Требования к уровню освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у студента следующих общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВПО:
- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать их возможное развитие (ОК-4),
- владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);
- умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
- способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-8);
- умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9);
- стремлением к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10);
- умением критически оценивать личные достоинства и недостатки (ОК-11);
- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);
- способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13);
- владеть методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-15);
- знанием основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК-1);
- способностью использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-4);
- способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);
- способностью анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-9);
- способностью участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-10);
- способностью использовать основные методы финансового менеджмента для стоимостной оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуре капитала (ПК-11).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: - теоретические основы и закономерности функционирования экономики, включая переходные процессы;
-структуру и тенденции развития российской и мировой экономик;
-сущность многообразных экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе;
-основные механизмы, определяющие поведение экономических агентов;
- причины неэффективного функционирования системы.
Уметь: -ориентироваться в окружающей экономической реальности;
- понимать последствия принимаемых экономических решений на всех уровнях хозяйствования;
-использовать методы экономического анализа для характеристики конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;
- находить пути и способы эффективного решения конкретных хозяйственных задач.
Владеть: -понятийным аппаратом экономическойтеории;
- методологическими подходами к выбору теоретического инструментария, соответствующего решаемой задаче;
- навыками поиска и использования информации об экономических процессах и явлениях, тенденциях развития как национальной, так и мировой экономики.
Критерии оценивания уровня освоения дисциплины
Промежуточный контроль осуществляется в ходе учебного процесса на семинарских занятиях и по итогам самостоятельной работы посредством тестирования.
Итоговый контроль осуществляется в ходе экзамена. Экзамен по «Экономической теории» проводится в устной форме; студент отвечает на два основных и дополнительные вопросы. При оценке определяется степень полноты ответа и итоги промежуточного контроля.
Содержание дисциплины
Раздел 1. Введение в экономическую теорию
Тема 1. Предмет и метод экономической теории.
Предмет экономической науки. Основные категории экономической науки. Экономические блага и их классификации. Ограниченность ресурсов. Полные и частичные взаимодополняемостьивзаимозамещение благ.
Экономические агенты (рыночные и нерыночные), их потребности и экономические интересы. Основные цели и средства достижения целей.
Основные проблемы экономики Экономические ограничения: границапроизводственных возможностей компромисс общества между эффективностью и равенством. Понятие альтернативных издержек (издержек отвергнутых возможностей). Принципсравнительного преимущества.
Методология экономической науки. Формально-логические методы и основные способы материалистической диалектики. Методы анализа: предельный, функциональный и моделирование; нормативный и позитивный.
Кругообороты благ и доходов. Потоки и запасы. Номинальные иреальные величины. Краткосрочный и долгосрочный периоды вэкономическом анализе.
Этапы развития экономической теории.
Тема 2.Экономические системы
Типы экономических систем. Способы координации экономической деятельности. Принципы организации рыночной системы. Конкуренция и еевиды. Роль конкуренции в рыночной экономике.
Разновидности экономических систем (доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные). Экономические цели общества. Средства достижения целей.
Собственность как экономическое явление. Основные объекты собственности.
Собственность и хозяйствование: структура прав, передача прав,согласование обязанностей. Теневая экономика.
Раздел II. МИКРОЭКОНОМИКА
Тема 3. Рынок и рыночная экономика.
Понятие рынка и рыночной экономики. Субъекты рыночных отношений: домашние хозяйства, фирмы, государство.
Функции рынка и его роль в социально-экономической системе общества. Структура рыночной экономики. Инфраструктура рынка.
Основные категории рыночного хозяйства: товар и деньги. Основные положения трудовой теории стоимости. Товар и его свойства. Две стороны товара. Теория предельной полезности. Полезность, экономические и психологические корни этого понятия. Предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Марксистское определение денег как всеобщего эквивалента. Западное определение денег через их функции. Функции денег. Эволюция денег.
Тема 4. Спрос, предложение и рыночное равновесие.
Потребности и платежеспособный спрос. Определение спроса. Величина спроса. Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Кривая спроса. Факторы смещения кривой спроса.
Определение предложения. Величина предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Факторы смещения кривой предложения.
Рыночное равновесие, его устойчивость. Равновесная цена и равновесный объем. Излишки производителя и потребителя. Механизм установления рыночного равновесия. Равновесие по Л.Вальрасу и А.Маршаллу. Цена, ее функции в рыночной экономике.
Определение эластичности. Эластичный и неэластичный спрос, их значение для продавцов и покупателей. Факторы эластичности спроса. Перекрестная эластичность. Эластичное и неэластичное предложение, их значение для продавцов и покупателей. Фактор времени как основной фактор эластичности предложения. Эластичность предложения в разных рыночных периодах.
Внешние эффекты рынка. Положительные и отрицательные внешние эффекты. Частные и социальные издержки. Теорема Коуза - Стиглера. Государственное регулирование внешних эффектов.
Классификация экономических благ. Частные и общественные блага. Обеспечение общественными благами: возможности рынка и государства. Общественный выбор и благосостояние: роль государства.
Тема 5. Теория потребительского поведения.
Анализ потребительских предпочтений. Функция полезности. Кривые безразличия. Норма замещения и предельная норма замещения. Бюджетные ограничения.
Оптимальный выбор (оптимум) потребителя. Поведение потребителя и классификация спроса. Кривая Энгеля.
Домохозяйства как субъект микроэкономики. Семейный бюджет. Благосостояние потребителя и экономическая политика.
Тема 6. Фирма в системе рыночных отношений
Понятие предпринимательства. Функции предпринимательства. Сущность и условия предпринимательской деятельности. Фирма и предприятие. Роль фирмы (предприятия) в экономике. Спонтанный порядок и иерархия. Фирма как иерархическая система. Трансакционные издержки и их роль в экономике.
Значение размеров фирмы. Диверсификация, концентрация и централизация производства.
Определение издержек. Бухгалтерские и экономические издержки. Внешние и внутренние издержки. Нормальная прибыль как специальный случай внутренних издержек.
Закон убывающей отдачи, его проявления. Производственная функция. Определение производительности фактора производства.
Различие размера издержек в краткосрочном и долгосрочном периодах. Валовые издержки. Постоянные и переменные издержки.
Понятие средних и предельных издержек . Взаимосвязь предельных издержек со средними переменными и средними общими издержками.
Издержки производства в долгосрочном периоде. Масштаб производства. Эффект масштаба. Отдача от масштабов производства: постоянная, повышающаяся, снижающаяся. Долгосрочные средние издержки.
Выручка: общая, средняя, предельная. Концепции прибыли. Принципы максимизации прибыли.
Тема 7. Производство и ценообразование в различных рыночных
структурах
Понятие конкуренции, ее функции. Условия совершенной конкуренции. Идеальный характер условий совершенной конкуренции.
Спрос и предложение фирмы в условиях совершенной конкуренции. Прибыль фирмы. Варианты поведения фирмы в краткосрочном периоде. Правило Р=МС для совершенной конкуренции.
Поведение конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.
Предпосылки несовершенной конкуренции .Структура рынка несовершенной конкуренции.
Монополистическая конкуренция, ее условия. Дифференциация продукта как основной фактор ограничения конкуренции. Факторы дифференциации продукта. Ценовая и неценовая конкуренция, преобладание неценовой конкуренции.
Поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах. Краткосрочный период: выбор оптимального объема производства в условиях монополистической конкуренции. Характеристика положения фирмы. Долгосрочный период: временный характер экономической прибыли в условиях монополистической конкуренции.
Олигополия, ее характеристика. Дифференцированные и недефференцированные продукты при олигополии. Модель Курно. Равновесие Курно.
Разновидности олигополии. Нескоординированная олигополия. График выбора оптимального объема производства. Картели. Типичные случаи соглашения. Картели в современной России. Картелеподобная структура рынка. Принцип предсказуемого поведения (лидерство в ценах, схема «издержки плюс»).
Монополия, ее характеристика. Рыночное равновесие в условиях монополии. Последствия монополизации.
Принципы антимонопольной политики.
Тема 8. Рынок факторов производства.
Особенности рынка факторов производства. Спрос и предложение факторов производства. Особая роль рынка труда. Модели рынка труда. Заработная плата. Номинальная и реальная заработная плата. Марксистское и неоклассическое понимание заработной платы. Соотношение спроса и предложения труда в условиях совершенной конкуренции.
Капитал как фактор производства. Определение капитала. Маржиналистский и марксистский варианты, их общие черты и различия. Капитал предприятия и его структура. Чистая производительность капитала. Понятие процента как дохода. «Естественная» и рыночная норма процента. Процент как равновесная цена капитала. Рентабельность инвестиций. Номинальная и реальная норма процента.
Рынок земельных ресурсов и его особенности. Рента как факторный доход. Дифференциальная и абсолютная рента. Цена земли.
Раздел III. МАКРОЭКОНОМИКА.
Тема 9. Национальная экономика: результаты и их измерение.
Общественное воспроизводство. Основные пропорции общественного воспроизводства. Национальное богатство.
Система национальных счетов. ВВП и ВНП как исходные показатели системы национального счетоводства. Его роль как показателя уровня развития страны, важнейшего показателя конъюнктуры, базы изучения денежного обращения. ЧНП как ВНП, очищенный от амортизации. Национальный доход как важнейший показатель экономической активности, распределения и социальной справедливости. Личный доход. Важнейшие государственные и частные трансферты. Располагаемый доход.
Тема 10. Макроэкономическое равновесие.
Общее макроэкономическое равновесие. Модель AD=AS. Совокупный спрос и факторы, его определяющие. Совокупное предложение: классическая и кейнсианская модели. Шоки спроса и предложения.
Основные категории макроэкономического равновесия: потребление и сбережение, инвестиции. Кейнсианская модель расходов и доходов. Средняя и предельная склонность к сбережению. Средняя и предельная склонность к потреблению Факторы смещения кривых потребления и сбережения. Инвестиции. Их обратная зависимость от ставки процента. Точка макроэкономического равновесия.
Изменение ЧВП в результате изменения потребления и инвестиций. Мультипликаторы простой и сложный. Парадокс бережливости.
Принцип акселерации. Теория мультипликатора-акселератора. Особенности его действия в России.
Тема 11. Макроэкономическая нестабильность.
Фундаментальность проблемы цикла как источник различий его трактовки разными школами. Регулярные среднесрочные колебания. Кризисы, их средняя и максимальная глубина. Периодичность кризисов и ее изменения. Фазы цикла в западной (двухфазовая модель) и марксистской (четырехфазовая модель: кризис, депрессия, оживление, подъем) трактовке.
Региональные и отраслевые кризисы. Общие черты структурных кризисов. Особенности российского кризиса. Технологические уклады и «длинные волны».
Безработица: понятие, сущность, причины. Уровень безработицы. Учитываемые статистикой типы безработицы: фрикционная, структурная, циклическая. Частичная, скрытая, застойная безработица. Мнимая безработица (неофициальная занятость).
Понятие «полной» занятости и "естественной». Закон Оукена. Экономические и социальные последствия безработицы. Современная безработица в России.
Инфляция понятие, сущность, причины. Уровень инфляции. Инфляция спроса. Ее причины. Инфляция предложения, причины возникновения. Перераспределительные последствия инфляции. Взаимосвязь безработицы и инфляции. Кривая Филлипса. Инфляционные процессы в России.
Тема 12. Экономический рост.
Долговременные тенденции роста ВВП в современных экономиках. Экономический рост как способ решения социально-экономических проблем и удовлетворения новых потребностей. Факторы экономического роста Негативные стороны экономического роста. Типы экономического роста. Кейнсианские модели роста. Неоклассическая модель У.Солоу.
Тема 13. Кредитно-денежная система.
Денежное обращение. Пропорции товарной и денежной массы на рынке. Формула Фишера МV= PQ.
Предложение денег. Агрегаты М1, М2, М3, L, принципы их построения. Спрос на деньги со стороны сделок, график. Спрос на деньги со стороны активов. Предпочтение ликвидности и предпочтение вложений (доходности), их причины. Общий спрос на деньги.
Кредит, принципы кредита: срочность, возвратность, платность. Процент как плата за кредит. Процент как цена денег. Основные формы кредита: коммерческий и банковский.
Кредитная система. Центральный банк, его роль и функции. Коммерческие банки. Специализированные кредитные институты. Непосредственные функции банков. Банковская прибыль. Особенности банковской системы России. Роль ЦБ России.
Тема 14. Финансы и финансовая система
Финансы как экономическая категория. Финансовая система и ее элементы. Функции финансов. Государственные доходы, государственные расходы, бюджет. Государственные расходы и эффекты вытеснения и привлечения инвестиций. Проблема дефицита государственного бюджета и государственного долга, ее особенности в России.
Налоги и налоговые системы. Принципы и формы налогообложения. Налоговые ставки. Кривая Лаффера Эффекты Лаффера. Налоговая система России.
Тема 15. Экономическая роль государства
«Провалы» рынка как предпосылка экономической роли государства. Понятие государственного регулирования экономики. Субъекты регулирования. Объекты и цели государственного регулирования экономики.
Государственная собственность в рыночной экономике. Проблема эффективности государственных предприятий. Национализация и приватизация.
Денежно-кредитная политика государства, косвенный характер ее влияния
Антициклическая политика государства в фазе кризиса, ее цели и основные рычаги: финансовые, кредитные и др. Антициклическая политика в фазе подъема, ее цели и рычаги Антиинфляционная политика.
Долгосрочная политика государства: региональная и структурная, политика роста, социальная политика. Индикативное планирование, ее плюсы и минусы.
Социальная политика государства. Бедность и богатство. Доходы и их распределение. Уровень жизни. Минимум благосостояния. Неравенство доходов. Государственная политика регулирования доходов.
Государственное регулирование занятости. Социальная защищенность населения. Финансирование социальной защиты. Социальные компенсаторы. Социальная политика российского государства.
Тематический план
№ | Темы | Всего часов | Формы занятий | ||
лекции | семинары | Самост. Работа | |||
1. | Предмет и метод экономической теории | ||||
2. | Экономические системы | ||||
3. | Рынок и рыночная экономика | ||||
4. | Спрос, предложение и рыночное равновесие | ||||
5. | Теория потребительского поведения | - | |||
6. | Фирма в системе рыночных отношений | ||||
7. | Производство и ценообразование в различных рыночных структурах | ||||
8. | Рынок факторов производства | ||||
9. | Национальная экономика: результаты и их измерение | ||||
10. | Макроэкономическое равновесие | ||||
11. | Макроэкономическая нестабильность | ||||
12. | Экономический рост | ||||
13. | Кредитно-денежная система | ||||
14. | Финансы и финансовая система | ||||
15. | Экономическая роль государства | ||||
ИТОГО: |
Виды учебной деятельности
6.1. Лекции.В ходе лекций раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее сложные проблемы и вопросы. Материалы лекций являются основой для подготовки студента к семинарским занятиям и выполнения заданий самостоятельной работы.
Тема 1. Предмет и метод экономической теории
1. Понятие общественного производства, его структура и фазы.
2. Предмет экономической теории. Основные категории экономической теории.
3. Экономические агенты, их потребности и интересы.
4. Ограниченность ресурсов и возрастающие потребности. Экономический выбор.
Тема 2. Экономические системы
1. Экономическая система: понятие, типы.
2. Общая характеристика рыночной системы.
3. Собственность как экономическая категория. Субъекты и объекты собственности.
4. Собственность и хозяйствование: структура прав, передача прав.
Тема 3. Рынок и рыночная экономика
1. Рыночная экономика. Рынок. Субъекты рыночных отношений, их взаимосвязь и взаимодействие.
2. Функции рынка.
3. Основные категории рыночного хозяйства:
а) товар, его свойства;
б) основные положения трудовой теории стоимости и теории предельной полезности;
в) сущность денег;
г) функции денег, их эволюция.
Тема 4. Спрос, предложение и рыночное равновесие
1. Механизм рыночного саморегулирования, его элементы.
2. Спрос, факторы его определяющие. Кривая спроса.
3. Предложение, величина предложения.
4. Рыночное равновесие. Механизм установления рыночного равновесия.
5. Внешние эффекты рынка. Государственное регулирование внешних эффектов.
Тема 5. Теория потребительского поведения
1. Домохозяйство как субъект рыночной экономики.
2. Потребительские предпочтения. Полезность и гипотеза о рациональном поведении потребителя. Кривые безразличия.
3. Бюджетное ограничение и его уравнение.
Тема 6. Фирма в системе рыночных отношений
1. Предпринимательство, его функции. Предпринимательская фирма.
2. Издержки производства. Бухгалтерские и экономические издержки.
3. Выручка и прибыль. Экономическая природа прибыли.
4. Различие издержек в краткосрочном и долгосрочном периоде.
Тема 7. Производство и ценообразование в различных рыночных
структурах(4 час.)
Лекция первая
1. Конкуренция, понятие, функции, виды. Рыночные структуры.
2. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции
а) варианты поведения фирмы в краткосрочном периоде;
б) максимизация прибыли и правило MC=MR.
3. Динамика прибыли и объема предложения в долгосрочном периоде.
4. Несовершенная конкуренция. Структура рынка несовершенной
конкуренции.
Лекция вторая
1. Монополистическая конкуренция. Барьеры входа и выхода (в отрасли).
2. Поведение монополистического конкурента в краткосрочном и долгосрочном периодах.
3. Сущность и модели олигополии. Модели поведение фирм в олигополии.
4. Сущность монополии, ее виды. Поведение чистого монополиста. Антимонопольная политика.
Тема 8. Рынок факторов производства
1. Рынок факторов производства, его особенности.
2. Характеристика рынка труда. Заработная плата .
3. Капитал как фактор производства. Рынок капитала. Процент как равновесная цена капитала.
4. Рынок земли. Рента как факторный доход. Цена земли.
Тема 9. Национальная экономика: результаты и их измерение
1. Понятие общественного воспроизводство.
2. Национальное счетоводство. Основные макроэкономические показатели:
а) валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт;
б) способы исчисления ВНП;
в) номинальный и реальный ВНП.
г) чистый национальный продукт, национальный доход, личный доход,
располагаемый доход.
3. Чистое экономическое благосостояние и уровень жизни населения.
Тема 10. Макроэкономическое равновесие
1. Понятие макроэкономического равновесия, его модели.
2. Совокупный спрос и совокупное предложение, их сбалансированность.
3. Потребление и сбережение. Мультипликатор автономных расходов.
4. Макроэкономическое равновесие и реальная процентная ставка. (модель IS-LM).
Тема 11. Макроэкономическая нестабильность(4 час.)
Лекция первая
1. Содержание и общие черты экономических циклов.
2. Характеристика фаз экономического цикла.
3. Функции экономического кризиса.
4. Теоретические концепции причин экономических кризисов.
Лекция вторая
1. Рынок труда и безработица. Типы безработицы, ее показатели.
2. Естественная безработица. Закон А. Оукена.
3. Инфляция, ее показатели.
4. Формы и виды инфляции. Экономические и социальные последствия инфляции.
5. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса.
Тема 12. Экономический рост
1. Экономический рост и его значение. Темпы роста.
2. Факторы экономического роста.
3. Типы экономического роста. Факторы, определяющие динамику ВНП.
4. Новое качество экономического роста.
Тема 13. Кредитно-денежная система
1. Денежные системы. Денежное обращение.
2. Спрос и предложение денег. Денежные агрегаты.
3. Кредит как экономическая категория. Принципы кредита. Виды кредита.
4. Кредитная система. Функции банков.
Тема 14. Финансы и финансовая система
1. Финансы. Функции финансов.
2. Финансовая система и ее структура.
3. Государственный бюджет как главное звено финансовой системы. Доходы и расходы государственного бюджета.
4. Дефицит государственного бюджета и способы его покрытия.
5. Государственный долг, его виды и возможности обслуживания.
Тема 15. Экономическая роль государства
1. Государство и рынок. Понятие государственного регулирования экономики, его объективный характер.
2. Формы государственного регулирования экономики.
3. Основные инструменты государственного регулирования:
а) Государственный сектор в рыночной экономике и государственное предпринимательство;
б) экономическое прогнозирование и программирование;
в) фискальная политика.
4. Границы эффективности государственного регулирования.
5. Социальная политика государства.
1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник для вузов/Е.Ф. Борисов; Моск. гос. юрид. акад. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010
2. Воробьев Е.М. Экономическая терия: курс лекций/Е.М. Воробьев. – М.: Эксмо, 2009
3. Грязнова А.Г., Соколинский В.М. Экономическая теория: учебник/А.Г. Грязнова, В.М. Соколинский. 5-е изд., испр. и доп. - М.: КНОРУС, 2010.
4. Гусейнов Р.М., Семенихина В.А. Экономическая теория: Учебник/АР.М. Гусейнов, В.А. Семенихина.. – М.: Омега-Л, 2008
5. Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория: учебник для вузов/под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. 3-е изд. – СПб: Питер, 2008
6. Доллан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель./ Пер. с англ. В.Лукашевича и др.; Под ред. Б.Лисовика и В.Лукашевича. СПб., 1992.
7. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика: Пер.с англ. М.: Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997.
8. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, национальная экономика: Учебник/под общей ред. А.В. Сидоровича. - М.: МГУ, Изд-во "ДИС", 2008.
9. Курс экономической теории: Учебник для вузов./под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой, 5-е изд., испр. и доп. - Киров: АСА, 2006.
10. Макконелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика учебник,:пер. с англ./К.Р. Макконелл, С.Л. Брю. – 17-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2009.
11. Носова С.С. Экономическая теория: учебник/С.С. Носова. – 2-е изд., испр. – М.: КНОРУС, 2009.
12.Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономикс: Пер.с англ. М.: Изд-во "БИНОМ", 1997.
13. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. – М.: Норма, 2006
14.Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник/Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. – М.:Юрайт, 2009
15. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. М.:Дело, 1997.
16. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Сборник задач по экономической теории. Микроэкономика и макроэкономика. Киров, 2008.
17. Экономическая теория: учебник/под ред. Е.Н. Лобачевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт,; Высшее образование, 2010.
18. Экономическая теория: учебник – Изд. 2-е./Под общей ред. А.И. Добрынина и Г.П. Журавлевой. М.: ИНФРА-М, 2011.
19. Экономическая теория: Учебник. / В.И. Антипина, О.В. Бубнова, под ред. И.П. Николаевой. – М.: Проспект, 2008.
20. Экономическая теория: Учебник для вузов/Г.П. Журавлева, В.В. Громыко, М.И. Забелина и др., под общ. Ред. Г.П. Журавлевой. – М.: Дашков и К, 2008.
21. Экономическая теория: учебное пособие/колл. авторов; под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной, А.И. Юданова. М.: Кнорус, 2010.
22. Экономическая теория: основные понятия, тесты и задачи: Учебно-методический комплекс. Изд.второе, стереотипное/Под общ. Ред. В.И. Кушлина, Г.Ю. Ивлевой. М.: Изд-во РАГС, 2010..
Дополнительная
Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России/С.Ю. Глазьев. – М.: Экономика, 2010.
Леонтьев В.В. Межотраслевая экономика: Пер.с англ./В.В. Леонтьев.- М.: ОАО Изд-во "Экономика", 1997.
Линдблом У. Рыночная система: Что это такое, как она работает и что с ней делать/М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2010.
Маршалл Дж.Ф., Бансал В.К. Финансовая инженерия: Полное руководство по финансовым нововведениям: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1998.
Сакс Дж., Ларрен Ф. Макроэкономика Глобальный подход: Пер. с англ. М.: Дело, 1996.
Новицкий А.А. Инновационный путь России. – М.: Омега-Л, 2009
Паршаков Е.А. Экономическое развитие общества: концепцимя кооперативного социализма. – М., 2008
СандерсМ., Льюис Ф., Торнхилл Э. Методы проведения экономических исследований. – М.: Эксмо, 2006
Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1997.
Цаголов Г.Н. Модель для России/Г.Н. Цаголов, 2-е изд. – М.: Международ. Отношения, 2010.
Фонотопов А.Г. Россия: инновации и развитие. М.: Бином, 2009
Янг, МакОли Дж. Экономика для топ-менеджеров: Бизнес-курс МБА. – М.: Омега-Л, 2008
Семинарские занятия
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
Тема 1. Предмет и метод экономической теории (2 часа).
1. Общественное производство. Производство и воспроизводство.
2. Предмет экономической теории, ее функции. Место экономической теории в системе экономических наук.
3. Методы экономической теории. Экономические законы и категории. Экономические модели.
4. 4. Экономический выбор и ограничения в экономике.
а) экономические потребности, экономические блага, экономические ресурсы;
б) эффективность использования ресурсов; кривая производственных возможностей;
в) ресурсы и факторы производства.
Доклады и рефераты
1. Современная экономическая культура и проблемы ее формирования.
2. Различные теоретические подходы к определению предмета экономической теории.
Литература
[9], гл.2, 3; [19], гл.1, 2; [21]; гл.1; [22], гл.1,2,3; [17], гл.1, 2.
Учебные задания
1. Выберите из учебников различные определения предмета экономической теории и определите, какое из них вам кажется наиболее точным.
2. В чем состоит, на ваш взгляд, условность разделения экономики на микро- и макросистемы?
3. Оцените правильность высказывания:
а) Микроэкономика - это раздел курса экономической теории, который концентрируется на экономическом поведении отдельных экономических агентов, принимающих решения об использовании ограниченных ресурсов.
б) Экономические модели не используются на практике; если это происходит, они не могут называться моделями.
в) Как предмет экономической теории, так и методы менялись по мере развития науки.
4. Выберите правильный ответ:
1). Что изучает экономическая теория или что составляет предмет экономической теории:
а) показатели развития отраслей национального хозяйства;
б) экономическую статистику;
в)бухгалтерский и иные способы учета экономической деятельности;
г) общие законы развития экономической цивилизации;
е) принципы построения хозяйственного механизма рыночной системы.
2) Если экономические обобщения основываются на фактах, то такой метод анализа является:
а) описательным;
б) гипотетическим;
в) дедуктивным;
г) индуктивным.
3) Если исследуется экономика, как целостная система, то это анализ:
а) микроэкономический;
б) макроэкономический;
в) позитивный;
г) нормативный.
5. Как изменялся объект исследования экономической теории с древнейших времен до наших
6. Проанализируйте утверждение: "Неверно, что потребности насытить невозможно. Я получаю то количество кофе, которое я хочу выпивать каждое утро за завтраком".
7. Объясните понятие ограниченности, что понимается под ограниченностью ресурсов.
8. В чем заключается проблема экономического выбора?
9. Что представляет собой график производственных возможностей? Возможен ли сдвиг кривой производственных возможностей? При каких условиях?
Тема 2. Экономические системы
1.Экономическая система: понятие, типы.
2. Экономическое содержание категории "собственность".
Эволюция объектов и форм собственности.
3. Экономическая теория прав собственности.
4. Реформирование отношений собственности в России.
Литература
[9], гл.4; [19], гл.2; [21], гл.1; [18], гл. 9; [17], гл.3.
Учебные задания
1. Понятия экономической системы разными экономистами трактуется по-разному. Проанализируйте приведенные определения.
а) "Экономическая система - это совокупность механизмов и институтов для принятия и реализации решений, касающихся производства, дохода и потребления в рамках определенной географической территории" (П.Грегори, Р.Стюарт);
б) "Экономическая система включает все институты, организации, законы и правила, традиции, убеждения, позиции, оценки, запреты и схемы поведения, которые прямо или косвенно воздействуют на экономическое поведение и результаты" (Ф.Прайор);
в) "Экономика каждой страны - это большая система, в которой много разных видов деятельности, и каждое звено, компонент системы может существовать только потому, что получает что-либо от других, то есть находится во взаимосвязи и взаимозависимости от других звеньев" (В.Леонтьев).
2. Как связаны между собой понятия "экономическая система" и "цивилизация"?
3. В чем суть формационного подхода к анализу общественно-экономических систем?
4. Назовите основные черты "человека экономического". Соответствуют ли они вашим представлениям о современном предпринимателе?
5. Можно ли утверждать, что феномен собственности относится к важнейшим общечеловеческим ценностям?
6. Проанализируйте марксистский и западный подходы к определению собственности.
7. Ценностный эффект" от собственности - это важнейший признак, наиболее точно улавливающий экономическую суть отношений собственности. Как вы это понимаете?
8. Согласны ли вы с утверждениями, что собственность в настоящее время теряет свое социально-экономическое значение, сохраняется лишь ее юридическая сторона?
Тема 3. Рынок и рыночная экономика
1. Рынок и рыночная экономика. Условия возникновения и функции рынка.
2. Субъекты рыночной экономики: домохозяйство, фирма, государство. Кругооборот продукта и дохода.
3. Типология рынка. Структура рынка. Рыночная инфраструктура.
4. Товар и его свойства:
а) трудовая теория стоимости, потребительная стоимость, меновая стоимость;
б) теория предельной полезности, полезность, ценность; закон убывающей полезности.
5. Деньги, их сущность и происхождение. Рационалистическая и эволюционная концепции возникновения денег. Функции денег.
Литература
[9], гл. 4-5; [19], гл.3; [21], гл.1; [18], гл.4-5, 8; [17], гл.4.
Учебные задания
1. В чем заключаются причины возникновения рынка?
2. Прокомментируйте следующее сравнение из американского учебника "Экономикс": "Осел получает от своего хозяина то пинки, то вкусную морковь, чтобы стронуться с места. Подобно этому, рыночная экономика распределяет прибыли и убытки между конкурентами, чтобы решить проблемы ЧТО, КАК, ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ".
3. Многие экономисты считают, что экономике России свойственны такие особенности, которые не позволяют позаимствовать ни одну из известных в мире моделей рыночной системы. Приведите примеры и объясните, о каких особенностях идет речь?
4. Принято считать, что только рыночная организация экономики создает специфические стимулы и принципы ведения хозяйства. Что к ним относится и почему, на ваш взгляд, они запрещались в большинстве стран с командно-административной экономикой?
5.Сопоставьте объяснение процессов рыночного ценообразования теориями предельной полезности и трудовой стоимости. Какое из них представляется вам более обоснованным?
6.Какие причины вызывают "бартеризацию" российской экономики?
7. Опишите возможные нарушения функции меры стоимости. Какие формы они принимают в современной России?
8 Какие современные формы денег вы знаете? В чем состоят особенности их развития в России?
Тема 6. Спрос, предложение и рыночное равновесие
1. Потребности и платежеспособный спрос. Закон спроса.
а) определение спроса; величина спроса;
б) закон спроса; кривая спроса;
в) эффект дохода и эффект замещения.
2. Предложение. Закон предложения:
а) предложение; величина предложения;
б) закон предложения; кривая предложения; факторы смещения кривой предложения.
3. Цена, ее функции в рыночной экономике.
4. Определение эластичности:
а) эластичность спроса; факторы эластичности спроса;
б) эластичность предложения; факторы эластичности предложения; эластичность предложения в разных рыночных периодах.
5. Рыночное равновесие и его устойчивость:
а) равновесная цена и равновесный объем;
б) излишки производителя и потребителя;
в) равновесие по Л.Вальрасу и А.Маршаллу.
Литература
[9], гл.6; [19], гл.4; [21], гл.2; [18], гл. 6; [17], гл. 5.
Учебные задания
1. Чем отличается функция спроса от функции спроса от цены?
2. Охарактеризуйте неценовые факторы (детерминанты) спроса. Какие ценовые и неценовые факторы наиболее сильно влияют на спрос в современной России?
3. Какую роль имеет фактор времени в формировании рыночного предложения? Есть ли иные неценовые факторы предложения?
4. Какие факторы предложения особенно важны для современной ситуации в России?
5. Кривая спроса на графике имеет вид ниспадающей линии, "убывающей" к оси количества покупаемых товаров. Чем можно объяснить такой вид кривой спроса?
6. Закон предложения может быть изображен на графике в виде кривой с положительным наклоном. Что означает такой вид кривой предложения?
7.Объясните возможности практического использования понятия эластичности в практической деятельности предпринимателя.
8. Целесообразно ли государственное вмешательство в процессы рыночного ценообразования? Приведите примеры удачного и неудачного государственного вмешательства из российской практики.
9. Экономическая теория доказывает, что налогообложение не нарушает законов спроса и предложения. Однако применение налога всегда повышает цену продаваемых товаров, следовательно, возникает тенденция сокращения продаж по возросшей цене. Так есть ли здесь нарушение законов спроса и предложения?
10. Начертите график равновесия спроса и предложения на рынке некоего товара, укажите точку его равновесной цены. Объясните, почему площадь на графике выше точки равновесной цены называют областью товарных излишков и, наоборот, площадь ниже этой точки - областью дефицитов? Какое влияние на спрос и предложение оказывает государственное регулирование цен? Изменения какого характера (появляется избыток или дефицит товаров) возникает на рынке? Аргументируйте ваш ответ, смещая соответствующие кривые графика равновесия.
Тема 5.Теория потребительского поведения (для самостоятельного изучения).
1. Домохозяйство как субъект рыночной экономики.
2. Анализ потребительских предпочтений. Функция полезности.
3. Бюджетные ограничения.
4. Оптимум потребителя. Поведение потребителя и классификация спроса.
Литература
[9], гл.6; [19], гл. 5; [21], гл. 2; [18], гл. 11, 12; [17], гл. 7.
Учебные задания
1. Как известно, есть группы покупателей, потребительское поведение которых можно описать, пользуясь понятиями " эффект толпы", "эффект сноба", "эффект Веблена". Что означают эти понятия?
2. Кардинализм и ординализм - это два направления в теории потребительского поведения. Сформулируйте их общие черты и различия.
3. Правило максимизации полезности гласит, что предельные полезности приобретаемых товаров в расчете на одну денежную единицу должны быть одинаковыми. Могут ли этим правилом руководствоваться студенты, обедающие в университетской столовой? Применимо ли это правило при покупке компьютеров?
4. Объясните причину и продемонстрируйте на графике ситуацию, когда изменение соотношения цен на товары приводит к изменению угла наклона бюджетной линии.
5. Бюджетная линия - это линия покупательной способности потребителя, определяющая Реальные возможности покупок и благосостояния в целом. Можете ли вы найти общие характеристики и какие-либо различия между понятиями "бюджетной линии потребителя" и "кривой производственных возможностей экономики"?
Тема 6. Фирма в системе рыночных отношений
1. Сущность и условия предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательства.
2. Фирма и ее роль в экономике:
а) фирма как иерархическая система;
б) трансакционные издержки как фактор отбора экономических институтов;
в) факторы эффективности фирмы, ограниченность эффективности.
3. Издержки производства: бухгалтерские и экономические. Теории издержек производства.
4. Различия издержек в краткосрочный и долгосрочный периодах:
а) валовые издержки, постоянные и переменные издержки;
б) средние и предельные издержки;
в) проблема оптимизации издержек на российских предприятиях.
Литература
[9], гл. 8; [19], гл. 6,7; [21], гл.3; [18], гл. 13; [17], гл.7, 8.
Учебные задания
1. Объясните, чем отличается экономический подход к определению величины издержек от бухгалтерского?
2. Какие затраты вы отнесете к явным, а какие к неявным издержкам?
3. Что такое кратко- и долгосрочный периоды в экономическом понимании?
4. Объясните взаимосвязь краткосрочной производственной функции и закона убывающей отдачи.
5. Какое правило является более общим: правило максимизации прибыли или правило наименьших издержек? Почему?
6. Подсчитайте средний и предельный продукт фирмы, если известны следующие данные:
Число рабочих Совокупный продукт |
1 30 |
2 70 |
3 100 |
4 120 |
5 130 |
6 135 |
7 140 |
8 140 |
7. Вы вложили в предприятие собственные средства в размере 20 млн. руб. По итогам года получены следующие результаты: общий доход от деятельности предприятия составил 10 млн. руб.; бухгалтерские издержки составили 8 млн. руб.; банковский процент составляет 15% годовых.
Получите ли Вы при данных результатах нормальную прибыль? Удачно ли Вы разместили свои денежные средства? Ответ аргументируйте.
8. В случае повышающегося эффекта масштаба производства при прочих равных условиях как будут вести себя долгосрочные средние издержки:
а) останутся постоянными;
б) уменьшатся;
в) возрастут.
Дайте правильный ответ.
9. Оцените правильность высказывания:
"Кривая предложения в долгосрочный период является более эластичной, чем кривая предложения в краткосрочный период потому, что в долгосрочный период масштабы использования большего количества ресурсов могут быть пересмотрены".
10. Если фирма увеличивает затраты на ресурсы на 10%, а объем производства возрастает при этом на 15%, то в этом случае:
а) наблюдается отрицательный эффект масштаба;
б) наблюдается положительный эффект масштаба;
в) действует закон убывающей производительности;
г) кривая LATC сдвинется вверх;
д) фирма получает максимальную прибыль.
Тема 7. Производство и ценообразование в различных рыночных
структурах(4 час.)
Занятие первое
1.Понятие конкуренции, поведенческий, функциональный и структурный подходы к определению конкуренции.
2.Условия совершенной конкуренции, ее идеальный характер.
3.Спрос и предложение фирмы в условиях совершенной конкуренции:
а) варианты поведения фирмы в краткосрочном периоде;
б) максимизация прибыли и правило MC=MR;
в) динамика прибыли и объема предложения в долгосрочный период.
4.Совершенная конкуренция и эффективность экономики. Позитивные и негативные стороны влияния совершенной конкуренции на эффективность.
Учебные задания
1. Объясните различия между поведенческой и структурной трактовками конкуренции.
2. Сравните следующие определения конкуренции. Какое из них, на ваш взгляд, наиболее точное:
"Конкуренция - это соревнование между хозяйствующими субъектами ради прибыли";
" Конкуренция - это отношения между хозяйствующими субъектами по поводу сравнения экономических результатов их деятельности";
" Конкуренция - это принудительная форма реализации объективно действующих законов рыночной экономики";
3. По каким признакам различаются типы рыночных структур?
4. Назовите условия и критерии совершенной конкуренции.
5. Каковы принципиальные варианты поведения конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах?
6. Какую роль играет отсутствие барьеров в установлении нулевой экономической прибыли в долгосрочном периоде на рынке совершенной конкуренции?
7. Выберите правильный ответ.
Экономическая прибыль фирмы:
а) не может иметь место на конкурентном рынке в долгосрочном периоде;
б) эквивалентна бухгалтерской прибыли;
в) имеет место всякий раз, когда валовые издержки фирмы превышают ее валовую выручку;
г) существует всегда, когда предельная выручка превышает предельные издержки;
д) все предыдущие ответы неверны.
8. Может ли фирма - совершенный конкурент - влиять на величину своего валового дохода (TR)? Если да, то каким образом? Если нет, то почему?
Литература
[9], гл. 8; [19], гл. 8; [21], гл. 4; [18], гл. 14; [17], гл. 8.
Занятие второе
1. Несовершенная конкуренция, ее предпосылки. Структура рынка несовершенной конкуренции.
2. Монополистическая конкуренция, ее условия. Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции.
а) краткосрочный период, выбор оптимального объема производства;
б) долгосрочный период; временный характер экономической прибыли. Равновесие в долгосрочном периоде.
3. Олигополия, ее характеристика.
а) барьеры вступления в отрасль;
б) поведение фирмы в условиях олигополии; модель Курно;
в) разновидности олигополии: нескоординированная олигополия; картели; картелеподобная структура рынка. Принципы антимонопольной политики.
Литература
[9], гл. 8; [19], гл. 9; [21], гл. 5; [18], гл. 15; [17], гл. 8.
Учебные задания
1. Опишите общие черты рынков несовершенной конкуренции.
2. Что такое дифференциация продукта и какую роль она играет в формировании рынка монополистической конкуренции?
3. Объясните, почему дифференциация продукта играет большую роль в адаптации российской экономики к рынку.
4. Объясните принцип выбора оптимального размера выпуска продукции в условиях монополистической конкуренции.
5. На чем основана рыночная власть у фирм - монополистических конкурентов, ведь объем их производства и продаж может быть очень малым?
6. Нередко подчеркивается неэффективность и потери для общества, связанные с монополистической конкуренцией:
-фирма не функционирует в низшей точке своих долгосрочных средних издержек;
-разрыв между ценой и предельными издержками, как в условиях чистой конкуренции, означает определенное "недопроизводство" продукции;
-сокращение большого числа мелких фирм, так как их присутствие на рынке привело бы к снижению цен.
Есть ли у Вас какие-либо доводы в защиту монополистической конкуренции?
7. Опишите динамический аспект положения фирмы - монополистического конкурента в долгосрочном периоде. Какую роль играют повторные дифференциации продукта?
8. Опишите особенности олигополистического рынка. Что является главным барьером на пути проникновения в олигополистическую отрасль?
Опишите состояние равновесия на олигополистическом рынке в соответствии с моделью Курно. Всегда ли оно достигается?
9. Можно ли сказать, что процессы денационализации или приватизации тождественны понятию демонополизации?
10. Как руководитель крупной компании, занимающей монопольное положение в области производства прохладительных напитков, приведите доводы против принятия антимонопольного законодательства.
11. Как глава комиссии по антимонопольному регулированию, приведите доводы в пользу принятия антимонопольного законодательства.
Доклады и рефераты
1. Дифференциация продукции как способ адаптации к рынку в России.
2. Реклама и ее функции.
3. Олигополия как преобладающий тип рынка в России.
4. Трудности политики демонополизации в России.
Тема 8. Рынок факторов производства
1.Рынок факторов производства, его особенности. Различные теоретические подходы.
2.Рынок труда:
а) труд как фактор производства, его характеристика;
б) заработная плата, ее системы, различные подходы к определению заработной платы;
в) соотношение спроса и предложения труда в условиях совершенной конкуренции;
3. Капитал как фактор производства. Различные подходы к определению капитала.
4. Рынок основного капитала. Фактор времени. Дисконтирование. Процент.
5. Земля как фактор производства. Особенности рынка природных ресурсов.
6. Аграрный сектор экономики, Экономическая рента. Цена земли.
Литература
[9], гл. 9, 10; [19], гл. 10; [21], гл. 6; [18], гл.18, 19; [17], гл.6.
Доклады и рефераты:
1. Заработная плата в современной России.
2. Формирование рынка труда в современной России.
3. Проблемы инвестиционной активности в России.
4. Экспорт возобновляемых ресурсов и его значение и последствия для России.
5.Проблемы развития сельского хозяйства в современной России. Цена земли.
Учебные задания
1. Опишите взаимосвязь спроса на ресурсы и величины прибыли в рыночной и плановой экономике.
2. Оцените правильность высказывания:
1) Предельный физический продукт показывает, насколько увеличивается выпуск, если использование данного ресурса увеличивается на одну единицу, при этом использование других ресурсов остается неизменным.
2) Фирма приобретает ресурсы экономически эффективно, если последний рубль, затраченный на каждый ресурс, приводит к одному и тому же увеличению выпуска продукции.
3) Управляющий на обувной фабрике, на которой работают квалифицированные и неквалифицированные работники, являющиеся совершенными заменителями друг друга в соотношении 3 неквалифицированного работника за 1 квалифицированного, хочет минимизировать издержки, когда ставка заработной платы квалифицированных работников составляет 15 долл. В час, а ставка неквалифицированных работников составляет всего 4,5 долл. В час, должен использовать на фабрике только квалифицированных рабочих.
3. В условиях совершенного рынка оплата труда работников соответствует продукту предельного (последнего по уровню производительность) работника. Не кажется ли Вам, что это несправедливо? Чтобы произошло, если бы каждый работник получал строго в соответствии с собственной производительностью?
4. Покажите с помощью графиков спроса и предложения, что происходит на рынке труда при установлении государством минимальной оплаты труда.
5. Объясните с точки зрения производного спроса на факторы производства, почему такие профессии, как пряха, кузнец и т.п. стали "умирающими", ведь изделия ручного труда достаточно высоко ценятся.
6. Опишите, в чем состоят отличия фактора «капитал» от фактора «труд и земля».
7. Какова связь между размерами оборотных средств предприятия и его финансовой устойчивостью?
8. Возможна ли ситуация, когда реальная процентная ставка будет иметь отрицательное значение? Ответ аргументируйте.
9. Земельный участок стоит 250 тыс. руб. при ставке банковского процента равной 10 %, и ежегодном темпе инфляции в 5 %. Как изменится цена этого участка (при прочих равных условиях), если ставка банковского процента возрастет до 15%, а ежегодный темп инфляции - до 10%?