Экономическая организация производства
предполагает существование обратной связи ресурсы – производство – результаты.
Обязат. пред. Сопоставление полученного результата с понесенными затратами.
Экономическая эффективность - отношение результатов к затратам. Рентабельность – отношение прибыли к себестоимости * 100%. Производство труда – продукт к количеству работников (количеству часов).
Фондоотдача – продукт к стоимости основных производственных фондов.
Основная проблема экономики: ресурсы редки, а потребности безграничны, общество не может в данный момент времени производить все блага, необходимые для удовлетворения потребностей. Приходиться принимать решение, какие товары производить, а от каких отказаться – проблема выбора.
Кривая производственных возможностей: 2 товара, технология неизменна, ресурсы ограничены, перераспределение использ. с наибол. эфф. наилуч. результат. Это кривая огранич. совокупность всех точек, решений, в пределах которой следует искать оптимальный вариант чего и сколько производить.
Альтернативная стоимость (ценность, возможности, которые приносятся в жертву) – это стоимость производства товаров и услуг, измеряемая с точки зрения потерянной возможности заняться наилучшим из доступных альтернативных видов деятельности, требующих того же самого времени и ресурсов; это потенциальная потеря тех товаров, к-рые могли бы быть произведены из примененных ресурсов.
Экстенсивный тип экономического роста означает получение дополнительного результата за счет привлечения дополнительных ресурсов в большом количестве и того же качества.
Интенсивный тип экономического роста – естественные пределы связаны с огранич. ресурсов получ. дополнит. результата на основе тех же или даже сокращающ. затрат иного качества и структуры. Не бывает чисто экстенсивного и интенсивного типов экономического роста. Повышение эффективности производства достигается за счет разделения труда.
70 Собственность как экономическая категория – это отношения междулюдьми по поводу присвоения благ. Собственность бывает индивидуальная и групповая.
Структура отношений присвоения. Распоряжение – полное монопольное присвоение (собственник может все). Владение – аренда, наем, не полное присвоение. Пользование – человек присваивает результат, полученный от использования не своей собственности.
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, допустимые в РФ: предприниматель без юридического лица (ПБОЮЛ), хозяйственные товарищества (ПТ – полное товарищество, ТНВ – товарищество на вере), хоз. общества (ООО – общество с ограниченной ответственностью, ОДО – общество с дополнительной ответственностью, АОЗТ – акционерное общество закрытого типа, АООТ - акционерное общество открытого типа), производственные кооперативы (ПК, артель), унитарное муниципальное предприятие.
Понятие малого бизнеса – количественная характеристика, а не его юридическая форма. Основной критерий – количество занятых (в промыш. – до 100 человек, строит., транспорт, опт. торг., с/х – до 60, не производственная сфера до 50). Доля капитала, принадлеж. 1 юридич. лицу не должна превышать 20 %.
71Сущность, ф-ии и механизм функционирования рынка. Рынок – это соц. – экономич. отношения продавцов и покупателей, основанные на законах товарного производства. Рынок – набор конкурентных торгов. Рынок – это способ самонастройки, самоорганизации хоз. системы через взаимодействия спроса и предложения и формир. равновесной рыночной цены. Функции рынка: информационная (ценообразующая), посредническая, распределительная (регулирующая), стимулирующая, дифференцирующая. Типы рыночных структур: предприятия, характер продукции, ценообразование, барьеры, неценовая конкуренция.
Рынок регулируется в нескольких уровнях: саморегулирование, частичное регулирование (отдельные фирмы, маркетинг), государственное регулирование – прямые (администр. – воздействие через законы), косвенные (рыночные демократ. общества), смешанные методы.
72 Спрос – потребность в каком-либо товаре, подкрепленная платежеспособностью. Спрос – это желание купить определенное количество товара по определенной цене.
Графическая интерпритация законов спроса. Существует обратная зависимость между ценой товара и его количеством приобретаемом на рынке. При повышенных ценах покупают мало, при пониж. – покупают много. Спрос изменчив в зависимости от обстоятельств.
Закон спроса характеризует зависимость спроса от цены. Эластичность показывает изменение количества от цены. Спрос эластичен на те товары, у которых есть заменители. Закон спроса касается нормальных товаров.
Эластичность спроса по доходам – с ростом дохода растет спрос. С ростом дохода доля средств на покупку товаров первой необходимости относительно уменьшается, а доля средств не первой необходимости будет увеличиваться. Перекрестная эластичность связана с феноменом товаров взаимоизменяемых и взаимодополняемых.
73 Предложение.
Предложение какого-либо товара или услуги - это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени.
Объем предложения - то количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени
Зависимость между объемом и ценой предложения выражается в законе предложения: при прочих равных условиях объем предложения товара увеличивается, если цена на товар возрастает и наоборот. Факторы, оказывающие влияние на предложения:
изменение цен на факторы производства; технический прогресс; сезонные изменения; налоги и субсидии; ожидания производителей; изменение цен на сопутствующие товары. Изменение объема предложения происходит, если все определяющие предложение товара факторы остаются постоянными, а изменяется только цена рассматриваемого товара. Таким образом, если изменяется цена, то происходит движение вдоль линии предложения.
При изменении других факторов, определяющих предложение, и постоянной цене товара происходит изменение самого предложения, и линия предложения на графике сдвигается.
С изменением цены изменяется величина предложения. Прямая (на графике) зависит между изменениями цены и объема продаж. Эластичность по цене анализируется предложением.
Спрос и предложение
Линии спроса и предложения пересекаются в точке, где цена, по которой покупатели согласны купить определенное количество товара, равна цене, по которой производители готовы продать это же количество товара. Точка пересечения линий предложения (S) и спроса (D) - точка Е, называется точкой равновесия. Когда рынок находится в этой точке, установившаяся цена устраивает как покупателей, так и продавцов и у них нет причин требовать ее изменения. Такое состояние рынка называется рыночным равновесием.
Объем продаж в этой точке называется равновесным объемом рынка (Qе). Цена в этой точке называется равновесной (рыночной) ценой (Pе).
Таким образом, рыночное равновесие - это состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения.
Если сложившаяся на рынке цена будет отличаться от равновесной, то под действием рыночных механизмов она будет изменяться до тех пор, пока не установится на равновесном уровне и объем спроса не станет равен объему предложения.
Принципы ценообразования.
Спрос,Прочее,Внешний рынок,Этап жизненного цикла товара,
Позиция государства,Канал сбыта,Тип товара,Тип рынка,
Эластичность,Цены конкурентов на аналогичный товар,
Цены на товары замещающие и дополняющие,Лидерство по качеству,Затраты общественно необходимые.
Алгоритм:вывед. товара – период роста – насыщение – спад – сбыт.
75. Государственное регулирование экономики
Государственное регулирование — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основ экономических процессов.
Государство отвечает за:Фискальную политику (бюджет, налоги)
Монетарную политику (денежные средства, кредиты)
Внешнюю торговлю
Распределение доходов
Методы регулирования
1.Прямые-контроль над монополиями -экология -разработка стандартов, их поддержание (Знаки качества, госуд.стандарты)
2.Косвенные-денежная политика -контроль за доходами -соц. политика -внешнеэкономическое регулирование
Формы регулирования'
1.Гос. целевые программы(социальные)
2. Прогнозирование
3. Моделирование экономический ситуаций
Регулирование государства распространяется и на технические аспекты деятельности. Это так называемое «техническое регулирование». Это регулирование имеет общие «централизованные механизмы», которые характерны и для экономического регулирования: нормирование, сертификация и надзор, лицензирование, аккредитация, делегирование, регистрация, санкции и апелляции.
Субъекты ГРЭ, их взаимодействие.
Субъекты: носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов. Носители хозяйственных интересов: социальные группы людей, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: по имуществу, по доходам, по видам деятельности, по профессии, по отраслевым и региональным интересам. Это: наемные рабочие, ИП, учителя, адвокаты, пенсионеры. У каждого из этих групп есть свои интересы, которые выражаются как правило представителями этих групп путем выступления на митингах, СМИ и т.п. Выразители: это объединения, союзы, ассоциации, профсоюзы, которые объединяют этих носителей, а также общественные политические партии. Исполнители хозяйственных интересов: органы трех ветвей власти.
Объекты ГРЭ.
Объекты: это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникали или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности. Основные объекты ГРЭ – это:
экономический цикл;секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;условия накопления капитала;занятость;
денежное обращение;платежный баланс; цены;условия конкуренции;социальные отношения;подготовка и переподготовка кадров;окружающая среда;внешнеэкономические свя
76 Фирма как основной субъект рыночной экон. Фирма – это организация, использующая ресурсы для производства и реализации товаров, работ, услуг с целью получения прибыли, владеющая и управляющая одним или несколькими предприятиями. Фирма производит и продает продукцию, пользующуюся спросом. Затраты различают: экономические (связаны с предприятием, не явные, касаются внутренних собственных ресурсов), бухгалтерские (явные, всегда имеют денежную оценку, предполагают оплату из вне привлеченных ресурсов), производственные (прямые (первичные, вторичные) и косвенные (накладные)). Себестоимость продукции – это выраженная в денежной форме фактические расходы предприятия, возмещение которых необходимо для осуществления простого воспроизводства, материальных благ и услуг. С. – это важный фактор, определяющий конкурентноспособность предприятия. Затраты, составляющие себестоимость нужно классифицировать и считать. Калькуляцию затрат выделяют экономисты на единицу продукции (материальные затраты, з/п, расходы на подготовку и освоение производства, прочие, расходы по управлению производства, потери от брака производства, непроизводственные расходы). Структура фондов предприятия – производственные фонды ( основной-основные средства предприятия; активное, пассивное; оборотный-оборотные средства; сырье, материалы), непроизводственные фонды, фонды обращения (средства на счетах предприятия в банке
77 выбор фирмой оптимального объема выпуска Объем выпуска. Валовые затраты (постоянные – не меняются с изменением объема выпуска; переменные – изменяются с увеличением объема выпуска). Формула валовой выручки TR=P (цена) * Q (объем выпуска). Средние затраты – это затраты на единицу продукции. Если у предприятия имеется информация о величине средних затрат – мin затрат, предприятие выбирает оптимальный объем выпуска, при котором средние затраты min. Для предприятий в условиях совершенной конкуренции средний доход равен цене. Средний доход связан с предельными затратами и выручкой. Маргинальные затраты – это дополнительные затраты на производство каждой следующей дополнительной единицы продукции. Кривая предельных затрат пересекает кривую средних затрат. Для предприятий в условиях совершенной конкуренции предельный доход = цене, дополнительный доход (доход от каждой следующей продукции) = спросу. Золотое правило экономики: производить и продавать целесообразно те и только те единицы продукции, по которым предельная выручка превышает предельные затраты.Кривая предложения конкурирующей фирмы – это часть кривой предельных затрат, лежащая выше (.) ее пересечения с кривой средних переменных затрат
78 Безубыточность производства как…
Точка безубыточности – это то минимальное количество продукции, которое нужно произвести предприятию для того, чтобы впервые из полученной выручки погасить все свои затраты. Q* = FC (постоянные затраты)\P (цена)-VC (переменные удельные затраты). Предприятие выбирает такой объем выпуска, при котором валовая выручка превышает валовые затраты.БЕЗУБЫТОЧНОСТЬ производства— режим хозяйственной деятельности предприятия, фирмы, частного лица, при котором доходы, получаемые от деятельности, превосжодят расходы, связанные с ней, или равны им.Точка безубыточности — минимальный объем производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль. Точку безубыточности можно определить в единицах продукции, в денежном выражении или с учётом ожидаемого размера прибыли.
При построении графика безубыточности предполагается, что не происходит изменений цен на сырье и продукцию за период, на который осуществляется планирование;
по Х -откладывается объем производства в единицах изделий или в процентах использования производственной мощности, по У - затраты на производство и доход. Затраты откладываются с подразделением на постоянные (ПОИ) и переменные (ПИ). Кроме линий постоянных и переменных издержек, на графике отображаются валовые издержки (ВИ) и выручка от реализации продукции (ВР).
Точка пересечения линий выручки и валовых затрат представляет собой точку безубыточности (К). Эта точка интересна тем, что при соответствующем ей объеме производства и продаж (В кр ) у предприятия нет ни прибыли, ни убытков. Объем производства, соответствующий точке безубыточности носит название критического.Точка безубыточности может быть определена и аналитическим методом.
Выручку от реализации продукции определяют по выражению
где ПОИ – постоянные издержки; ПИ – переменные издержки; П – прибыль.
80 Рынок труда и безработица.
Политика регулирования рынка как составная часть экономической политики предусматривает достижения трех основных целей:
1. стимулирование структурной перестройки и ускорения процесса перераспределения высвобождаемых работников;
2. наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь;
3. предоставление работы каждому, кто ее ищет.
Меры государственной политики занятости дифференцируются по:
. объекту воздействия (общие и специализированные меры);
. источникам финансирования.
К методам воздействия на занятость можно отнести:
. прямые (административные): законодательное регулирование, трудовое законодательство, коллективные договоры;
. косвенные (экономические): финансовая, монетарная и фискальная политика.
Типы государственного воздействия на занятость:
. пассивный: социальная помощь незанятому населению;
.активный: стимулирование предложения труда, стимулирование спроса на труд, меры по согласованию спроса и предложения
биржи труда , федер. служба занятости
Рынок труда – это рынок особого рода – соц.-эконом. рынок, усложненный процессом управления. Предложение определяется: уровень налогов, количество и качество труда, уровень з/п. Предложение труда бывает индивидуальным и общественным. Спрос на труд представляет бизнес и государство, собственник веществ. факторов производства, для получения более чем стоимость вложенных факторов производства. Безработный – это тот, кто может работать, но нет рабочих мест. Безработица возникает из-за слишком низкого спроса. Безработица – нарушение равновесия на рынке труда. Безработица бывает добровольная (скрытая) и вынужденная (пульсирующая, структурная, циклическая).
Инфляция –Увеличение бумажных денег ведет к обесцениванию денег. количественное выражение инфляции. Измерение цен. Цены текущего года сопоставляются с ценами прошлого года с количеством произ. прошл.
Кривая Филлипса — графическое отображение обратной зависимости между уровнем инфляции и уровнем безработицы.
В долгосрочном периоде представляет
собой вертикальную прямую, иначе говоря,
показывает отсутствие зависимости между
уровнем инфляции и уровнем безработицы.
Π — уровень инфляции,Πe — ожидаемый
уровень инфляции,
(U − Ue) — отклонение безработицы от
естественного уровня - циклическая безработица
b > 0 — коэффициент,
v — Шоки предложения.
Закон Ойкена выражает связь между
естественным уровнем безработицы и
потенциальным уровнем валового национального
продукта (ВНП). ВНП – такой объем национального продукта,
который может быть произведен при полной занятости. что превышение уровня безработицы на 1 % над уровнем естественной безработицы снижает реальный ВНП по сравнению с потенциальным на 2,5 %.