Спрос и предложение как параметры рынка. Понятие, графическое изображение, факторы

Спрос – характеристика потребления потребителя; - платежеспособное состояние потребности; - кол-во Т и У, которое домохозяйство желает и может купить по всем ценам за определенный промежуток времени; - соотношение цен и кол-ва Т и У, которое домохозяйство желает и может купить.

Анализируется при следующих условиях:

1. берется рынок 1 товара.

2. краткосрочный период

3. субъект ведет себя рационально

4. рассматривается взаимосвязь между объемом Т и У и их ценами при прочих равных

5. берем рынок совершенной конкуренции

График спроса D: у=Р, х=Q.

Неценовые факторы спроса:

1. мода, вкусы

2. ожидание

3. кол-во покупателей

4. доходы

a. если спрос на товар меняется однонаправлено с изм.дохода, то товар принято называть нормальным.

b. Если спрос меняется в обратном направлении, то товар называют низшим.

5. цены на другие товары: субституты (заменители), комплименты (дополняют).

6. качество товара

Эффект дохода: при росте Р потребитель бедный, а при падении Р он богатый.

Эффект замещения: при росте Р на данный товар потребитель стремится заменить, а если Р падает, то он отказывается от заменителей.

Закон спроса, т.е принцип согласно которому между ценой товара и величиной спроса существует обратная связь.

Предложение – кол-во Т и У, которое фирма готова (желает и может) произвести и реализовать по всем ценам за определенный промежуток времени; - взаимосвязь между ценами и объемами товаров, которое фирма готова ароизвести.

График предложения S, у=Р, х=Q.

Факторы предложения:

1. цены на ресурсы

2. ожидание

3. кол-во фирм

4. технология

5. макрополитика

№7 Теория потребительского выбора (общая характеристика риска)

Объект – потребление и обмен.

Субъект – домохозяйство (он суверенный, имеет право выбора и отвечает за свой выбор, выбирает лучшее из альтернатив, имеет ограничения в бюджете, цены на товар, время, безопасность, предложение товара). Цель – максимилизация совокупной полезности.

Полезность – удовольствие, удовлетворение от приобретения и использования Т и У.

Марженалисты рассматривают предельную и совокупную полезность.

Предельная полезность – дополнительное удовольствие от приобретения еще 1 доп.ед. Т и У.

Совокупная – удовольствие, которое получают от данного объема Т и У.

Они доказали, что цены товаров складываются на основе предельной, а не совокупной полезности, поэтому алмаз дороже воды.

Оцеку предельной полезности осуществляет потребитель (если вино дорогое => дорогие виноградники).

Закон убывающее предельной полезности – это принцип, согласно которому по мере насыщения потребности, предельная полезность Т и У убывает.

График, потребитель максимизирует совокупную полезность ТUх (действие закона по вертикале) Tux Q (плавно возростае, но не с начала и с момента ТUх убывает, а внизу с МUх )

Формирование спроса:

1. функциональный (спрос обусловленный потребительскими свойствами Т и У)

2. нефункциональный

a. социальный

i. присоединение к толпе

ii. эффект представительства

iii. эффект сноба (потребитель хочет выделиться из толпы)

b. спекулятивный (рождается ожиданием)

c. нерациональный

70е гг 19 века Кординалисты.

Полезность измерима.

Они рассматривают свою теории при условии:

1. брали 2 товара Х и У

2. потребитель ограничен бюджетом

3. дана цена товара

4. ведет рационально и максимизирует полезность

Они считали, что потребитель может и умеет количественно выразить предельную и совокупную полезности (придумали единицу измерения в Ютилях).

Потребитель максимизирует полезность, когда последняя денежная единица его дохода, расходуемая на товар Х и У, приносит ему одну и ту же предельную полезность (МUх).

Эта теория историческая, её критикуют в том, что при любом подходе присутствует субъективный подход.

Кон 19- нач 20 века Ординалисты.

брали 2 товара Х и У

потребитель ограничен бюджетом

дана цена товара

ведет рационально и максимизирует полезность

потребитель не может количественно выразить предельную и совокупную полезность, но есть система предпочтений.

Допущения:

потребитель может ранжировать потребности

наборы транзитивны (что лучше, что хуже)

ненасыщемость потребностей.

Инструменты, которые они исп.:

бюджетная линия (геометрическое место точек, каждая из которых обозначает набор товаров доступных для потребителя (линия цен) График, где Х У. Может сдвигаться если меняется доход при неизменных ценах; когда пропорционально и однонаправлено изм.цены; меняет наклон в том случае, если непропорционально меняются цены.

кривая безразличия (географическое место точек, каждая из которых обозначает набор товаров, с точки зрения потребителя, полезность которых такая же как и наборы других товаров на этой кривой) График, где Х У (гипербола). Имеет отрицательный наклон, т.к существует цена выбора; можно построить карту кривых безразличия, т.к они не пересекаются; чем дальше от начала координат, тем предпочтительнее для потребителя набор товаров на них.

Наши рекомендации