласование интересов инвесторов - кредиторов и заемщиков. Но определяет сумму инвестиций, которая будет использована бизнесом для развития экономики, с одной стороны, и сумму средств, которую согласны предоставить на эти цели инвесторы- кредиторы (собственники ресурса) при данном уровне вознаграждения. Кривая спроса характеризует полезность вложения инвестиций.

Распределение выгоды между собственником ресурсов и кредитором:

1. Отдача для собственника инвестиционных ресурсов.

2. Отдача для реализатора проекта.

3. Убытки, которые несет реализатор проекта, эффективность которого ниже нормативного уровня Н0.

Если плата устанавливается выше равновесной (Ни > Но), осуществляется стимулирование предложения, но ощущается нарастание неудовлетворенного спроса. Если плата устанавливается ниже равновесной (Ни < Но), осуществляется стимулирование спроса и в результате обостряется дефицитность капитала.

Кр–размер капиталовложений, которые желает приобрести бизнес за равновесную плату, а инвесторы готовы предложить за эту плату.

Наши рекомендации