Требования к уровню освоения дисциплины. Кафедра административного, финансового и коммерческого права
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра административного, финансового
и коммерческого права
Одобрено
учебно-методическим советом
юридического факультета
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Учебно-методический комплекс
Для специальностей:
080111 – Маркетинг; 080301 – Коммерция (торговое дело);
080401 – Товароведение и экспертиза товаров; 032401 – Реклама; 080102 – Мировая экономика; 080105 – Финансы и кредит;
080507 – Менеджмент организации; 080505 – Управление персоналом; 080109 – Бухгалтерский учет, анализ и аудит;
080801 – Прикладная информатика (в экономике);
080502 – Экономика и управление на предприятии (по отраслям); 080503 – Антикризисное управление
Москва 2007
Автор-составитель: канд. юрид. наук, профессор Э.А. Зинчук
Учебно-методический комплекс «Правоведение» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и является обязательной для изучения.
© Российский государственный торгово-экономический университет, 2007
Содержание
1. Цели и задачи дисциплины …………………………………................................4
2. Требования к уровню освоения дисциплины ………………..............................5
2.1. Инновационные технологии, используемые в преподавании курса …….7
3. Объем дисциплины …………………………………………….............................8
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы ……………….......................8
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной нагрузки ……………..13
4. Содержание курса …………………………………………….............................20
5. Темы семинарских и практических занятий, тематических
дискуссий и деловых игр ……………………....................................................31
6. Задания для самостоятельной работы студентов
при изучении дисциплины …………………………………….........................52
7. Варианты и темы контрольных работ для студентов заочной формы
обучения и методические указания по их выполнению ……………………..57
7.1. Методические указания и требования к выполнению контрольной
работы по дисциплине ………….................................................................72
8. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине ……………….75
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины ……………..........................78
9.1. Нормативные правовые акты ………………………………......................78
9.2. Литература ……………………………………………………....................82
9.3. Методическое обеспечение дисциплины ……………………...................83
9.4. Информационное обеспечение дисциплины ……………….....................83
Приложение № 1 ……………………………………………..............................85
Цели и задачи дисциплины
Формирование правового государства в России, проведение экономических реформ, процессы демократических преобразований в социально- политической жизни общества требуют усиления правовой подготовки специалистов для экономики страны. Результативность их деятельности во многом будет зависеть от того, насколько они знают законодательство, умеют применять его на практике и владеют правовыми инструментами. Практика развития рыночной экономики в России показывает, что она не способна автоматически регулировать экономические и социальные процессы в интересах, как всего общества, так и каждого гражданина. Поэтому важнейшим условием успешного проведения экономических реформ, осуществления национальных проектов, демократизации страны является совершенствование правовой основы происходящих в стране преобразований, укрепление законности и правопорядка. Правовое образование и правовое воспитание влияют на качество профессиональной подготовки студентов всех специальностей и направлений, реализуемых в университете, т. к. в условиях рыночной экономики важнейшими критериями квалификации специалиста - выпускника нашего университета является правовая грамотность и строгое соблюдение нормативных правовых актов.
Важное значение в правовом образовании и воспитании студентов РГТЭУ всех специальностей, кроме специальности «Юриспруденция», и всех форм обучения имеет правовая дисциплина «Правоведение», с которой начинается изучение права в университете.
В ходе изучения курса «Правоведение» студентами постигаются важнейшие знания: значение Конституции Российской Федерации как основного закона страны, принципы и элементы конституционного строя России, роль и сущность государства и права на современном этапе развития России, совершенствование гражданского общества, политической системы; содержание неотъемлемых и неотчуждаемых прав и свобод гражданина и ответственность государства за реализацию политических, экономических, социальных и иных возможностей личности, за создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Целью курса является овладение студентами знаниями в области основ теории государства и права, конституционного, гражданского, семейного, трудового, административного, уголовного, экологического права, и гражданского процесса; выработка уважения к законодательству и соблюдение правомерного поведения в обществе.
Задачи курса состоят в выработке у студентов понимания особенностей правовой системы Российской Федерации; значения и функции права в формировании правового государства, укрепления законности и правопорядка в стране; умения разбираться в законах и подзаконных актах, обеспечивать соблюдение законодательства, принимать решения в соответствии с законом; анализировать законодательство и практику его применения, ориентироваться в законодательстве и в специальной литературе, и на основе полученных знаний решать конкретные проблемы, возникающие в практической деятельности.
Особенности курса «Правоведение» и сложность его изучения состоят в том, что он включает в себя основы ряда фундаментальных отраслей системы российского права, регулирующих разнородные общественные отношения, специфику и методы их регулирования, большой объём законодательства, изучаемый в курсе. В связи с этим важное значение для овладения курсом имеет посещение аудиторных занятий и систематическая самостоятельная работа студентов.
Требования к уровню освоения дисциплины
Дисциплина «Правоведение» является необходимой основой для профессиональной подготовки студентов университета, изучения ими специальных дисциплин, определяющих в соответствии с требованиями ГОС ВПО их квалификацию как специалистов. Поэтому после изучения дисциплины «Правоведение» студент должен
иметь представление:
• об основных правовых системах современности,
• о системе российского права; основных отраслях этой системы;
• о роли, сущности, функциях государства и права, их значении в формировании правового государства, развитии гражданского общества в России;
• об источниках права, системе нормативных правовых актов, во главе с Конституцией РФ, основах законодательства и кодексах, регулирующих общественные отношения в стране, и особенно в экономике;
• о системе органов государственной власти в РФ, разделении государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
• об основах конституционного, гражданского, трудового, уголовного, административного, экологического, семейного права и гражданского процесса.
знать:
• права и свободы гражданина в РФ, их осуществление и защиту;
• основные начала гражданского законодательства и отношения, регулируемые этим законодательством;
• субъекты гражданского права, в том числе предпринимательской деятельности; их виды;
• формы собственности в РФ, понятие и содержание права собственности;
• обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение, общие положения о договорах;
• антимонопольное законодательство. Правовые методы борьбы с монополистической деятельностью и ограничением конкуренции;
• основные начала трудового законодательства;
• основные нормы трудового законодательства, регулирующие отношения сторон трудового договора и защиту трудовых прав и свобод работников;
• систему судебных органов в РФ;
уметь:
• свободно ориентироваться в законодательстве, найти нужные правовые нормы для принятия самостоятельного решения по практическим правовым ситуациям;
• применять и толковать законы и другие нормативные правовые акты в области предпринимательской деятельности;
• совершать юридические действия и принимать правовые решения в соответствии с нормативными правовыми актами;
• соблюдать правовые нормы, применять их в профессиональной деятельности;
• защищать свои права и законные интересы;
приобрести навыки:
• работать с учебной и научной литературой, законодательством и вести дискуссии по проблемам изучаемой дисциплины;
• соблюдать правовые нормы и применять их в профессиональной деятельности;
• воспитания у себя общественной активности, уважения к закону, чувства долга, нетерпимости к нарушению закона в профессиональной деятельности, принципиальности и независимости в обеспечении прав и свобод личности, её охраны и социальной защиты;
владеть:
• знаниями о системе российского законодательства, его роли в регулировании предпринимательской деятельности;
• навыками чётко разбираться в действующем законодательстве и правильно применять его к конкретным жизненным ситуациям;
• следить за изменениями законодательства, особенно ГК РФ, ТК РФ, КОАП РФ, УК РФ, ГПК РФ;
• самостоятельного поиска нормативных правовых актов в обучающих системах «Гарант», «Консультант плюс», «Кодекс» и др.
2.1. Инновационные технологии,
используемые в преподавании курса
Деловая игра – метод имитации (подражания, изображения) принятия решений руководящими работниками, судебными работниками в различных производственных ситуациях (в учебном процессе – в искусственно созданных ситуациях), осуществляемый по заданным правилам группой людей в диалоговом режиме. Деловые игры применяются в качестве средства активного обучения праву, экономике, бизнесу, познания норм поведения, освоения процессов принятия решения (темы 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18).
Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по предложенной тематике (тема 4).
«Круглый стол» – один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога (тема 6).
Коллоквиум – одна из форм учебных занятий, в ходе которой преподаватель контролирует усвоение сложного лекционного курса или самостоятельную работу студентов в течение семестра (темы 5, 8, 17).
3. Объем дисциплины «Правоведение»