Денежно-кредитная система.
Тема №11 Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика
- Цели и инструменты реализации экономической политики
- Денежно-кредитная система.
- Кредитно-банковская система РК.
Цели и инструменты реализации экономической политики
Экономическая политика - это совокупность предпринимаемых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации общественно значимых целей.
Государственное регулирование экономики преследует следующие цели:
1. устойчивый рост национального производства;
2. поддержание эффективного размера занятости;
3. стабилизацию уровня цен;
4. обеспечение внешнеторгового баланса.
Можно выделить следующие направления государственного регулирования экономики:
1. регулирование капиталовложений;
2. регулирование сбыта;
3. регулирование рынка рабочей силы;
4. стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).
Через регулирование капиталовложений государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного воспроизводства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизмы. Вложения осуществляются как за счет государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счет частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот.
Система сбыта регулируется государством через государственные закупки (государственное потребление) и через потребительский кредит, который довольно широко развит в странах Западной Европы. Система потребительского кредита расширяет емкость рынка, поскольку стимулирует рост совокупного спроса.
Регулирование рынка рабочей силы осуществляется по ряду направлений:
1. установление максимальной продолжительности рабочей недели;
2. установление минимальной величины заработной платы;
3. установление порядка взносов на нужды социального страхования;
4. государственное стимулирование профессионального обучения и переподготовки кадров.
Государственное регулирование сферы НИОКР позволяет поддерживать высокое государственное стимулирование профессионального обучения и переподготовки кадров. Оно же позволяет поддерживать высокие темпы научно-технического прогресса, обеспечивать динамичное развитие экономики. Государство в западных странах финансирует от 40 до 50% общих затрат на НИОКР, при этом финансовые ресурсы оно выделяет не под количество персонала, как в нашей стране, а под конкретный проект.
Помимо вышеназванных форм государственного регулирования, можно также выделить еще и такие формы, как система экономического программирования, регулирование мелкого и среднего бизнеса, сельскохозяйственного производства и т.д.
Реализация экономической политики возможна лишь при использовании совокупности мер, инструментов, образующих механизм государственного воздействия на экономику.
К числу наиболее важных инструментов государственного регулирования относятся: фискальная политика, денежная политика, политика регулирования доходов, внешнеэкономическая политика, социальная политика.
Каждый из названных инструментов государственного регулирования выполняет свою роль и взаимодополняет другие. Система дает эффект лишь в том случае, если она применяется комплексно и ее составляющие не противоречат друг другу.
Денежно-кредитная система.
Денежная система - это исторически сложившаяся в каждой стране форма организации денежного обращения и законодательно установленная государством.
К элементам денежной системы относятся:
1. Денежная единица - это мера денег, принятая в стране за единицу в которой выражаются цены на товары и услуги.
2. Масштаб цен это весовое количество денежного металла, принятое в стране в качестве денежной единицы и ее составных частей.
3. Эмиссионная система - это учреждения, выпускающие деньги и ценные бумаги.
4. Виды денег – металлические (монета), бумажные деньги (номинальные денежные значки, банкноты), кредитные (деньги, замещающие полноценные и выступающие как знак кредита (вексель, чек, электронные деньги).
5. Институты денежной системы - государственные и негосударственные учреждения, регулирующие денежное обращение.
6. Валютный паритет – соотношение с другими валютами.
В зависимости от вида обращаемых денег выделяются два типа систем денежного обращения:
- система обращения металлических денег, когда обращаются полноценные золотые и серебряные монеты, а кредитные деньги свободно обмениваются на денежный металл;
- система обращения кредитных и бумажных денег, когда золото вытеснено из обращения.
Современное денежное обращение представляет собой совокупность денежных средств: наличной и безналичной формах. Денежная масса характеризуется денежными агрегатами.
1. МО = наличные деньги.
2. М1= МО + счета до востребования, чековые вклады и чеки (банковские деньги).
3. М2 = М1 + денежно-рыночные счета, нечековые сберегательные вклады, небольшие срочные вклады.
4. М3 = М2 + депозитные сертификаты крупного достоинства.
5. L = М3 + ценные бумаги, выпускаемых государством.
Кредит- предоставление денег, товаров в долг на следующих принципах:
1. Возвратность кредита - необходимость своевременного возврата полученных средств после использования.
2. Срочность – необходимость возврата в определенный срок, указанного в договоре.
3. Платность- необходимость оплаты права использования кредита.
4. Материальная обеспеченность – необходимость обеспечения защиты интересов кредитора, при нарушении обязательств заемщиком.
5. Целевой характер - распространяется на некоторые виды кредита, целевое использование средств.
6. Дифференцированный характер кредита - различный подход к различным категориям заемщиков.
Функции кредита:
Стимулирующая функция - это ускорение экономических процессов, благодаря ускорению оборота денег в экономике.
Заместительная функция - замещает наличные деньги на кредитные деньги.
Распределительная функция - с его помощью осуществляется перераспределение средств между различными отраслями.
Аккумулирующая функция – мобилизация денежного капитала.
Регулирующая функция – кредит в рыночной экономике используется как инструмент регулирования экономики.
При натуральном (товарном) кредите объектами кредитования являются товары, сырье, ресурсы, а при денежном – денежные средства, акции, векселя, облигации, долговые обязательства.
Краткосрочный кредит выдается до 1 года среднесрочный от 2 до 5 лет, долгосрочный – от 6 до 10 лет, онкольный кредит выдается до первого требования кредита.
Коммерческий кредит – кредит, предоставляемый предприятиями, другими хозяйствующими субъектами друг другу путем отсрочки платежа. Потребительский кредит - предоставляется частным лицам обычно при покупке потребительских товаров, ипотечный кредит – предоставляется в виде долгосрочных ссуд под залог недвижимости.
Государственный – ссуда, предоставляемая государством населению страны, банковский кредит предоставляют кредитно-финансовые учреждения любым хозяйствующим субъектам в виде денежных ссуд. Межгосударственный – движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений.
Виды кредита
|
|
|
|
|
|
Основными звеньями кредитной системы являются:
I. Центральный (эмиссионный) банк.
II. Банковская система:
- коммерческие банки,
- сберегательные банки,
- инвестиционные банки,
- ипотечные банки,
- другие специализированные банки.
III. Страховой сектор:
- страховые компании,
- пенсионные фонды.
IV. Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты:
- инвестиционные компании,
- финансовые компании,
- благотворительные фонды и др.
Цели денежно-кредитной политики государства:
ü рост объема производства,
ü полная занятость,
ü снижение инфляций.
Инструменты денежно-кредитной политики государства.
1. Операции на открытом рынке – это покупка и продажа центральным банком государственных ценных бумаг для вливания резервов в кредитную систему государства или, наоборот, изъятия.
2. Изменение нормы резервов - наиболее жесткий инструмент денежно-кредитного регулирования. Выражаются варьированием нормой резервов, которые коммерческие банки обязаны держать на счетах центрального банка. Применяется как средство быстрого снятия или расширения кредитной денежной массы.
3. Изменение учетной ставки - инструмент прямого регулирования денежно-кредитного обращения. Учетная ставка - ставка процента, под который центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Выражается варьированием учетной ставки. Применяется для управления кредитной активности. Применение данных инструментов называется «политикой дешевых денег» и «политикой дорогих денег».
Таблица
Управление кредитной активностью.
Параметры | Политика дешевых денег | Политика дорогих денег |
Применение: | При безработице, спаде в экономике. | При высокой инфляции. |
Действия: | Покупка государственных ценных бумаг, понижение нормы обязательных резервов, понижение учетной ставки процента. | Продажа государственных ценных бумаг, увеличение нормы обязательных резервов, повышение учетной ставки процента. |
Результат: | Возрастает денежное предло жение, процентная ставка снижается, инвестиции растут, деловая активность повышается, безработица снижается. | При этом сокращается денежное предложение, процентная ставка возрастает, инвестиции сокраща ются, деловая активность падает, инфляция сокращается. |
Основные инструменты кредитно-денежной политики в Казахстане:
1. Ограничение роста кредитных вложений. Национальный банк Казахстана ограничивает рост кредитных вложений, осуществляемых банками 2 уровня. Национальный банк РК устанавливает для них процентные нормы.
2. Учетно-дисконтная и ломбардная политика. Национальный банк РК выступает в качестве основного кредитора других банков страны. Изменяя учетную ставку, Национальный банк воздействует на совокупный спрос и совокупное предложение.
3. Операции на открытом рынке – покупка или продажа Национальным банком ценных бумаг в целях изменения резервов кредитной системы государства.
4. Политика минимальных резервов. Повышая величину обязательных резервов Национальный банк сдерживает деловую активность коммерческих банков, понижая – стимулирует ее.
5. Добровольные соглашения. Заключаются между Национальным банком РК и коммерческими банками.