Цель, задачи и порядок учета хозяйственных единиц в ЕГРПО

ЕГРПО представляет собой систему статистического учета хозяйственных единиц, зарегистрированных в установленном порядке и осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.

Цель создания ЕГРПО — накопление и использование в первую очередь в государственных интересах достоверных учетно-статистических данных, отражающих создание и развитие на протяжении всего жизненного цикла предприятий и организаций, которые характеризуются стандартным набором реквизитов.

В связи с тем что содержащиеся в ЕГРПО учетно-статистические данные о субъектах хозяйственной деятельности являются системообразующими для других целевых регистров, реестров и баз данных, создаваемых органами исполнительной власти и управления, ЕГРПО следует рассматривать в качестве ключа к государственным информационным ресурсам, формируемым на федеральном и региональном уровнях.

В частности, идентификация предприятий и организаций, установленная при их учете в ЕГРПО, используется для формирования и ведения государственной системы каталогизации продукции, реестра собственности, реестра предприятий-монополистов, реестра финансово-промышленных групп, реестра банковской системы, реестра предприятий с иностранными инвестициями, базы данных участников внешнеэкономических связей, базы данных предприятий Пенсионного фонда России, базы данных Фонда обязательного медицинского страхования и др.

Применительно к целям статистики задачами ЕГРПО являются:

§ однозначная идентификация хозяйствующих субъектов и их основных характеристик в соответствии с группировками общероссийских классификаторов для использования при заполнении постоянных реквизитов унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения;

§ формирование Генеральной совокупности объектов статистического наблюдения для организации проведения статистических наблюдений, в том числе с использованием несплошных методов наблюдения;

§ создание статистических субрегистров и баз данных для проведения различных структурных статистических обследований;

§ создание нормативно-справочной информации для системы электронной обработки статистических данных;

§ актуализация учетно-статистических данных в ЕГРПО во взаимодействии с целевыми регистрами и базами данных министерств и ведомств;

§ определение для каждого предприятия и организации состава форм федерального государственного статистического наблюдения, в соответствии с которыми они должны представлять отчетные данные в территориальные органы государственной статистики;

§ проведение анализа и представление необходимых статистических данных за различные периоды о численности и составе созданных, функционирующих и прекративших свое существование предприятии и организаций, степени их жизнеспособности, отраслевом профиле деятельности, формах собственности и других параметрах, включаемых в ЕГРПО, на основе которых может оцениваться экономическая ситуация и рост деловой активности в стране;

§ решение задач межведомственного характера, связанных с предоставлением из ЕГРПО адресной демографической информации о предприятиях и организациях в органы внутренних дел, налоговую полицию и другие органы, на которые возложено выполнение важнейших государственных функций по сбору налогов и борьбе с экономическими преступлениями;

§ обеспечение заинтересованных пользователей справочной информацией из ЕГРПО для применения ее в коммерческих целях, включая проведение исследований и определение регионов, являющихся потенциальными рынками сбыта товаров, создание каталогов производителей продукции, оптимальное размещение инвестиций в различных отраслях экономики.

Функции проведения работ по обеспечению учета хозяйственных единиц, ведению базы данных ЕГРПО и справочно-информационному обслуживанию заинтересованных пользователей возложены на Государственный комитет РФ по статистике, осуществляющий методологическое руководство и координацию деятельности подведомственных ему организаций в этой области.

На региональном уровне учет хозяйственных единиц в составе ЕГРПО осуществляется районными территориальными органами государственной статистики, которые фиксируют информацию о зарегистрированных субъектах хозяйственной деятельности и передают ее на областной уровень. После этого информация обрабатывается на областном уровне и передается на федеральный уровень в Главную администрацию регистра (ГАР), созданную в Главном межрегиональном центре обработки и распространения статистической информации (ГМЦ). ГАР является головной службой по ведению ЕГРПО и выполняет следующие основные функпии:

§ ведение сводного массива информации в базе данных ЕГРПО;

§ разработку инструктивно-методических и программно-технологических средств ведения ЕГРПО;

§ контроль и координацию работ, проводимых на региональном уровне;

§ взаимодействие с регистрами, реестрами и базами данных о предприятиях и организациях, ведение которых осуществляется в других ведомствах;

§ справочное обслуживание пользователей по их запросам.

Объектами учета в ЕГРПО являются:

юридические лица, включая коммерческие организации (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия) и некоммерческие организации (потребительские кооперативы, общественные объединения, религиозные организации, фонды, учреждения, ассоциации и союзы);

обособленные подразделения юридических лиц, которыми являются филиалы и представительства. Представительства иностранных юридических лиц обязаны иметь разрешение на осуществление деятельности на территории Российской Федерации, которое выдается соответствующим аккредитирующим органом: Министерством торговли Российской Федерации, Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, Банком России, Государственной регистрационной палатой при Минэкономики России или другими уполномоченными на это государственными органами управления;

индивидуальные предприниматели, прошедшие государственную регистрацию в качестве субъектов малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». К данной категории относятся фермеры, частные нотариусы и другие физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью на основании лицензии.

Органы государственной статистики, осуществляющие учет в ЕГРПО хозяйствующих субъектов, осуществляют организационное взаимодействие с соответствующими органами, на которые возложено проведение государственной регистрации предприятий и организаций. Данное взаимодействие заключается в том, что постановка предприятий и организаций на учет в налоговых органах и открытие им расчетных счетов банками осуществляются после их постановки на статистический учет в составе ЕГРПО, что должно подтверждаться соответствующими информационными письмами, выдаваемыми органами государственной статистики.

Предприятия и организации считаются созданными с момента их государственной регистрации установленными органами, выдающими свидетельства (решения, постановления, распоряжения) о регистрации создания (реорганизации, ликвидации) хозяйствующего субъекта.

Государственная регистрация хозяйственных единиц проводится органами государственной власти и управления в зависимости от типа регистрируемых предприятий и организаций.

Администрации городов и районов регистрируют коммерческие организации, включая предприятия, имеющие иностранные инвестиции (кроме предприятий нефтедобывающей, нефтегазоперерабатывающей и угледобывающей отраслей). Объем иностранных инвестиций при этом не должен превышать 100 млн руб.

Коммерческие организации, в уставом капитале которых объем иностранных инвестиций превышает 100 млн руб., а также организации, относящиеся к вышеперечисленным добывающим отраслям, проходят регистрацию в Государственной регистрационной палате при Минэкономики России.

Территориальные управления (отделы) Минюста России регистрируют межрегиональные, региональные и местные общественные объединения, религиозные организации и иные некоммерческие организации, создаваемые на уровне региона.

Банк России регистрирует коммерческие банки, их филиалы и другие (финансово-кредитные учреждения, создание и размещение которых в регионах, как правило, предварительно согласовывается с Главными управлениями Банка России.

Учет хозяйственных единиц осуществляется территориальными органами государственной статистики в соответствии с утвержденными учредительными документами, которыми могут быть: устав, учредительный договор и положение, в соответствии с которыми осуществляют свою деятельность создаваемые предприятия и организации.

Вид учредительного документа для каждой организации определяется ее организационно-правовой формой.

Наши рекомендации